Литературное чтение С. Есенин Стихи о Родине, Я покинул Родимый дом…
Литературное чтение
3 класс
Тема: С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки). «Я покинул родимый дом...».
Цель: 1.Создать условия для ознакомления с творчеством С. А. Есенина, с его стихами о Родине; содействовать формированию представления о мыслях и чувствах поэта.
Планируемые результаты:
предметные:
формирование потребности в систематическом чтении;
проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
ориентируются в тексте, определяют его основную мысль;
умеют пользоваться средствами речевой выразительности.
личностные:
приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
эмоционально "переживают текст" выражают свои эмоции;
сохраняют мотивацию к учёбе.
Формируемые метапредметные УУД:
Познавательные: уметь применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- уметь выразительно читать лирические стихотворения;
- знать средства художественной выразительности в литературе (олицетворение, эпитет, прямое и скрытое сравнение), их определения и отличительные особенности; уметь распознавать их в поэтическом тексте;
- уметь выделять рифмующие слова в поэтическом тексте;
- различать понятия строфа и строка; уметь определять количество строф в стихотворении и количество строк в строфе, определять название строфы по количеству строк;
- владеть навыками выборочного чтения.
Регулятивные: уметь прогнозировать; ставить цели перед началом работы; организовать самоконтроль и самопроверку.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: духовно-нравственные качества: уважение, любовь, чуткое отношение к Родине, родной природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3кл., 2 ч., Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова, 2013г.; портрет С.Есенина, иллюстрации, индивидуальные карточки, лист самооценки, карточки для работы в группе, выставка книг.
Ход урока
Организационный момент.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга.
- Что вы пожелали своему соседу?
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
2. Речевая разминка.
Выполним речевую разминку. Произнесём гласные звуки. «Задуем свечи» их у нас 5 штук. Сначала по одной, а теперь сразу все.
Скороговорка: От топота копыт пыль по полю летит.
Пыль по полю летит от топота копыт.
- Для чего мы выполняем эти упражнения? С какой целью?
Оцените свою работу.
Теперь игра «Фотограф».
Вам необходимо за несколько секунд сфотографировать как можно большее количество слов и затем их записать на листочке (в любом порядке). 3 мин
ПРИРОДА ВРАЖДА
РАТЬ ВОСПЕВАТЬ
СКАЗКА ПУРГА
РАЙ КИНЬ
БЕРЕЗНЯК ПРУД
- Поменяйтесь листочками и проверьте работу у соседа. Запишите количество слов на строке «Фотограф». Верните друг другу листочки.
Оцените свою работу.
Значение каких слов вам были не понятны?
Рать – войско
Вражда – отношения, проникнутые неприязнью, ненавистью
Рай – красивое, приятное место
Березняк – берёзовый лес
Пурга – сильная вьюга, снежная буря
Воспевать – прославлять в стихах
Введение в тему урока. Целеполагание.
- Я надеюсь, что значения некоторых слов помогут нам сегодня на уроке. А вам хотелось бы узнать чему будет посвящён наш урок?
Тогда следующее наше задание: прослушайте отрывки из произведений и постарайтесь определить автора и название.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И с неоглядными полями! (Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Привет»)
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой… (Иван Захарович Суриков «Детство»)
3. Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная! (Иван Саввич Никитин «Русь»)
4. … Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (А.С.Пушкин «Няне»)
- Итак, к какому жанру относятся все эти произведения? Значит, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями.
- Какая общая тема объединяет все эти произведения? (Родина)
- Чтобы узнать автора новых произведений нам надо разгадать кроссворд.
1. Дерево – символ России.
2. Дерево, которое без ветра дрожит.
3. Вечнозеленое дерево.
4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.
1 б е рё за 2 о с и на 3 е л ь4 к л ё н5 л и па 6 с о с на 5. Самое липкое дерево.
6. Подружка ели.
( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)
-В выделенном столбце прочитайте фамилию автора, над произведениями которого мы будем работать сегодня на уроке. Это Сергей Есенин.
Портрет
- Кто же сможет назвать тему нашего урока?
