Философское осмысление главных вопросов человеческого существования в лирике А. С. Пушкина (9 класс)
Философское осмысление главных вопросов человеческого существования в лирике А. С. Пушкина
Цели: углублять знания учащихся об основных мотивах лирики; продолжить формировать умение раскрывать и анализировать лирическое содержание стихотворений; совершенствовать навыки их комментирования и выразительного чтения; побудить задуматься над вопросами смысла и цели человеческого бытия, жизни и смерти, преемственности поколений; воспитывать потребность в чтении и понимании поэзии.
Читая Пушкина, можно великолепным
Образом воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Обращение к эпиграфу урока
· Как вы понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского?
· Читая какие произведения Пушкина, «можно воспитать в себе человека»?
III. Работа над темой урока
Слово учителя
Чтение стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Анализ стихотворения
Есть ли у стихотворения название?
- Нет, его принято называть по первой строке.,
В первой строке уже присутствует лирическое "я", и это свидетельствует о том, что лирический герой с его внутренним миром будет в центре произведения. Внимательно прочитаем первую строфу. В каком художественном пространстве находится лирический герой?
- Это "Улицы шумные", "многолюдный храм", некое необозначенное местонахождение "юношей безумных".
Есть ли здесь приметы какого-то реального города и важны ли они?
Приметы реального города отсутствуют.
Давайте определим, в чем различие этих объектов пространства и что их объединяет?
- Многолюдный храм - центральная строка, посещение храма предполагает молитву и сосредоточенность на мыслях о Боге, о жизни и смерти. Первая и третья строки составляют контраст со второй На "улицах шумных" просто множество людей. Объединяющей чертой здесь становится многолюдье.
Почему юноши названы безумными?
- Им чужда мудрость, они пока живут страстями, иллюзиями, не задумываясь о смысле жизни.
Как построены первые три строки?
" Первые три строки имеют одинаковое синтаксическое построение: Брожу ли я, вхожу ль... Сижу ль...
Что мы можем сказать о лирическом герое?
Его присутствие обозначено глаголами в каждой из строк, он находится среди людей.
Ощущает ли лирический герой единство с людьми или его что-то от них отделяет?
- Он погружен в свой внутренний мир: "Я предаюсь моим мечтам"
В каком значении употребляется здесь слово "мечта"? В привычном для нас или в каком-то ином?
Обратимся к Словарю Ожегова.
Мечта - это воображаемая картина чего-то прекрасного и очень желанного.
А о чем размышляет упорно лирический герой?
- О смерти.
Комментарий учителя
Во времена Пушкина слово "мечта" могло иметь значение любой картины, созданной воображением, в том числе и страшной, и грустной. В других произведениях поэта встречаем: "Я видел страшные мечты..." (поэма "Цыганы"), "И мщенье , бурная мечта ожесточенного страданья"...("Все в жертву памяти твоей...") Поэтому в контексте стихотворения первые три строки объединяет не только значение многолюдности, но еще и бурного кипения жизни, что является антитезой состоянию лирического героя. Его одиночество среди множества людей вызвано тем, что он, в отличие от них, сосредоточенно размышляет о неизбежности смерти. Таким образом, первая строфа задает тему.
Какая мысль утверждается во второй строфе?
Вторая строфа утверждает мысль о конечности любого бытия, и смерть предстает здесь как универсальный закон : "Мы все сойдем под вечны своды."..
Комментарий учителя
В. М. Жирмунский отмечал, что это перифраза, условная формула означает «мы все умрем», и было бы неправильным представлять себе «образ»: длинное шествие, спускающееся под «вечные» каменные своды». Однако, на наш взгляд, при всей условности, здесь все равно сохраняется элемент зрительного образа. "Вечные своды" в читательском восприятии ассоциативно связываются с античными представлениями о вратах в подземное царство Аида, куда попадают человеческие души. Теряя память, они все же обретают посмертное существование. Таким образом, само обозначение смерти является оксюморонным, включает семантический элемент "жизнь".: В метафорических обозначениях: "уход", "вечный сон" - смерть не предстает как полное уничтожение, может быть, еще и потому, что для человеческого сознания трудно, практически невозможно представить абсолютное небытие.
Теория литературы
Оксюморон – [греч. «острая глупость»] термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Перифраза - [греч. perнfrasis] синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением.
