Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: Разделительный мягкий знак
Конспект урока русского языка
и развития речи во 2 классе
по теме: «Разделительный мягкий знак»
Учитель ГБОУ ЕКШИ
для обучающихся с ОВЗ
Злобина Ирина Валерьевна
Цель: формировать умение грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Коррекционно - обучающие: Сформулировать правило написания разделительного ь знака в словах. Формировать умение писать слова с разделительным ь знаком. Формировать умение различать разделительный ь знак в словах.
Коррекционно - развивающие: Развивать умение употреблять в речи слова с разделительным ь. Пополнение словарного запаса учащихся. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать; умение выполнять задание по образцу, умение осуществлять контроль, самоконтроль; умение работать с информацией.
Коррекционно - воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: Учебник «Русский язык» В.В.Воронкова, презентация, тетради, ручки, цветные карандаши, маркер. ХОД УРОКА:
Подготовка к восприятию нового материала.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Садитесь. Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках русского языка?
-Верно, а чтоб красиво написать, надо пальчики размять.
-Пальчики к работе готовы, теперь можно провести минутку чистописания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня на минутке чистописания мы будем отрабатывать письмо маленькой наклонной палочки и полуовала. Продолжите строчку. Подчеркните буквы, которые на ваш взгляд получились лучше всего.
-Тема нашего урока «Разделительный мягкий знак». Слайд 1.
И к нам на урок пришёл ещё один гость, посмотрите кто? У мышонка есть мечта. Давайте прочтём какая?
Слайд 2.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Учитель: - Эта сказка, про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …Слайд 3.
Учитель: - Крыля (читаю со слайда).
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: - Крылья (читают со слайда).
2.Формулировка целей и задач урока.
Учитель: - Мышонок поставил перед нами проблему: такая маленькая буква и такая большая разница в словах.
- Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ. Для этого сравним последние слоги.
А) КРЫЛЯ – ЛЯ (показ) - Назовите последний слог. (ля)
- Эти буквы были очень дружны и
образовывали сочетание.
Б) - Но с ними очень захотел дружить мягкий знак и разделил буквы «ЭЛЬ» и «Я» в разные стороны.
- Послушайте последний слог ЛЬЯ.
В) – Теперь давайте понаблюдаем за подобными словами и сделаем в тетрадь звуко – буквенный разбор слов:
Слайд 4.
- Сравни слова.
- Изменится ли значение слова, если в нём появится разделительный ь?
ПОЛЁТ ПОЛЬЁТ
Слайд 5.
Проверка:
ПОЛЁТ ПОЛЬЁТ
- Сколько звуков в слове полёт ? Сколько букв?
- Сколько букв в слове польёт ? (6) Сколько звуков? Почему букв больше, чем звуков?
-Какую работу выполнил мягкий знак? (разделил согласную «эль» и гласную «ё»).
Г) - Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы?
- Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется разделительный ь и будем учиться писать слова с разделительным ь.
3.Работа над правилом.
Слайд 6 – повторение слайда 2.
-Итак, посмотрите все на нашу волшебную доску.
- Назовите все слова с разделительным ь.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Слайд 7. КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ
Слайд 8. - выделены гласные и согласные.
КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ
- После каких букв стоит разделительный ь ? (эль), (в), (ч)
- Что общего? (согл.)
- Перед какими буквами стоит разделительный ь ?(е, ё, и, ю, я.)
- Что общего? (гласн.)
- Назовите их.
- Сейчас мы будем учёными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный ь. А поможет нам ПЛАН, который записан на доске.
ПЛАН:
После каких букв пишется разделительный мягкий знак?
Перед какими буквами ? Назови их.
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:
Разделительный ь ПИШЕТСЯ 1) ………..2)………….
Разделительный ь ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
- Давайте проверим по учебнику на стр. 89, правильно ли мы сформулировали правило.
4. Первичное закрепление.
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту.
Слайд 9. (читают дети)
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ пели ему свои песни.
- Найдите и выпишите в тетрадь через запятую слова с разделительным ь. Первое слово напишем с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.
- Какие слова вы выписали?
Слайд 10.
Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
ПРОВЕРКА.
- Я напоминаю, как надо подчёркивать эту орфограмму: КРЫЛЬЯ.
- В остальных случаях подчеркните эту орфограмму самостоятельно.
- Давайте повторим правило, когда в словах пишется разделительный ь.
Слайд 11. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5. Закрепление.
- Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит испытания.
Слайд 12.
- Первое испытание. Разгадываем кроссворд.
1) Папа, мама, я- мы одна… (семья)
2) Снежная буря, сильная метель…. (вьюга) 3) как можно назвать группу детей которые дружат? (друзья)
4) Одежда, которую носят девочки. (платье)
5) Что сбрасывают деревья осенью? (листья)
6)Вкусное лакомство из ягод и сахара. (варенье)
7)Животное, которое любит подражать другим, передразнивать, кривляться. (обезьяна)
с е я
в ь ю д ру пл а л и с я
в а е н о б е ь я Слайд 13.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
- Прочитайте текст про себя.
- Какое задание надо выполнить здесь?
- Поднимите руки те, кто знает как выполнять это задание.
- Работайте самостоятельно.
- Подойдите ко мне дети, которым трудно выполнить это задание. (совместный разбор 1 предложения, записанного на доске)
- Садитесь на место и начинайте работать в тетради письменно со следующего предложения.
- Объясните орфограммы в словах: Илью, друзья, льёт.
- Подчеркните орфограммы.
- Мы выполнили все испытания и наша сказка заканчивается.
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
6. Итог урока.
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо:
Слайд 14.
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, друзья?
- Какое правило учили?
-Расскажите правило написания слов с разделительным ь, используя план ответа.
7. Д/З- А теперь откройте дневники и запишите д/з.
Слайд 15.
С. 89 прочитать правило, упр.175
- Давайте разберём задание.