Сергей Есенин. Стихи о Родине.
Какая модель обложки соответствует теме нашего урока?
Оцените свою работу.
- Какие цели поставим перед собой?
Познакомиться с творчеством С.Есенина, с его биографией. Учиться правильно и выразительно читать его произведения, находить в тексте выразительные средства.
Оцените свою работу.
Работа по теме урока.
1. Подготовка к восприятию.
1. - Сергей Александрович Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново под Рязанью, на берегу красивой реки Оки. Раннее детство Сергея Есенина прошло в доме деда Федора Андреевича Титова. По его настоянию Сергей начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он очень любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошел с 9 лет. Она находилась недалеко от дома, на пригорке, в центре села. Окончил школу Сергей Есенин с похвальным листом в 1909 году.
2.Стал писать стихи с 9 лет, но сознательное творчество он сам относил к 16-17 годам. В раннем детстве полюбил С.А.Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Рязанская земля - колыбель поэзии С.А.Есенина. Это село прекрасный уголок нашей огромной Родины,
« маленькой родины» Есенина.
Сейчас мы совершим с вами виртуальную экскурсию на родину С.Есенина в село Константиново Рязанской области.
Это дом Есенина.
Сейчас это музей поэта.
Обстановка в доме такая же, как была при его жизни. На стене висят семейные фото Есениных, похвальная грамота. Вид из окна. Действительно, под окном – берёза. Памятник поэту на его родине.
lefttop
- Россия была для поэта самой большой любовью в жизни, его особой философией и миропониманием. Всеми жизненными принципами можно было поступиться, от всего отказаться, но только не от России.
- Так, в стихотворении «Русь Советская» Сергей Есенин заявляет, что весь свой талант, все, что у него есть, он направит на воспевание своей Родины.
Как вы понимаете слово Родина?
- Природа, Русь, Россия, Отечество, родной край, семья, друзья.
2. Работа по учебнику.
- Мы с вами познакомимся с отрывком из стихотворения. У вас поместили только его концовку.
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68.
- Послушайте внимательно, как я его вам прочитаю.
/Чтение стихотворения учителем/.
- В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину?
- Всё ли понятно в стихотворении?
(Пройдёт вражда племён – значит, народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир; Воспевать – славить; Шестую часть земли – площадь России).
Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение.
С каким чувством написаны эти строки? (О вражде, лжи и грусти с чувством тревоги, печали; последние – с чувством радости). Работа в парах (парное чтение)
- Чувство Родины, как мы уже говорили, – основное в творчестве Есенина. Давайте познакомимся ещё с одним отрывком из стихотворения о Родине. Но сначала ещё раз напомним значения выделенных слов. Прочитайте его самостоятельно. Как вы думаете, с каким чувством надо его читать? (чувство гордости)
Кто постарается прочитать этот отрывок так, чтобы передать все чувства автора?
Работа с иллюстрацией.
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Как вы считаете, к какому отрывку художник её нарисовал? Доказать.
Оцените свою работу.
Физкультминутка.
«Клён»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул.
Закружились листья все,
Полетели все к земле.
Продолжение работы по теме урока. Первичное чтение стихотворения учителем.
- Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина, которое называется «Я покинул родимый дом».
- Как вы думаете, о чем автор нам хотел рассказать в этом стихотворении?
- А какое чувство возникает у вас, когда вы долго не бываете дома? - Послушайте это стихотворение, постарайтесь почувствовать настроение, которое хотел передать автор. (Чтение учителем)
Беседа: - Какое же настроение передал автор? (Стихотворение проникнуто любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое)Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).
Задание 4, стр.69
Дело в том, что, будучи еще семнадцатилетним юношей, Есенин оставил свой родительский дом в селе Константиново, и уехал жить в Москву, но где бы потом он не жил, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.
Ребята, сколько строф в этом стихотворении? Что представляет собою каждая строфа? Как называется? Сейчас мы будем работать над содержанием каждой строфы.
Коллективная работа. Выразительное чтение каждой строфы.
1 строфа.
Каким настроением проникнута первая строфа?
