Родительское СОБРАНИЕ НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ: КНУТ ИЛИ ПРЯНИК
Родительское СОБРАНИЕ "НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ: КНУТ ИЛИ ПРЯНИК" «Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью»Народная мудрость»
( 1 слайд)
Цели и Задачи.
обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье, психолого-педагогическую компетентность в формировании личности ребенка. Убедить не наказывать детей физически.
Подготовительная работа
1. анкетирование детей по проблеме собрания, 2. анкетирование родителей.
3.рисование рисунков по теме «Моя семья».
4. приглашение родителей на собрание.
5. составления буклета.
Литература по подготовке к собранию:
Бушелева Б.В. О культуре поведения. М., 1974
Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. М., 2000.
Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.
Дорофеев А.О. О культуре поведения. М., 1974.
Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М.,1992.
Макаренко А.С. О воспитании . М., 1990.
Мир детства: Младший школьник/Под редакцией А.Г.Хрипковой.М., 1981.
Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга: Психология обыденной жизни. М., 1986
Энциклопедия этикета. СПб., 1996.
nsportal.ru/shkola/
nachalka.solovschool.
festival.1september.r
pedsovet.su ›
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Формы работы: опрос, обсуждение, совместное творчество, тестирование, групповой, тренинг, советы психолога.Структура собрания:I. Вступительное слово классного руководителя. 2.Тестирование родителей.3. Поощрение и наказание в семье4. Работа с аудиторией. 5. Советы психолога 6.Подведение итогов.
Ход собрания.
1. Вступительное слово учителя
Уважаемые папы и мамы! Большое спасибо, что Вы нашли время для нашего собрания. Наш разговор начну с притчи.
Разумное воспитание (Хинг Ши). (2 слайд)
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
(3 слайд) Ребенок - большая радость, и появление его в семье - огромное чудо. Но он не растет как в сказке, сам! Помимо успехов и восторгов приносит в дом маленькие и большие трудности: болезни, непослушание, плохие поступки и другие сюрпризы. И вот в зависимости от сюрприза приятного или не очень мы применяем к ребенку определенное действо: поощряем или наказываем его.
Бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и те, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.
( 4слайд)
Пример. А.С. Пушкин. Родители мало занимались ребенком. Сергей Львович, отец поэта, мало думал о своем хозяйстве, о судьбе крепостных, о доме, о воспитании детей. Он был душой светского общества. Надежда Осиповна, мать поэта, Красивая светская женщина была занята только собой. Постоянная неуравновешенность ее характера создавала в семье напряженную, нервную атмосферу. Надежда Осиповна однажды целый год не разговаривала с Пушкиным-ребенком. Не удивительно, что при таком положении вещей мальчик развивался замедленно и производил на окружающих чуть ли не отталкивающее впечатление. Настоящей хозяйкой в доме Пушкиных была бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал, умная, дельная и рассудительная женщина. Она очень любила внука. И ребенок, не знавший родительской ласки, всем сердцем привязался к ней. Он любил слушать ее тихие рассказы. Любил сказки няни Арины Родионовны. Своим певучим голосом она уводила ребенка в такой ослепительный мир народной фантазии, пела такие удивительные песни, что мальчик забывал об окружающем мире. У отца была превосходная библиотека, преимущественно на французском языке. Ребенок жадно потянулся к книге. Тайно от взрослых он по ночам пробирается к книжным шкафам, читает при свете свечи. Чтение превратилось в страсть.
(5слайд)
Евгений Плющенко.
"Меня дразнили ребята, что занимаюсь девчачьим видом спорта. Вот я и доказывал кулаками, что это не так". Женя рано начал курить. Во втором классе он уже начал курить по-серьёзному. Тогда отец просто в открытую дал ему пачку сигарет и разрешил сидеть рядом и курить. Мальчик опешил, и желание баловаться на переменах сразу отпало. Мама во всем поддерживала мальчика. Успехам ребенка радовались, порой даже отмечали семейным пикником. Как считает сам спортсмен, его «фирменные вращения … были бы невозможны без упорства и самоотверженности мамы».
Ковальчук Илья. (6 слайд) Его отец, будучи сам спортсменом, немного поколебавшись между хоккеем и баскетболом, определил для сына «хоккейную» судьбу. С четырех лет он начал водить Илью в спортзал, где мальчик, играя в подвижные игры и прыгая на батуте, занимался общей физической подготовкой. А в 5 лет отец отдал сына в хоккейную секцию своего друга тренера Виктора Жукова. Валерий Николаевич активно участвовал в тренировочном процессе, занимаясь с Ильей помимо тренировок в секции. Он регулярно возил мальчика на хоккейные матчи в Москву. Именно благодаря занятиям с отцом был отработан знаменитый «кистевой» удар, который стал визитной карточкой Ковальчука. А уже через год Илья стал лучшим в своей секции по уровню мастерства. До 5-го класса Илья Ковальчук учился в обычной школе, а затем отец перевел его в спортивный интернат, и мальчик стал учиться в классе со спортивным уклоном. С 15 лет он уже учился в московской школе олимпийского резерва
Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы: нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?
