Доклад на методическом объединении Активные формы обучения на уроках русского языка
Доклад на тему: Активные формы обучения на уроках русского языка. (Из опыта работы)
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей, которая стоит перед школой, является повышение знаний ее воспитанников. Путь реализации этой задачи один - заинтересовать ребят учебой, добиться, чтобы процесс познания доставлял им радость.
Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза уже стала традиционной. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, т.к. обычный школьный урок вдумчивому учителю дает безграничные возможности для творчества.
В настоящее время учитель сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроках, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.
На мой взгляд, повысить эффективность усвоения учащимися учебного материала можно различными способами. Главное - повысить познавательность и занимательность урока, его проблемность.
Личная концепция учителя:
поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений,навыков учащихся;
реализация задачи формирования орфографических и пунктуационныхумений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностейучащихся;
включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
усиление практической направленности обучения русскому языку на основевовлечения учащихся в различные виды деятельности;
создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества,сопереживания, взаимной поддержки.
Цель всех программ по русскому языку, и старых, и новых, одна: научить школьников правильно и свободно пользоваться как в устной, так и в письменной форме богатствами русского литературного языка. Но пути достижения этой цели различны.
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку. Я работаю над поиском и широким использованием активных форм и методов на уроках русского языка, при этом своей главной задачей считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема моего доклада «Активные формы обучения на уроках русского языка». Актуальность темы заключается в наличии познавательных интересов у школьников, которые способствуют росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности обучения.
Грамотно построить урок с использованием активных форм и методов, можно лишь используя при «проектировании» урока общие закономерности, принципы и правила поведения дидактики, зная содержание и сущность урока как формы организации учебного процесса.
Показателями эффективности таких уроков можно считать не только прочные знания учащихся, но и прежде всего сформированную потребность в новых знаниях, в самообразовании и самоусовершенствовании.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей ясного мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Вот почему я уделяю таким формам внимание, которые способствовали бы организации диалога, живой и свободной связи между учителем и учащимися, создавали бы возможность выражения своего собственного «я» для каждого ученика.
Г. И. Щукина пишет, что «включение различных видов деятельности не только обогащает познание, но и способствует общему развитию школьника, формированию его личности благодаря важнейшим личностным свойствам, познавательному интересу, активности, самостоятельности». Специфика приемов и способов различных видов деятельности способствует активизации учения школьников, расширяет зону познавательных интересов.
Привычной формой в системе работы школы стали семинары и зачеты. Цель этих форм обучения - создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.
Семинар - это форма организации урока, предполагающая гласное, публичное обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся над источниками информации. Имеется множество разноречивых позиций относительно семинара. По- разному оценивается его структура, особенности, место в образовательном процессе.
«В практике преподавателей используется несколько видов семинарских занятий:
-на аналитическом учащиеся самостоятельно анализируют тексты, составляют планы, схемы...;
-эвристический предполагает применение знаний в измененной ситуации в докладе, научном моделировании...;
-контрольно - обобщающий проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям». Применять семинар можно на любом этапе изучения темы. В школьной практике учитель берет на себя содержательную разработку семинара, назначает действующих лиц. Их функции приведены в следующей таблице:
Персонаж
Функционал персонажа
Докладчик
Изложение в тезисной форме существа защищаемой точки зрения, позиции: основные положения, факты.
Содокладчик
Подкрепление документами, обоснование, иллюстрирование позиции докладчика.
Оппонент
Демонстрация контрпримеров и контраргументов, изложение иной точки зрения.
Эксперт
Сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определение областей их истинности. «Трудно преодолеть распространенный стереотип мышления о существовании объективно «правильных» и «неправильных» ответов. История научной мысли показывает, что появившиеся идеи, гипотезы или теории оказываются истинными в определенной логике или аксиоматике, которая пока неизвестна». (Хуторский А.В., 1998, с.219)
Провокатор
«Каверзные» вопросы, неожиданные примеры, инициирующие общую дискуссию.
Ассистент
Материально - техническое обеспечение и поддержка работы остальных персонажей.
Такая форма организации урока трудоемка и требует много времени.
Уроки - семинары - особые уроки уже потому, что на рабочем месте учащихся, .кроме привычных учебников, лежат новые, впервые увиденные ими книги о языке, лежат творческие и исследовательские работы, рефераты, тетради-справочники. Работа учеников на уроке - это участие в общем процессе познания: они выступают, слушают высказывания товарищей, задают вопросы, рецензируют, делают необходимые для себя записи, выделяя главное, анализируют услышанное и записанное, включают в свой активный запас знаний.
