Родительское собрание Кнут и пряник


Родительское собрание "Кнут или пряник"

Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.
Задачи:
Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
Воспитательные:
формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка;
побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье;
содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
Специальные: оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.
Оборудование: электронное сопровождение, раздаточный материал, клей.
ХОД СОБРАНИЯ
Учитель:– Здравствуйте, уважаемые родители!    
Учитель:– Помните рекламу? Идеальный ребёнок – он какой? Легко укладывается; начинает говорить вовремя и сразу по-английски; не шумит; ест, что дают и ... не встречается в природе!– А какие дети встречаются в природе? (Непослушные, активные, болтливые) Возможен просмотр видео рекламы (Приложение 1)
Учитель:– Каждого из нас беспокоит, если ребёнок не слушается. – И для начала, попробуем разобраться, «Почему дети должны слушаться?»  Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение?
Предполагаемые ответы:
1. Умение следовать правилам – ранняя часть социализации.  2. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины. 3. Способность подчиняться правилам и следовать им, важна для развития отношений между детьми. 4. Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей. 5. По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей.
– Возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила и порядок нарушить? Ответ:  дети восстают не от правил, а от способов их внедрения. – А какие это способы? Ответ: поощрение, требования, убеждения, наказания, похвала – Условно их всех можно разделить на 2 группы наказание и поощрение.– Сегодняшняя тема родительского собрания – «Наказание или поощрение, кнут или пряник».(тема записана на доске; появляется начало схемы) Доска, начало кластера:Наказ.      Поощр.за чтокакк чему приведёт
Учитель:
– Давайте продолжим нашу беседу:
За что мы наказываем своих детей?(ответы родителей)
За что мы поощряем детей? (ответы родителей)
Как можно наказывать детей? (виды наказания) (ответы родителей)
Как можно поощрять? (виды поощрения) (ответы родителей)
Что повлечёт за собой наказание?
К чему приведёт поощрение?
А всегда ли поощрение будет давать положительные результаты? Каким станет ребёнок? (ответы родителей: без похвалы не будет ничего делать, перестанет помогать, и т.д.)
Вывод: неразумное наказание, так же как и неразумное поощрение наносит вред воспитанию ребёнка.  
Учитель:– Я предлагаю вам сейчас прослушать разные ситуации. И решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.
1) После праздника для родителей: «Юля, ты лучше всех пела на празднике!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты пела действительно хорошо! ») 2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.) 3) Мальчик играл с другом в машинки. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты прибрал комнату! » или «Я рада, что вы дружно играйте! ») 4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо») 
Учитель:– У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Наш разговор  хотелось бы закончить притчей.
Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее? — Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.  
Заключительный этап. Практическая работа.
Задание: представьте, что Вы стоите на перекрёстке, Вы видите камень, на камне три стрелки:
доброта душихорошее настроениеуспокоение
Выберите, пожалуйста, слово, которое считаете важным для своей семьи.
Родителям,  выбравшим “Хорошее настроение”, выдаются коричневые жетоны (в виде «ствола дерева»).За “Доброту души” выдаются зелёные жетоны (в виде листьев).  За “Успокоение” выдаются красные жетоны (в виде плодов). На подготовленный  ватман каждый из родителей наклеивает свой жетон.  –  У нас получилось дерево счастливой семьи, где все понимают друг друга.–  Для того, чтобы выросло хорошее дерево, необходим крепкий ствол, здоровые листья и плоды. Так и в жизни нашей: благодаря доброте души, хорошему настроению, успокоению в семье вместе с вами, родителями, будут всегда находиться ваши дети: спокойные, здоровые, с доброй душой, хорошим настроением. И вырастут в дальнейшем из них хорошие люди, нужные обществу, как и это дерево, которое дало хорошие  плоды.
Учитель: И в заключение, я хочу процитировать психолога Дороти ЛоуНолт: «Дети учатся тому, что они видят вокруг себя»
– Успехов Вам в воспитании Ваших детей!  
roditelskoe_sobranie.doc
Это документ с сайта moskvagm.ucoz.ruРодительское собрание
«Поощрение или наказание: кнут или пряник?»
Цель:
1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;
2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка,
3. Способствовать гармонизации детско – родительскихвзаимоотношеЗадачи собрания:
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.
Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, презентация,
Музыка,
карточки разного цвета,
маркеры
памятки родителям
смайлики для оценки собрания
Используемые материалы:
Интернет-ресурсы
Ход собрания
Звучит музыка.
Родители при входе выбирают себе номерки по цвету- красный или зелёный.
Так формируются две рабочие группы. Рассаживаются по группам.
1.Оргмомент.
Здравствуйте!
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями не просто. Это не только радость, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы часто заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
Очень часто в процессе воспитания возникают вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? Сегодня, мы попытаемся разобраться в этих вопросах.
Вы, конечно же, догадались, что тема сегодняшнего собрания
«Поощрение и наказание: кнут или пряник?»
Слайд
«Наказание - очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности»
А С Макаренко
Я предлагаю сначала выяснить, а что мы с вами понимаем под этими понятиями.
Кто при входе получил зелёные – выясняют и записывают, что такое поощрения,
Красные – что такое наказание.
Записывайте на ватмане. Работаем 2 минутки Выступления.
- В своей школе я провела опрос у детей 2-5 классов
Давайте сравним ваши точки зрения на один и тот же вопрос:
( на доске запись: Поощрения (дети) расставлено по убыванию частоты ответов)Оценка моих хороших поступков,
Похвала,
Прощение всех моих плохих поступков,
Снижение наказания, если я исправляюсь
Наказание
​ Лишение чего-нибудь( общения, ласки, материальных благ, удовольствий)
​ Словесные (осуждение, ругань, мат)
​ Физические (угол, ремень и тд)
Давайте вспомним и поделимся, как вы поощряете своих детей?
(ответы родителей по желанию)
Дети младшего школьного возраста очень зависимы от родителей. Им важна семья, оценка их в семье. Поэтому закономерно, что у меня получилась такая лесенка ответов
на вопрос «Как вы бы хотели, чтобы вас поощряли родители?»
1.Внимание родителей (взгляд, слово, улыбка)
2. Ласка родителей (тактильная)
3 Подарок
4 Деньги
А как вы наказываете детей?(словесные реплики)
А что говорят дети?
Слайд
1.​ Словесное порицание (часто грубая ругань, 3 – мат)
2.​ Лишение ласки и общения,
3.​ Неуважительное отношение к ребёнку
4.​ Угол, тёмная комната, кресло в своей комнате
5.​ Лишение игр, компьютера, прогулок, и т.д6.​ Лишение общения бабушки и дедушки
Давайте каждый сейчас продолжит фразу
Я поощряю, если….
Я наказываю, если….
Сравним с тем, что об этом же говорят дети
Слайд
За что меня наказывают?
​ За плохое поведение, оговариваюсь,
​ Плохие отметки,
​ Опоздания с улицы,
​ Не выполнил поручения,
​ За младших детей,
​ За компьютер и телевизор
​ За проступки
За что меня поощряют
​ Помощь родителям,
​ Хорошая учёба,
​ Добрые поступки,
​ Грамоты и успехи в музыке, спорте
Рассмотрим проблемные ситуацииработа в группах)1.​  Света слабо занималась по английскому. Получила «пятёрку». С порога кричит отцу:
- у меня «5»
-Хорошо.(отец читает газету)
Света в недоумении идёт на кухню и сообщает об этом маме. У матери плохое настроение, устала, болит голова.
-Вечно ты, Светка, со своими глупостями. Лучше помоги картошку почистить.
2. Бабушка приходит с внуком из магазина и жалуется родителям, что ребёнок устроил истерику, что она купила, как и договаривались на день рождения лыжи, а ему захотелось коньки и хоккейную форму, которые в это время покупали его другу. Родители ничего не сказали сыну, а бабушке попеняли, что могла бы и прислушаться к внуку.
Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения ? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя-родителя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей! И в заключении хочется привести вам в пример притчу
Разумное воспитание (Хинг Ши).
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С.Спиваковской “Как быть родителями” из серии “Педагогика – родителям”. Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.
Поэтому, если вы взяли что-то для себя поднимите улыбающийся смайлик,
если сегодняшнее собрание не оказало вам помощи в воспитании- грустный смайлик.
Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять и как наказывать детей (Приложение)
ПРИОЖЕНИЕ
Памятки родителям
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.