Доклад на тему Развитие познавательных процессов младших школьников
Развитие познавательных пособностей обучающихся начальных классов
Развитие познавательных процессов - это развитие таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Поэтому нужно знать информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особенности этих психических процессов у детей младшего школьного возраста, уметь оценить уровень сформированности познавательных способностей у детей и с помощью игр, занятий, упражнений можно их развивать. Проблема психического развития и становления человеческой личности на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического, и практического направлений. Исследователи обращают внимание на формирование и развитие личности. Они изучают различные стороны протекания психических процессов, их формы, особенности, функции, основные изменения, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы.
ВОСПРИЯТИЕ
Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды деятельности и свойства восприятия.
Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относится восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, форм предметов, их цвета.
Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
Последовательность данного процесса можно представить следующим образом:
выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;
поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;
последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.
Особенности восприятия детей младшего школьного возраста.
У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.
С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, в среднем звене восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.
В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшой степени.
У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.
В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятие сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Немецкий психолог В.Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки:
перечисление (от 2 до 5 лет),
описание (от 6 до 9-10 лет),
интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).
Эти стадии, зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.
Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос “Что на картинке?”, то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос, “Какие события изображены на картинке?”, то требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование.
В процессе обучения школьника в начальной школе “восприятие становится думающим” (Эльконин Д.Б.). Восприятие становится:
более анализирующим;
более дифференцирующим;
принимает характер организованного наблюдения;
изменяет роль слова в восприятии предметов и явлений.
Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. По данным психолога Шабалина Н.С., большинство учащихся преуменьшают реальную длительность минуты, а вот длительность таких промежутков времени, как 10-15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребенка младшего школьного возраста наблюдение носит схематический, целостный характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней взаимосвязи частей и сторон, ребенок учится объяснять воспринимаемое. Упражнения для развития восприятия: Приложение 1
ПАМЯТЬ
Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Тема актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.
Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована, однако в ней имеются недостатки.
У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.
К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.
От класса к классу в начальном звене память становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмыслению учебного материала.
В процессе обучения в начальном звене школы “память ребёнка становится мыслящей” (Эльконин Д.Б.). Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:
усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
И всё же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.
К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.
Говоря о типах памяти необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что подлежит запоминанию. Характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого.
У младших школьников в первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.
Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).
Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто “зазубривать”. Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.
Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.
Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.
Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: “О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное? и т.д. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.
Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай - медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.Упражнения для развития памяти: Приложение 2
ВНИМАНИЕ
Преобладающим видом внимания младшего школьника остаётся непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.
Непроизвольное внимание в период обучения ребёнка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.
В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. У детей с различной успеваемостью внимание на протяжении с 1 по 4 классы развивается по-разному. У средне - и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников - хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1-м и 2-м классах примерно одинаковы, и лишь к 3-му классу наблюдается небольшой рост.
Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.
Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить “5”, заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далёкой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. Например, наиболее далёкая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом - успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом - получить высокую оценку учителя.
Объём внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.
У учащихся 1-х классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранить в течение 30-35 минут. А вот уч-ся 3-х классов могут сохранять внимание в течение всего урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило переутомление.
Младшие школьники также не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.
Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.
Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы и др. Упражнение на развитие внимания: Приложение 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Упражнение для развития восприятия у детей младшего школьного возраста.Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.<Рисунок 1>
Задания школьнику:Постарайся как можно быстрее сосчитать:1. колько раз встречается круг?2. сколько раз встречается квадрат?3. сколько раз встречается треугольник?4. сколько раз встречается ромб?5. сколько раз встречается прямоугольник?Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.Точность восприятия можно определить по формуле:
n N Х 100 %
n - количество фигур данного вида по результатам исследования;N - истинное количество фигур данного вида.Таблица может быть с набором букв, геометрических фигур разного размера, графическими изображениями.
2. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.На рисунке изображены треугольники <Рисунок 2>
Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?(32)Рисунки могут быть с разными геометрическими фигурами.
3. На развитие восприятия форм и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?» <Рисунок 3>
Ответы:А, Д, Е -состоят из трех элементов.В, Б, Г, Е - построены из прямых линий.А, Б, Е - прямоугольники.А, Д - пересекающиесяВ, Г - по одному предмету.В, Д - округлые.В, Г, Е - заштрихованные.
4. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:
• составьте из 12 палочек 5 квадратов.
Далее задание ребенку:
• убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;
и т.д.
Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов.
Игра «Измеряем на глазок»Данная игра развивает восприятие величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.За почти точное воспроизведение - 5 баллов.За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каж-дая команда получает 3 балла.
Игра «Делим на части»Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска бе-лой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части ручкой.При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на части на глаз. Те участники у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.
Игра «Развиваем наблюдательность»Эту игру можно проводить во время экскурсии, а также в обычном помещении.Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течении 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.Ведущий дает задание:Составьте списки предметов:1. красного цвета,2. черного цвета,3. зеленого цвета,4. круглых,5. прямоугольных,6. деревянных,7. металлических,8. каменных,9. начинающихся с буквы К,10. начинающихся с буквы М?За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется по 5 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.Игра «Слова»Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.Инструкция ребёнку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) осень, 4) этика и др.На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, пред-лагая для работы школьникам по 2-3 слова.
2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов.(если 6 слов написали, память хорошо развита)«Воспроизведение рассказа» также можно использовать для развития памяти у младших школьников.Инструкция: Вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течении 3 минут запишите основное содержание рассказа.Для развития логической, или смысловой памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:Прочитать уч-ся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес-медведь-берлогаЗатем учитель читает вслух следующие 6 строк, по три слова в каждой. Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать 2 3 слова в строке.