Урок- семинар требует серьезной подготовки и учащихся, и учителя.
Готовясь к семинару и работая на самом уроке - семинаре, учащиеся делают записи в специальных тетрадях, форма записей свободная: одни делают краткие конспекты по вопросу, другие пишут рефераты. Учащиеся учатся работать с серьезной литературой, делать самостоятельные выводы, даже маленькие самостоятельные исследования и открытия.
Каждый ученик должен знать, что конечный результат семинара -орфографическая и пунктуационная грамотность.
Семинар рассчитан на два часа, чтобы каждый ученик имел возможность высказаться; но работа не утомляет класс, так как виды деятельности учащихся на нем разнообразны. Предусмотрено использование занимательных материалов по грамматике. Чтобы все вопросы на семинаре были освещены достаточно полно, можно предложить учащимся разбиться на группы и выбрать для основательного исследования один вопрос. Кому-то учитель может дать и индивидуальное задание. Выбор вопроса свободный. В течение 4-5 дней, подбирая литературу, учащиеся могут перейти из одной группы в другую. Важно, чтобы задание давалось дифференцированно, чтобы в работу были вовлечены все ученики, а неуверенные в себе ребята получили поддержку и консультации учителя, а сильные - его одобрение. В течение всего периода подготовки учитель консультирует учащихся, помогает подобрать литературу, предоставляет учащимся материалы школьного учебного комплекса и личную библиотеку. Группы советуются с учителем, продумывают форму своего выступления: группа может выделить одного выступающего, который обобщит подготовленный всеми материал, а могут выступать все члены группы, поделив материал.
При подготовке к семинару в 8 классе по теме: «Главные члены предложения» класс делится на 5 групп (по 4-5 человек). Каждая группа работает по одной из тем семинара, объявленных за неделю до его проведения: I группа: Подлежащее как главный член предложения. 2 группа: Простое глагольное сказуемое. 3 группа: Составное глагольное сказуемое. 4 группа: Составное именное сказуемое. 5группа: Тире между подлежащим и сказуемым
На семинаре выступление каждого носит характер свободного высказывания, написанные дома тексты не читаются, а излагаются устно (перед собой учащиеся имеют только план реферата). После выступления другой ученик предлагает классу примеры, подобранные им самостоятельно из литературных произведений, для коллективного выполнения, выступая при этом в роли «учителя». Третий ученик в это время записывает свои примеры на доске. Четвертый - рецензирует ответ товарища, заранее просматривая его реферат.
Учитель на семинаре является не только ведущим, но и равноправным его участником, поэтому он должен предложить на самом уроке либо новый материал, либо интересное задание, дополнить и разъяснить выступления учащихся, если в этом возникает необходимость.
Семинар заканчивается. Я говорю:
- Прошу вас отрецензировать выступления товарищей.
- Чьи выступления показались самыми интересными и почему?
- Какие вопросы и задания требуют еще дополнительной работы?
Семинар вызвал интерес к теме урока, стимулируя дальнейшую самостоятельную работу учащихся, способствовал формированию прочных и осознанных знаний о главных членах. Именно в таких группах, на мой взгляд, ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощи и стремления не подвести других.
Проведение таких уроков позволяет, во-первых, отойти от базовой модели, которая чаще всего строится по одному и тому же трафарету: опрос, изложение нового материала, закрепление, задание на дом; во-вторых, при изложении материала помогает избежать простой констатации фактов, в-третьих, дают возможность повысить степень активности школьников, которая является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его мастерства. На уроках во всех классах используется индивидуально-групповая форма организации познавательной деятельности школьников. Это помогает включить ребят в деловое общение, здесь все имеют право на оценку работы своих товарищей, помогают им выступать в роли консультантов, экзаменаторов, помощников учителя.
В 9 классе был проведен семинар по теме «Бессоюзные сложные предложения» (2 часа). Целью урока-семинара было обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы, осознание места данной темы в разделе «Синтаксис и пунктуация», закрепление умения сопоставлять языковые умения, совершенствование устной монологической и письменной речи учащихся, совершенствование навыков работы с лингвистической и справочной литературой.
Задание к семинару было дано учащимся за 2 недели: указан список литературы, даны вопросы и задания.
На семинаре были освещены вопросы:
С какими новыми книгами по теме семинара вы познакомились? Как в нихориентировались? Пользовались ли справочным аппаратом книг?
С какими новыми терминами вы столкнулись? Как их поняли?
Можно ли в области синтаксиса сделать открытия?
Какова история появления и названия знаков препинания в русском языке?