– Как вы понимаете выражение «в три звезды»?
Д: Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.
Д: Грустное, герой покинул родимый дом.
2 строфа.
Каким настроением окрашена вторая строфа?
Д: Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь.
3 строфа.
Каким настроением проникнута третья строфа?
Д: Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.» 4 строфа.
Каким настроением окрашена четвёртая строфа?
Д: печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». )К каким строкам подходит иллюстрация? Прочитайте. (1 и 2)
Задание 3, стр. 69 (Сравнения: «словно яблонный цвет седина», «старый клен головой на меня похож», «листьев дождь» листопад).
Задание 6, стр. 70 – Найдите олицетворения в тексте. (Олицетворения: «луна распласталась», «седина пролилась», «клен стережет», «петь, звенеть пурге», «клен на одной ноге», «клен похож головой»).
Назовите эпитеты из этого произведения.
Обобщение о герое есенинского стихотворения.
– Если Есенин переживает и передает такое настроение, что можно сказать о таком человеке?
- О чём говорит в своём произведении поэт? Назовите тему.
У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине.
– Как можно назвать такого человека ?Д: Патриот.
– Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.
Работа над выразительностью чтения стихотворения.
– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить:
темп чтения (быстрый, медленный);
громкость чтения (пониженная, повышенная), но в конце громче — тревожные переживания поэта.
– Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).
Не забывайте обращать внимание на знаки препинания.
Я думаю, что теперь вы сможете прочитать текст стихотворения выразительно.
Читать будем по цепочке, по строфам. Кто желает?
( 4 человека читают по цепочке стихотворение выразительно под звучание лирической мелодии)
Как вы думаете, кто лучше всех передал настроение автора? Чьё чтение вам понравилось больше?
Молодцы!
Теперь прочитайте по строфам это стихотворение друг другу.
Оцените свою работу.
VI. Подведение итогов урока.
- С произведениями какого автора мы сегодня познакомились на уроке?
Что вы скажете о человеке и поэте Сергее Александровиче Есенине? (патриот, преданный своему Отечеству, малой родине, семье)
Какие темы являются основными в его поэзии? (Родины, природы родного края)
В каком стихотворении поэт говорит о своей семье? («Я покинул родимый дом»)
Так что же для С. Есенина Родина?
Работа в группах.
Карточки.
Какие чувства испытывает герой?В одну колонку выпиши названия настроения, а в другую – слова, создающие это настроение.
1 строфа.воспевающее и ...
_______________ Я __________ ____ родимый дом,Голубую __________ ___ Русь.В три звезды березняк над прудом__________ ____матери старой грусть.
3 строфа.___________________
____________________ Я __________ , не скоро ______________ !Долго __________ и _______________ пурге._______________ голубую РусьСтарый __________ на одной ноге.
Слова-подсказки: воспевающее и грустное, тихое и тоскливое, беспокойное и тревожное, печальное.
Закончите предложение.
В стихотворении _________________ «Я покинул родимый дом…»
(фамилия поэта)
_____________ строфы. Каждая строфа состоит из ___________ строк,
(число строф) (число строк)
такая строфа называется ________________________________.
Прочитайте четверостишие. Впишите пропущенные слова. Подчеркните рифмы. Прочитайте выразительно.
…Если крикнет рать святая:
«Кинь ты _________, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте _______________ мою».
Как поэт говорит о старом клёне и пурге? Прочитайте и подчеркните олицетворения. Укажите рифмующиеся строки.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
Прочитайте четверостишие. Подчеркните эпитеты.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
От группы по представителю с ответом.
Оцените свою работу.
А сейчас составьте модель обложки к стихотворению «Я покинул родимый дом…»
У доски эту работу выполнит … .Оцените свою работу за обложку и на уроке в целом.
Рефлексия.
Познакомились…
Совершенствовали умения…
Развивали умения…
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
VII. Оценивание.
Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал очень хорошо?
VIII. Домашнее задание: учебник с. 68 - 69, выучить по выбору, т.с.40 з. 5.
МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»
Урок по литературному чтению
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки).
«Я покинул родимый дом...».
2017 год