С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы


Урок по литературе 5 класс
Тема: "С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"

Цель:
Познакомить детей со стихотворением С. Есенина «Я покинул родимый дом», познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина; почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
развивать образное и эстетическое мышление;
воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет писателя, музыкальное произведение к романсу «Отговорила роща золотая...», презентация
Ход урока
I. Вводная часть урока (на фоне музыки)
Отговорила роща золотаяБерезовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о чем.
(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

Тот, кто видел хоть однаждыЭтот край и эту гладь,Тот почти березке каждойНожки рад поцеловать.
(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

Несказанное, синее нежное…Тих мой край после бурь, после грозИ душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

Учитель: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)
Ученики: описание природы
Учитель: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины»,родного дома.Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве»
II.Объявление темы урока
Учитель: Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.
Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,Как будто он не в силах их понять.Уходят лучшие, не спев последних песен,Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное имиИ жжёт глаза горячая строка.Уходят лучшие, своё оставив имя,Утраты боль и память на века.
Вывод:
“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
III. Работа над темой урока:
Проблемный вопрос
- А что называем мы своей «малой родиной»?
- Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».
Учитель: Часто в своих стихах Есенин обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

Сколько лет было Есенину?
Ученики: 23.
Учитель: Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.
Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Чтение стихотворения.
Вопросы для беседы:
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)- Проследим своеобразие стихотворения.
Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:
(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.
Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
Ученики: «Голубую оставил Русь», «Стережет голубую Русь»
Возникает образ бесконечности.                                                          
Учитель: Что мы представляем, когда читаем эти строки?
Ученики: чувство печали, тоски по дому....
Учитель: Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
Ученики: потому что дом для него Родина, родня, его семья
Учитель: Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?
Ученики: Он не покинул Россию, но он уехал из дома, где все для него было родным, поэтому он и называет свой дом Русью.
Учитель: найдите метафору
Ученики: золотою лягушкой луна…
Учитель: Найдите сравнение. С чем сравнивается седина отца, почему?
Ученики: «Словно яблочный цвет, середина», от того что седина такая белая как цвет яблони.
Учитель: Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль, н. Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом. По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью – р-.
Учитель: Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
Ученики: Он хочет передать зимний холод, одиночество, которое он испытывает вдали от дома.
Ответ на проблемный вопрос.
Учитель: А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»? Какие? Почему?
IV. Рефлексия
Учитель: Ребята, понравился ли вам урок ?
Учитель: Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Ученики: Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
Учитель: И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией.Раскинулось, как голубой шатер,А в поле василёк хрустально - синийВедёт с ромашкой звонкий разговор.Звенит листвою изумрудной лето,Звучат незримые колокола,Берёзы- сёстры русского рассвета-Сбежались у околицы села-В них жажда жить до трепета, до дрожи,И повезло - он здесь бродил в тиши.На их коре, на их шершавой коже-Тепло его ладоней и души.Он чувствовал в родном многоголосьеИ многоцветье, близко и вдали,Как во поле колышутся колосьяРоссии всей и всей большой земли.Он видел. Как ложится синий вечер.Пушистой шалью на плечи села.И в ельнике горели свечи,И в городе земля его звала…Он так любил, что мы забыть не в силахТоску поэта, радость и печаль,Ведь главная любовь его – Россия –Земля добра и голубая даль.И в дом его со ставнями резнымиПо- прежнему мы входим не дыша.Сергей Есенин- то не просто имя,-России стихотворная душа.
V. Домашнее задание.
Выучить стихотворение на выбор.