В каких пособиях правила пунктуации систематизированы по знакампрепинания?
Как часто бессоюзные сложные предложения встречаются в нашей устной иписьменной речи? Какова сфера употребления? Как часто вы пользуетесьими в сочинениях?
8. Какие из бессоюзных предложений чаще употребляются в произведениях
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.М. Горького?
9. Какие примеры в различных пособиях вам показались наиболее
интересными?
Было дано задание:
1.Подобрать текст для анализа интонационно-смысловых связей из любого художественного произведения. Подготовиться к его выразительному чтению.
2.Составить свой текст с бессоюзными предложениями на любую из тем:«Удивительное рядом», «Любимая книга», «Любимое музыкальноепроизведение».
Чтобы на семинаре были освещены все вопросы, учащимся было предложено разбиться на группы и выбрать себе задания и литературу для подготовки. Задания давались дифференцированно и на выбор (особого внимания при распределении заданий требуют слабые учащиеся).
Большой интерес у школьников вызвали вопросы о возможности открытий в области синтаксиса, о дискуссии ученых относительно сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Лингвистика показалась им живой и интересной наукой. Наблюдения над древнерусскими текстами с отсутствием многих знакомых знаков препинания были восприняты на новом уровне, когда учащиеся узнали, что в 11 веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в 14 веке появилась запятая, в 15 веке - точка с запятой, в 16 веке - вопросительный знак, в 18 веке - восклицательный знак, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М. Карамзин.
Проанализировав примеры бессоюзных предложений в произведениях
А.С. Пушкина, учащиеся сделали вывод о том, что поэт часто пользуется запятой, реже двоеточием, совсем редко - тире. Обратившись к современной литературе и газетным материалам, убедились, что знак двоеточие явно вытесняется знаком тире. Ребята отметили, что в произведениях И.С. Тургенева особенно часто используются конструкции сложных предложений с точкой запятой, у А.М. Горького - с тире, у М.Ю. Лермонтова часто встречается многоточие. Учащиеся убеждаются, что знаки препинания - это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.
Анализ самостоятельно подобранного текста - своеобразная исследовательская работа школьников.
Ученики психологически были подготовлены к самостоятельной работе по углублению и расширению знаний, полученных на уроке. Такой настрой и обеспечил успех.
В течение двух недель подготовки были организованы консультации для тех, кто в них нуждался, группы докладывали о своей готовности, советовались с учителем.
Результат семинара
· - возросший интерес к родному языку, приобщение к научной и научно - исследовательской литературе, развитие монологической речи учащихся, совершенствование навыков выразительного чтения, пунктуационных навыков.
Прочно вошли в мою практику уроки - зачеты. На мой взгляд, значение этих уроков трудно переоценить. Они, способствуя систематизации знаний и формированию умений и навыков, помогают ученикам верить в свои возможности, стимулируют учебную деятельность учащихся. Способы проведения таких уроков могут быть различными, но цель их одна - проверка и совершенствование знаний, умений и навыков, связанных с усвоением какого-либо раздела программы.
Урок-зачет - одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного.
Система уроков-зачетов определяется учителем при составлении им календарно-тематического планирования на год. Проведение таких уроков целесообразно при завершении изучения темы, раздела, курса.
Успешность проведения урока - зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся.
Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов (ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: сделают «Лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя; примут участие в размножении некоторых материалов: памяток, справочных карточек для слабоуспевающих учеников, карточек - заданий для индивидуальной работы и т.д. Если возникнет необходимость, они окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.
Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогают учителю проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в «Лист учета знаний». Усвоение ассистентами материала по данной теме учитель контролирует по мере изучения его на уроках, предшествующих зачету. При этом проверяется как знание теоретического материала, так и степень овладения практическими умениями и навыками, для чего выполняются письменные задания, аналогичные тем, которые будут предложены на зачете остальным учащимся. Успешное выполнение всех видов заданий обеспечивает более квалифицированную помощь консультантов учителю.
Подготовительная работа проводится и с остальными учащимися класса. На первом же уроке изучение темы школьников ставят в известность о том, что по ней предусмотрено проведение зачетов. Учитель сообщает время его проведения, знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков, дает список справочной литературы, которая может быть использована при подготовке к зачету.
Практика показывает, что там, где учитель доводит до сведения школьников, какие конкретные, определенные цели поставлены при изучении темы и какие конкретные результаты при этом должны быть достигнуты, создается мотивация учения, что организует и дисциплинирует учащихся. Отмечено, что уже одно только объяснение школьникам, с какой целью выполняется то или иное упражнение (для чего? зачем? Что обрабатывается на данном конкретном материале?), делает учение осознанным, повышает интерес к нему.
