Исследовательская работа учащейся 11 класса Человек перед ликом Мироздания в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха
Мухутдинова А.
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы высшей категории Т. А. Калагина
Человек перед ликом Мироздания в поэзии Ф.И. Тютчева и живописи Н.К. Рериха
Университетский лицей МБОУ
Философская мысль издавна бьется над вопросом, что есть Мироздание и каково место человека в нем.
Мироздание по Ф.И. Тютчеву имеет два лика: «дневной » и «ночной». День – это гармонично устроенная и дружественная человеку вселенная, это космос (миропорядок): «друг человеков и богов», «златотканый, блистательный покров», наброшенный на бездну, «благодать», исцеление души. Ночь-это мир хаоса, это роковой мир тайн, мглы, бездны. День отступает перед ее силой.
Метаморфический образ «покрова златотканого» в стихотворении «День и ночь» отражает непроходимую грань между двумя мирами - Космосом и Хаосом. Образы «завесы», «покрова», «окна » в поэзии Тютчева выявляют мысль поэта о «двойном бытии», о вечном раздвоении жизненных сфер, о взаимоотталкивании противоположностей. Ночной мир страшит и одновременно притягивает человека своей не разгаданной в веках тайной, тревожит и заставляет мучиться неразрешимыми вопросами бытия.
Космичность пейзажей Н. К. Рериха видна во многих картинах гималайской серии, например «Кончэнджанга». Поражает эпичность, огромность пространства земли и неба: все изображенное словно увиденное из космоса. Перед нами не просто земля, но Земля - планета. Это ощущение космического пейзажа дополняют яркие, насыщенные краски. Ярко-красное небо, насыщенно-синие, почти черные скалы создают своим кричащим контрастом атмосферу противоборства. Но есть и теплые тона в картине, которые призваны примирить небо и землю. Не случайно отблески красного – на склонах, синего - на небе. Уже это стремление красок к сиянию показывают единство мира. В картинах на первый взгляд отсутствует движение, какая-то торжественная застылость, словно сама вечность в этих четко прорисованных контурах, в ясности и определенности очертаний, но весь этот величественный покой не мертвый, дыхание природы чувствуется и в поднимающемся над скалами тумане, и в самом разнообразии форм этого мира, и в насыщенности красок, в которых, кажется, сконцентрирована энергия жизни. Можно процитировать Рериха:
«Дух вечный, неизъяснимый, нерастрачиваемый питает все энергии, присутствие, великое присутствие наполняет природу».
В стихотворении Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель Мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода(«океан», «стихия», прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух(«небесный свод») находятся в отношении противоборства и единства одновременно. С особым благоговением Тютчев относится к воздушным стихиям. Воздух- «бездна голубая» и «животворная». Воздух, как река, опоясывает землю и является условием жизни, он самая легкая и чистая стихия; вода также оказывается в художественном мире Тютчева воплощением жизни, движения, бурного преображения; воде противостоит огонь. Он и животворен, и опасен. Если родина воды - глубина земли, то родина огня - небо, поэтому у Тютчева небо- это «твердь пламенная», «небеса сияют», освещенные огнем солнца. Огонь проникает во все: в растения и человека, он горит в его груди, светится в его глазах. Но – это и «злой истребитель», «стихийная вражья сила», он словно «красный зверь», всё испепеляющий, мертвящий. Земля в стихотворении становится центром, воплощением «берега», пристани в подвижной стихии Мироздания, она помогает человеку обрести устойчивость, постоянство, она - защитница и хранительница жизни. Однако природные стихии воды, огня, воздуха и земли, при всем своем различии, находятся в глубокой связи. Поэтому не случайно в стихотворении появляется круг как символ гармонии взаимодействия всего со всем: «шар», «кругом объята», «небесный свод», «со всех сторон окружены»
Образ круга в стихотворении помогает ощутить и место человека в Мироздании. Человек
причастен к мировому круговращению («и мы плывем пылающею бездной со всех сторон окружены»). Однако эта причастность не только не исключат драматизма взаимоотношений человека с Мирозданием, но, напротив, предопределяет его. Человек затерян в мировом хаосе, но не растворен в нем, его «я» не исчезает во мгле и ночи. Вселенная, величественная, неизмеримая в простра
·нстве и времени, властная, таинственная, нуждается в человеке, ее глас «гудит» и «просит». Без человека мир пуст.
Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» становится воплощением движения, одновременно непредсказуемого и гармоничного. Лирический герой Тютчева ощущает сопричастность с жизнью моря, вступает в диалог с его бесконечной беспредельностью, обращается к ней на «ты»: «Зыбь ты великая, зыбь ты морская». Однако уже следующая строка: «Чей это праздник так празднуешь ты?»- вопрос без ответа.
Взыскивающий глас человека, обращенный к Мирозданию, часто остается без отклика. Таинственная «зыбь» живет непостижимой жизнью, что создает особый драматизм взаимоотношения человека и природы.
В художественном мире Тютчева взаимосвязаны противоречия: космос и хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней.
Именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» «Ветр ночной» говорит с человеком «понятным сердцу языком». Музыка сфер Тютчева зачастую хаотична, страшна. Оставаясь непонятной человеческому сознанию, она пробуждает в его душе схожее звучание. «Мир души ночной» сродни стихии ночи, так как и в сердце человека те же бури, непознанные тайны, хаос: «И бурь заснувших не буди - под ними хаос шевелится»
У Рериха нет мотива разлада человека с природой. В человеке та же гармония, тот же «строй во всем, что и в мире». Человек не чувствует себя песчинкой перед ликом Мироздания, ему нет нужды стремиться к слиянию всего во всем, так как это даровано ему изначально. В человеке у Рериха нет напряженности, только спокойствие и самоуглубление, созерцание величия Мироздания. Об этом картина «Королевский монастырь». В ней нет буйства красок: все выдержано в одном тоне. Серебром светящаяся земля неслышно плывет в бескрайних космических просторах. Небо и земля так же, как в картине «Канчэнджанга», связаны, но теперь уже не только цветом, но и светом. Мерцающий цвет звезд невидимой луны заливает космическим сиянием и землю. У Рериха «звук и свет неразрывно связаны. Симфония сфер будет звучать и будет возвышать дух человеческий к новым творениям. Рерих сумел создать особую атмосферу, в которой рождаются мысли о вечном.
Знаменитую фразу Достоевского «Красота спасет мир» Рерих произносил иначе: «Сознание красоты спасет мир». Эту мысль продолжает и картина «Тень учителя». Самое главное в ней - человек, его присутствие в мире. Тень учителя невозможно увидеть сразу: она словно вросла в скалу, ее контур уподобляется контурам гор, она стала неотъемлемой частью мира природы.
Присутствие человека одухотворяет Мироздание, не случайно тень - в центре, словно душа мира. Рериху важно показать величие человека. Поэтому художник не изображает самого учителя, который уподобился бы маленькой песчинке по сравнению с громадой и величием скал. Кроме того, Рериху важно показать не телесное, а духовное величие человека, значимость его духовного присутствия в мире. Душа человека - часть Мировой души.
Но, как мне кажется, и одиночество человека среди природы для Рериха тоже значимо. Может, потому что в одиночестве, несуетности можно постичь величие мира, приобщиться к его торжественному покою, наконец, «смириться». Смирение Рерих трактовал так: « Смирение- соединение с миром, слияние с ним».
В картинах Н.К. Рериха и в стихотворениях Ф.И. Тютчева – природа живой организм, Вселенная пронизана присутствием Мировой души, она дышит, живет по законам Вечности. Полюса Мироздания -свет и тьма, единство и борьба. Мир в изображении Тютчева противоречив, человек –песчинка перед ликом Мироздания, он в разладе с собой и с миром, и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть этого Мироздания. У Тютчева нет выхода из этого противоречия, у Рериха само наличие разности – проявление жизненной энергии.
Библиографческий список:
Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. – М., 1981
Каган М. С. Философия культуры. – Спб., 1996
15