Тема нашего собрания « НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ: КНУТ ИЛИ ПРЯНИК". Ученики нашего класса ответили на вопросы анкеты. Наказывают ли их дома? При этом многие родители способны поднять руку на своих детей. Этот разговор не случаен.
Анкета (7,8,9,10,11,12,13 слайд)
Если ты провинился, тебя наказывают дома? ДА НЕТ ( Большинство детей ответили - Да. Сравним с ответами родителей. Вы тоже отвечаете – Да. ) 2.Как часто родители вас наказывают?
а) систематически; б) никогда; в) иногда. ( Ответы детей и родителей сходятся на ответе - иногда) 3. Говорите ли вы родителям правду? (Наши дети уверяют, что всегда и иногда. Родители видят, что некоторые стараются скрыть правду).А) всегда Б) иногда В) никогда 4. 4. Как родители вас поощряют? - Радуются вместе с вами вашими успехам - Стараются совместно организовывать досуг- Просто хвалят- Покупают дорогие вещи, подарки, дают деньги
(Ученики, родители радуются вместе успехам детей, хвалят. Есть ответы, когда родители дают деньги ).5. Как вас наказывают? - Не разговаривают с вами- Ругаются, кричат, иногда даже обзываются- Не разрешают смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.- Наказывают трудом- Не разрешают гулять, общаться с друзьями- Применяют физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
( Для детей важным является телевизор и компьютер, для родителей молчание. Не разрешают гулять, применение физической силы).6. Как часто ваша семья собирается вместе?
а) ежедневно;
б) по выходным;
в) редко;
г) никогда.
( Ученики ответили, что их семья часто собираются по выходным, ежедневно, трое ответили – редко. Родители - каждый день, по выходным). А теперь давайте проведем тест “Какой вы родитель?”. (14 слайд)
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми. Баллы
Сколько раз тебе повторять? 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 0
Не знаю, что бы я без тебя делала. 1
И в кого ты только такой уродился?! 2
Какие у тебя замечательные друзья! 1
Ну, на кого ты похож (а)? 2
Я в твое время! 2
Ты моя опора и помощник (ца)! 1
Ну, что за друзья у тебя? 2
О чем ты только думаешь? 2
Какая ты у меня умница! 1
А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
У всех дети как дети, а ты … 0
Какой ты у меня сообразительный! 1
Подсчитайте общее количество баллов.
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
Есть у кого 5-6 ответов.
7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. (15 слайд)
Групповое обсуждение темы. Родители делятся на две группы .
1-я подгруппа – противники наказаний.
- Скажите. За что мы поощряем ребенка?( за учебу, -за домашнюю работу, -за хорошие поступки, -за выполнения поручений -за то, что похвалил учитель …….)
- Как можно поощрить? (- добрым словом. – подарком. деньгами.)
-Давайте попробуем похвалить своего ребенка. Родители говорят.
Способы похвалить ребёнка :1.У тебя все получилось. 2.Очень хорошо. 3.Отличная работа! 4.Ты на верном пути. 5.Великолепно! 6.Правильно! 7.Это именно то, что надо! 8.Ты сделал это легко. 9.Ты делаешь это очень хорошо. 10.Ты сделал это так быстро! 11.Это невероятно! 12.Вот это да! 13.Я не смог бы сделать лучше. 14.Наконец-то! Я верил в тебя! 15.Супер! 16.Это намного лучше. 17.Именно так! 18.Это неплохой результат. 19.Так держать! 20.Необыкновенно! 21.Прекрасно! 22.Неплохо, очень даже неплохо. 23.Ты быстро учишься. 24.Тебя просто не узнать сегодня. 25.Прекрасная идея! 26.Отлично! 27.Это была первоклассная работа. 28.Замечательно! 29.Лучше не бывает! 30.Это уже успех! 31.Это твоя победа! 32.Ты понял это так быстро! 33.Чудно! 34.Фантастика! 35.Ты сделал сегодня много работы. 36.Вот таким ты мне нравишься! 37.Ты сделал это очень хорошо. 38.Превосходно! 39.Поздравляю! 40.Грандиозно! 41.Мне нравится ход твоих мыслей! 42.Ты превзошел сам себя сегодня. 43.Я верю в тебя! 44.Я очень рада за тебя. 45.Как ты хорошо все запомнил! 46.Большое тебе спасибо. 47.Ты делаешь это очень красиво! 48.Просто здорово! 49.Как ты много сделал сегодня! 50.Я очень горжусь тобой.
(16 слайд)
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. « Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку - ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. За что следует поощрять ребенка? Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например. « Дмитрий хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты». Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец и. т. д.» Как поощрять ребёнка в семье?
1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
3. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.
4. Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
5. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.