Учащиеся заранее должны знать перечень знаний, умений и навыков по изучаемой теме, задания и вопросы по теме, советы и рекомендации по подготовке к зачету.
Так, например, при подготовке к уроку-зачету, который проводится в 5 классе после изучения вводного курса синтаксиса и пунктуации на стенде «Готовимся к зачету» помещаются такие материалы:
Изучаем новую тему «Синтаксис и пунктуация»
Синтаксис (греч. «составление») - раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Пунктуация - собрание правил постановки знаков препинания.
В результате изучения темы вы должны:
-усвоить понятия: синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения, основа предложения, определение, дополнение, обстоятельство, пунтограмма, однородные члены предложения, обобщающие слова, обращение, прямая речь, диалог, Сложное предложение;
-уметь: выделять из предложения словосочетания; находить в предложении его основу; определять количество основ в предложении; правильно ставить знаки препинания при обращении, между однородными членами, не связанными союзами и связанными союзами, а также перед частями сложного предложения перед союзами а, и, но, чтобы, потому что, что, выделять кавычками прямую речь, ставить двоеточие после слов автора и тире перед ними;
-грамотно писать следующие слова: синтаксис, пунктуация, повествовательное, восклицательное, вопросительное, побудительное, обобщающее слово;
-научиться интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные, восклицательные предложения; уметь использовать их в речи.
Подготовиться к ответу на следующие вопросы:
Что изучает раздел науки о языке - синтаксис?
Что такое словосочетание? Расскажи о его строении. Приведипримеры словосочетаний. Разбери их.
Что такое предложение? Какими бывают предложения по целивысказывания? по интонации? по наличию в них главных ивторостепенных членов? Приведи примеры.
Какие знаки препинания тебе известны? Какие из них ставятся в концепредложения? Какое средство выполняет эту роль в устной речи?
Что такое основа предложения? Что обозначает подлежащее? Припомощи каких вопросов можно найти подлежащее? Чем оно можетбыть выражено? Приведи примеры.
Что обозначает сказуемое? Какими частями речи оно может
быть выражено?
В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?Приведи примеры.
Назови второстепенные члены предложения. Расскажи об их роли впредложении.
Каковы основные признаки однородных членов предложения?Подтверди свой ответ примерами.
Расскажи о постановке знаков препинания при однородных членахпредложения; приведи примеры.
10.Что такое обобщающее слово? Какой знак препинания ставится после
обобщающего слова перед однородными членами?
11.Что такое обращение? Как оно выделяется на письме? В каких по цели
высказывания предложениях чаще всего используются обращения?
Почему?
Приведи примеры, когда одно и то же слово выступает в ролиобращения и подлежащего.
Какие «вежливые» слова часто употребляются в предложениях собращениями? Приведи примеры.
Каковы основные признаки сложного предложения?
Приведи примеры, где союз и соединяет члены предложения, а такжепростые предложения в составе сложного.
Что такое прямая речь? Приведи примеры предложений с прямойречью, стоящей до и после слов автора.
Что такое диалог? Какие знаки препинания используются при записидиалогов?
Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и части учащихся.
На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса. К уроку-зачету можно заранее подготовить сделанный на листе ватмана «Лист учета знаний», куда по мере выполнения и проверки заданий выставляются оценки.
Лист учета знаний по теме...
№ п/п
Фамилия, имя
Оценки за выполненные задания и т. .д.
Общая
оценка
1
2
3
4
5
6
1.
2.
3.
и т.д.
После урока лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и труда товарищей.
Одной из форм контроля за усвоением учебного материала в условиях уровневой дифференциации являются тематические зачеты.
Содержание зачета должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определенной темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Сама идея проведения тематических зачетов не нова. Новым является выделение уровня обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала и на базе которого определяется повышенный уровень усвоения материала.
В соответствии с этим зачетная работа состоит из двух частей обязательной и дополнительной.
Первая часть проверяет, достиг ли ученик обязательного уровня усвоения материала. За каждое задание обязательной части, независимо от его сложности, выставляется один балл. Сумма баллов этой части равна числу выполненных заданий.
Дополнительная часть содержит задания по теме на повышенном уровне, а их выполнение оценивается отметками «4» или «5». За задания разной сложности этой части выставляется то количество баллов, которое указано в скобках рядом с номером задания. Непременным условием выполнения дополнительной части является получение «зачета» за обязательную часть.