Продолжение беседы
Как связаны с душевным состоянием лирического "я" образы дуба и младенца?
- Он соотносит с ними срок своего бытия и особенно остро осознает кратковременность не только человеческой жизни вообще, но и своей собственной.
Дуб "переживет ... век забвенный", младенец, только начинающий жить, напоминает герою о том, что ему "время тлеть". И слово "прости", обращенное к нему, обозначает прощание, последний привет.
Но в основе бытия лежат вечные законы не только умирания, но и обновления.
Что обозначает само слово "патриарх?"
Патриарх – (здесь) это один из библейских праотцев, наделенных по воле Бога невероятным долголетием, родоначальник, обладающий многочисленным потомством.
Почему именно о дубе автор говорит как о патриархе леса?
Комментарий учителя
Дуб – могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, священное место, слава и жертва, сакральная ось мира, процветание, духовная энергия, небесные врата, прообраз отца и проводника оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства.
По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. Вспомните былинного героя Илью Муромца. Где произошла его встреча с Соловьем Разбойником?
Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын.
Какой поворот лирической темы происходит в пятой строфе?
Неотвязная дума о неизбежности смерти, целиком захватившая человека
(„День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать”)
порождает стремление разгадать тайну своей предстоящей кончины:
И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах?
Так в стихотворение входит тема судьбы. Может ли человек противостоять этой грозной силе?
- Смерть неотвратима.
Верно. Но какие образы подразумевают деятельную позицию автора?
Бой, и странствие, и волны подразумевают деятельную позицию человека.
Человек не в состоянии предугадать волю судьбы, но он волен в своих желаниях. Гибель в бою или в волнах это смерть вдали от дома, смерть в одиночестве, насильственная смерть. Предлагает ли автор иной путь?
Последнее успокоение, кончина на родине, когда „соседняя долина” „примет охладелый прах”.
И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.
Что обозначает здесь слово "предел"?
- Слово "предел" имеет разные значения. Это и участь, судьба, и страна, местность. "Милый предел" - это близкие сердцу родные места, где смерть предстает в облике мирного сна.
Проследите, как развивается в стихотворении тема смерти.
Мысль о смерти нагнетается постепенно.
Назовите прилагательные, которые автор употребляет, характеризуя образ жизни героя.
От шума и многолюдности поэт приводит нас к мысли о вечности: "шумных", "многолюдный", "безумных" =>"уединенный", "забвенный" =>"охладелый", "бесчувственному", "гробового" =>"равнодушная", "вечною".
Вывод. Жизненный путь человека лежит через безумство (юность), уединение (зрелость), забвение (старость) - к гробу.
Вызывает ли это стихотворение чувство подавленности и уныния? - Нет, потому что дума о неизбежности конца, которая является стержнем всего произведения, постоянно сопровождается картинами и образами, связанными с представлениями о жизни.
Какова связь между двумя первыми и последней строфами? - Последняя строфа соединяет образы "младой жизни" и "равнодушной природы".
2.Работа с репродукцией картины Шишкина "Среди долины ровныя ..."
Слово учителя
Сегодня на уроке я бы хотела вас познакомить с картиной И.И.Шишкина « Среди равнины ровныя» Мне кажется, она поможет нам еще больше вжиться, вчувствоваться в прославленное пушкинское стихотворение.
Десятки, а может сотни художников многих времен и народов писали дубы. Эти деревьев привлекали их своей мощью, седой стариной, характерным стилем, уникальной эстетикой древнего колдовства и мистики. Они восхищали мастеров, будили в них чувство прекрасного и сверхъестественного. Какая же тайна объединяет эти два шедевра? Давайте познакомимся с самой картиной и историей ее написания.
История написания картины. Выступление учащегося.
Картина "Среди долины ровныя ..." написана в 1883 г и находится в Киевском государственном музее русского искусства.
В один из дней Иван Иванович Шишкин шел по долине, раскинувшейся от края и до края. Справа петляла, сверкая серебром, быстрая речка. Парило. От зноя поникли травы. Горизонт уже начинал синеть, слышались глухие раскаты грома: приближалась гроза. Собиравшиеся в тучи облака прочертили по земле резкие тени. А прямо перед художником, ярко освещенный солнцем, возвышался дуб-исполин. Казалось, в полнеба раскинул он свои сильные ветви и стоял неподвижно, не шевелил листвой, замер в ожидании грозы.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте
вдруг вспомнились Ивану Ивановичу слова старинной песни. Сколько веков рос здесь этот исполин, сколько гроз видел, сколько ясных, тихих дней. И все один один
Беседа по содержанию картины
Что изображено на картине?
