Индивидуальный план самообразования по теме «Формы и методы в формировании биологических понятий у учащихся на уроках биологии в работе с терминами».
БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Индивидуальный план самообразования
учителя биологии Горшковой Н.В.
на 2015-2019 год.
г. Шумерля
HYPERLINK "http://depositfiles.com/files/nru8cuxai"План самообразования
учителя биологии Горшковой Натальи Владимировны
на 2015 – 2019 гг.
Тема самообразования: «Формы и методы в формировании биологических понятий у учащихся на уроках биологии в работе с терминами».
Начало работы над темой – сентябрь 2015г Окончание работы над темой – май 2019 г.
Вопросы формирования биологических понятий у учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Применение разнообразных форм и методов в обучении имеет большое значение, т.к. обучение носит деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы и формы формирования биологических понятий позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.
Цели:
Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентностиучителей.
Задачи:
-Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения; -Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ; - Повышение своего методического уровня.
- Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
- Совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов,сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся.
В ходе реализации поставленных задач предстоит: 1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, информационные технологии, дифференциация обучения, технология системно-деятельностного подхода, игровые технологии. Дифференцированный подход к обучению Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Игровые технологии При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Чаще всего включаю педагогические игры на этапе повторение пройденного материала, на уроках обобщение пройденного материала, внеклассных мероприятиях. Метод проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на уроке, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке
и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна. Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность(действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. ( работать в результате у школьников были сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта). Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, я поставила перед собой вопросы по самообразованию:
Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
Распространение педагогического опыта.
Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса во всех классах.
Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
В каждом классе, где преподаю предмет, ставить перед собой задачу –проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Продолжать работу над методической проблемой.
Этапы Содержание работы Практическая деятельность
Диагностический
2015-2016гг Изучение предмета по проблеме и имеющегося опыта 1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании
МО учителей
3.Подписка на методическую литературу
4.Изучение литературы
Прогностический
2015-2016гг 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 1.Выступление на заседании
МО учителей
Практический
2016-2017гг 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 1.Выступление на заседании
МО учителей
2.Открытые уроки.
3.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Обобщающий
2017-2018гг 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 1. Выступление на заседании МО учителей
2. Участие и результаты в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Мастер-класс
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.
5.Создать персональный сайт и еженедельно его обновлять
Внедренческий
2019г Распространение опыта работы. 1.Принять участие в фестивале педагогических идей
2.Публикация методических разработок, статей.
Ожидаемый результат. 1. Создать собственный сайт. 2. Освоить проектную технологию; 3. Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку; 4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайте; 5. Разработать и провести открытые уроки; 6. Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах на МО, педсоветах, поместить на сайте.