К каждой зачетной работе дается таблица, в которой указывается общая сумма баллов, которую должен набрать ученик, чтобы получить «зачет» или оценку. Ученик сам решает - выбрать ли ему только те задания, которые он способен усвоить и которые обеспечивают ему «зачет», или лучше подготовиться и получить более высокую оценку.
Проводится тематический зачет за один-два урока до окончания изучения темы. Предлагаю вариант тематического зачета в 7 классе по теме «Наречие».
Оценка
«Зачет»
«4»
«5»
Общая
оценка
Обязательная часть
8 баллов
9 баллов
10 баллов
Дополнительная Часть
6 баллов
8 баллов
Обязательная часть
1. Выпишите из текста 5 наречий.
Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.
Все слилось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже. (Гончаров).
2. Замените фразеологизмы наречием.
а) спит как убитый
б) работать спустя рукава
в) знать как свои пять пальцев
3. Спишите текст, заменяя повторяющиеся слова наречиями и местоимениями.
А. Мересьев очутился на вырубке. На вырубке он на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донесся какой-то шорох. Мересьеву почудилось, что в кустах люди.
4. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий, запишите предложения висправленном виде.
а) Платье ужасно красиво.
б) Обратно проливной дождь пошел.
5. Спишите, расставляя в наречиях ударение:
а) пиши красивее
б) расставь фигуры свободнее
6. Подберите и запишите к глаголу рассказывать не менее пяти наречий.
7. О чем свидетельствует тот факт, что к глаголу можно подобрать много наречий? ( см. задание №6)
8. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслунаречиями:
а) сложить в три раза
б) шить паруса руками
в) бежать, обгоняя друг друга
г) ссориться по пустякам
д) слышно очень далеко
9. Выпишите из текста наречие, строение которое соответствует
схеме: приставка, корень, суффикс.
Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу и
теряются в просторе. Вот там, в верховьях рек, появился дымок. Идет пароход. Долго
еще его ждать.
(По В. Астафьеву).
10.Запишите предложения с парами слов:
а) ввысь - в высь
б) вдали - в дали
в ) cначала – с начала
11.Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
(В)начале сентября воздух начинает (по)немногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава (чуть)чуть побелела. Свеж.... Лужи сплош... засыпан...ы листьями. (По)осеннему мелкие дожди совсем (не)похожи на летние: они идут беспр...ста(н,нн)о и земля (не) просыхает скоро. Ветер дует (без)устали разнося (далеко)далеко созревшие сем...на деревьев. Листья на деревьях начинают (кое)где желтеть. Поля (мало)по(малу) желтеют лиш... (по)прежнему зеленеет озимь
Выполнение заданий на списывание оценивается положительной оценкой (1 балл). Бели допущено не более трех орфографических и двух пунктуационных ошибок.
Дополнительная часть
*'
12.Используя «Краткий этимологический словарь» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской (М., 1975), выясните происхождение наречий дотла, невмоготу.
13 .Придумайте и запишите предложения с парами слов:
а) сдержанно - сдержано
б) обдуманно - обдумано
в) растерянно - растеряно
г) заслуженно - заслужено
14.Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». Приведите не менее двух примеров каждого вида орфограмм.
Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки - зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уроки - семинары, уроки - зачеты являются активной формой занятий, которая создает атмосферу сотрудничества и позволяет решать вопросы дифференцированного подхода к учащимся. Проведение таких уроков повышает интерес к предмету, развивает мышление, память, связную речь, умение общаться, обогащает словарный запас.
Результат своей работы вижу в том, чтобы каждый ученик овладел русским языком как средством устного и письменного общения.
Результативность:
Отмечается рост уровня развитости познавательных интересов как у сильных, так и слабоуспевающих и малоговорящих учеников. Очень важным достижением является повышение активности и раскрепощенности у замкнутых и слабоуспевающих детей. Они больше говорят, могут озвучить иллюстрированный материал, дать лингвистическое разъяснение опорным схемам.
В дальнейшем намерена продолжить работу в данном направлении: формировать коммуникативные способности учащихся, совершенствовать методику преподавания предмета, расширяя свои знания за счет знакомства с новыми технологиями.
ЛИТЕРАТУРА
Гузеев В.В. Как сделать эффективным урок-семинар. М:Международный тренировочный центр НПК «Пултон», 1998.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.:Народное образование, 2001.
Климкина Ю.Б. Уроки - семинары по русскому языку в старших классах. РЯШ, 2002, Ге4.
Мартынова С.С. Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время. РЯШ, 1999, №3.
Сарычева Н. Как провести семинарское занятие. Учитель, 2009 №2.