Перед нами – равнинный русский пейзаж. Невозможно охватить взглядом бескрайние просторы долины. Ей нет границ и нет конца. Где-то далеко поблескивает водой речушка, белеет небольшая церквушка.
Что вы видите на заднем плане картины?
Задний план полотна будто «утонул» в легкой зыбкой дымке.
Какую цветовую гамму использует художник? Для чего?
Чередование разных по цветовой насыщенности планов делает пейзаж динамичнее, давая возможность «почувствовать» пространство.
Что находится в центре картины?
Величественный дуб одиноко возвышается над долиной. Многие столетия стоит он – одинокий, спокойный, благородный. Беды и невзгоды искривили его ветви, но благодаря ним он стал еще сильнее.
Какие, чувства эмоции вызывает у вас картина?
Русское поле, начинаясь на переднем плане, переходит в необозримые дали, что вызывает ощущение бесконечности. Дорога, сбегая с пригорка, ведет прямо в объятья дуба, который оберегает каждого от палящих лучей, дарит тень и прохладу. Но в то же времявозникает ощущение одиночества ( одиноко возвышающийся дуб). Невольно приходит мысль о быстротечности человеческой жизни.
Вызывает ли картина чувство уныния?
Нет. Картина «Среди долины ровныя» - одно из самых лирических и торжественных произведений художника. В ней во всем величии и полноте показаны и русская природа, и русская душа. Одинокий дуб, возвышающийся над долиной, - будто символ. Русская душа, как и дуб, обязательно сможет все выдержать и все преодолеть.
Отражаются ли мысли, навеянные картиной, в стихотворении А.С.Пушкина?
«Дуб уединенный», «патриарх лесов» в стихотворении - пример общей мысли: «долгожительство природы в сравнении с человеческой жизнью».
Мотив одиночества, который присутствует в картине, также есть и в первых строфах стихотворения.
Композиция стихотворения
Стихотворение обретает кольцевую композицию. И жизнь представляется бесконечной в движении по этому кольцу: от безумной, чуждой осмыслению законов бытия юности, через муки поисков смысла жизни - к смерти, к "гробовому входу", вокруг которого уже шумит новая молодость. Вечная жизнь - в этой смене поколений, истина - в мудром примирении с круговоротом жизни: а самая грустная из пушкинских элегий оставляет у читателя впечатление не подавленности и уныния, а мудрой и бесстрашной просветленности.
Человек у Пушкина постоянно соотнесен с жизнью явлением редкостно полновесным, объемным. Частью объективного бытия становятся и универсальный закон перехода всего живущего в небытие, и личная смерть. Возможно, именно поэтому раздумья о смерти при всей их масштабности, глубине и напряженности у Пушкина остаются сферой самой жизни.
Жанровое своеобразие стихотворения.
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных» было написано 26 декабря 1829 года. Оно представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта.
Вспомните, чем характерен жанр элегии. Темы, слова, общее настроение.Зачем Пушкина нарушает каноны этого жанра?
Жанр стихотворения «Брожу ли вдоль улиц шумных» - элегия, то есть грустные размышления о жизни, судьбе, своем месте в мире.
Элегия „Брожу ли я вдоль улиц шумных”, главной темой которой, бесспорно, является тема бренности жизни, строится на удивительно широком охвате многообразных и разноплановых жизненных явлений, образующих своего рода смысловой фон в строфах первой, третьей, четвертой, шестой, седьмой, восьмой. Смерть в стихотворении Пушкина предстает как некий умопостигаемый закон, а не как конкретное явление. Не гибель человека, а дума о неизбежности конца вот центр элегии, а в ее ткань вплетены пластически явленные картины и образы, связанные с представлениями о жизни.
Вывод. Элегия Пушкина сосредоточена на постижении законов бытия, смысл которых открывается лирическому герою в неизбежности потерь и необратимости перемен.
Подведение итогов. Рефлексия
Какие философские мысли и идеи стихотворений Пушкина стали близкими и понятными лично вам?
Заголовок 415