6. Используйте чаще выражение « ты прав», « мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: на день рождения, Новый год, конец учебного года,1 сентября, удачное выступление и т. д.8. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.9. Учите ребёнка понимать и ценить поощрения родителей. Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.
В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.
2-я – сторонники наказаний; (17 слайд)
Теперь поговорим о наказании.
- Скажите. За что мы наказываем? - за плохую учебу, -за невыполненную работу, -за проступки (ударил, разбил, сквернословит,….)
-Как можно наказать?
-поговорить строго, -что-то запретить (мультфильмы, сладкое, гулять,..) –ударить (побить), -поставить в угол (подумал над своим поведением), - заставить рано лечь спать, -дать дополнительные задания (почитать, порешать)
(18слайд)
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:
1. Вы можете ошибаться.
2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
3. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:
1. Наказывать, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
2. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание.
4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
6. Бить детей очень вредно как по медицинским показателям, так и с точки зрения психологии и педагогики.
По голове - это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам медики категорически бить запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу - унизителен, он никогда не забывается и никогда не будет прощен.
III. Родительский тренинг. (19 слайд)Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.
Ситуация 1 (20 слайд)
Диалог матери с ребенком:
– Сережа, почему ты опоздал?
– Мам, мы лепили огромного снеговика.
– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.
– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!
– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.( Эффективно или неэффективно наказание, справедливо или нет)
Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок). (21слайд)
Ситуация .2. Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Маше родители велосипед купили!» ( Не умеет принимать подарки, быть благодарной за проявленное к ней внимание, возможно родители анализировали при ребенке стоимость и ценность подарков. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, быть предельно краткими.) (21 слайд)Ситуация.3. Одна мама рассказывает другой: « Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка». (Родителям следует задать себе вопрос -Почему ребенок старается удрать из дома? Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание со стороны родителей. Возможно нет учебной мотивации. Тогда это вопрос к учителям. Бить нельзя!) (22 слайд)Ситуация. 4. Родители ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»
Не проявляй к ребёнку родительскую власть. («Я что сказал!», «Делай, что тебе говорят.») Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. (Ребёнок становиться неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой) Убеждения – это лучший метод воспитания. (Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлением). (22 слайд)
Ситуация. 5. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок, ученик 3 класса, резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, сын ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
(Очень важно при появлении второго ребёнка не потерять психологический контакт и душевную связь со старшим ребёнком. Потом восстановить это будет если и возможно, то очень трудно. Уделять время!) (23 слайд)Ситуация. 6. В этой семье дети в конце недели отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом. ( Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка тем, что он должен делать добровольно, от чего человек может и должен получать радость. Подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду.)Упражнение «Ты мой цветочек» (24 СЛАЙД)
- Участники сидят в кругу. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают).
А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок)
Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые и разные. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали своих детей в образе цветов, так же как и цветам, детям нужна наша забота, опека, внимание и любовь.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем! (25 СЛАЙД)
Ребята с психологом рисовали картину «Моя семья». (Раздать рисунки)
Слово предоставляется нашему школьному психологу Ольге Сергеевне. Она прокомментирует, о чём они говорят.
Давайте подведем итог. Посовещавшись в группах, выскажите (26СЛАЙД) предложения о том, как уравновесить чаши весов поощрения и наказания.
Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
- Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской “Как быть родителями” из серии “Педагогика – родителям”. (27 слайд)
Благодарю всех за участие в собрании и откровенность. У кого есть вопросы к нашему психологу или хотите что – то услышать на следующем собрании, Вы можете написать. (28слайд)
Как поступить?
Ситуация 1
Диалог матери с ребенком:
– Сережа, почему ты опоздал?
– Мам, мы лепили огромного снеговика.
– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.
– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!
– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол. ( Эффективно или неэффективно наказание, справедливо или нет)
Ситуация.3. Одна мама рассказывает другой: « Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».
Ситуация. 5. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок, ученик 3 класса, резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, сын ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Как поступить?
Ситуация .2. Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Маше родители велосипед купили!»
Ситуация. 4. Родители ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»
Ситуация. 6. В этой семье дети в конце недели отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Приложение.
В родительский дневник.7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка?
Психолог: Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.
Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.
Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе.
Советы психолога.
Психолог. Три способа открыть ребёнку свою любовь 1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите
Советы родителям Дэвида Льюиса
Я отвечаю на все вопросы ребенка, насколько возможно, терпеливо и честно. Серьезные вопросы ребенка и его высказывания я воспринимаю всерьез.
У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
Я стараюсь показать ребенку интересные места.
Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.
Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
Я никогда не наказываю ребенка унижением.
Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
Я приучаю ребенка к чтению с детства.
Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
Я никогда не дразню ребенка за неумение и ошибки.
Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
Я помогаю ребенку быть личностью.
Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря : «Я это тоже не умею».
Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20 % этих ответов, то вам необходимо срочно подумать над остальными.
Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 % , у вас должно получиться, у вас есть на это шансы.
Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.