Игра «Запоминаем, рисуя»Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для за-поминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста.«Найди отличия».а) Сравни картинки между собой и назови отличия. Найди 10 отличий на этих картинках;<Рисунок 4>
Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.
Игра «Числа»Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры»Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.
Игра «Часы»В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.
Игра «Поём вместе»Дети удобно устраиваются на своих местах.Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. НАПРИМЕР, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.
Игра «Кто внимательней и наблюдательней?»Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.Каждый играющий должен побывать в роли ведущего.
Игра «Самый внимательный»Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.На месте ведущего должны побывать все игроки.Все, кто не ошибся, считаются победителями.
«Играем в считалки»Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.
«Развитие познавательных способностей у младших школьников». С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в этот время и определяет во многом развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В.В. Давыдов считает, что именно «внутри учебной деятельности ребенка школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования». Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Развитием познавательных способностей заниматься необходимо так же регулярно, как тренироваться в развитии силы, выносливости и других подобных качеств Программа начального обучения направлена на развитие и совершенствование познавательного процесса. Введение в начальную школу регулярных развивающих заданий и упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов. Формируя стремление к размышлению и поиску, у младшего школьника происходит становление уверенности в своих силах, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В контексте рассматриваемой проблемы существенный интерес представляют работы, в которых содержатся идеи психологической значимости (A.M. Матюшкин, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов), целостности и системности при изучении и организации образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов), формирования и содержания образования и процесса обучения (Н.Ф. Талызина), проблемной организации занятий (А.М. Матюшкин), активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности личности, использования технологий в развитии личности (В.П. Беспалько, Г.И. Железовская). Таким образом, можно констатировать, что в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется развитие познавательных способностей учащихся. В моей работе, рассматриваются особенности развития познавательных способностей и проведено психолого-педагогическое исследование особенностей развития познавательных способностей младших школьников. Предметом исследования стали особенности развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста. В качестве объекта исследования выступила учебная деятельность школьников. Целью исследования: развитие познавательных способностей является главной задачей успешности обучения младшего школьника Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть особенности познавательных процессов младших школьников. 3.Провести психологическое исследование познавательных способностей детей младшего школьного возраста. 4.Экспериментально проверить гипотезу исследования. 5. Раскрыть возможности помощи детям с проблемами в развитии познавательных способностей в процессе учебной деятельности. Для решения задач в исследовании использовались следующие методы: 1.Изучение и анализ литературы (2009г-2010г) 2.Проведение констатирующего и обучающего экспериментов(2010г-2011г) 3.Статистическая обработка материала (2011г-2012г) Актуальность работы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика. Гипотеза исследования: планомерная и целенаправленная работа по развитию познавательных способностей в процессе учебной деятельности повышает успешность обучения младших школьников. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами: - развитие личности ученика, его творческого потенциала; - развитие интеллекта, исследовательского начала; - развитие познавательных действий и операций, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать, оперируя логического и творческого мышления. Методы исследования – 1. Теоретический анализ психологической литературы. 2. Методика Э. Ф. Замбацявичене «Методика развития умственного развития детей». Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе развитие познавательных способностей у учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития. Это развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие познавательных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.В качестве критериев выступают: • самостоятельность мышления, • быстрота и прочность усвоения учебного материала, • быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, • умение отличить существенное от несущественного, • различный уровень аналитико- синтетической деятельности, • критичность ума. При этом решаются три аспекта целей: Познавательные цели: 1. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. 2. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. 3. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающие цели: 1. Развитие речи. 2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. 3. Развитие сенсорной и двигательной сферы. Воспитательные цели:1. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»). Для исследования уровня познавательных способностей, умственного развития младших школьников, на основе некоторых методик теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра, за основу проведения эксперимента взяла экспериментальную методику Э.Ф. Замбацявичене. Методика состоит из 4-х субтестов, включает в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей: 1 группа – 75- 100 баллов (высший уровень умственного развития) 2 группа – 50- 74 балла (средний уровень умственного развития) 3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития) В начале 2011-2012 учебного года, провела диагностику развития познавательных способностей уч-ся 4 класса. По результатам диагностики: с высоким уровнем развития – 9уч-ся, средним – 9 уч-ся, низким -4уч-ся. Для развития познавательных способностей на занятиях использую упражнения «мозговой гимнастики». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью развития познавательных способностей. Так как под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных задач. Упражнение1. «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек) Упражнение 2. «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. Упражнение 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза. Упражнение 4. Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика» Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. А, е, о, и, у, я, м, х, ха А – на весь организм Е – на щитовидную железу И – мозг, глаза, нос, уши О – сердце, лёгкие У – органы, расположенные в области живота Я- на весь организм М – на весь организм Х - очищение организма Ха – повышает настроение Гимнастика для глаз 1. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох. 2. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см смотреть на палец в течении 4-5сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть правый глаз. (4-6раз) 3. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8раз) 4. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 5. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (5-6раз) 6. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что – нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Математика Ученикам даётся любая нестандартная задача, для решения которой ученик должен: 1) провести анализ исходных данных; 2) выстроить последовательность действий; 3) получить искомый результат. 1.Найди логическую связь между числами первого и второго рядов и заполни окошки. 8 14 10 2 5 8 12 6 6 12 18 27 3 5 10 15 2. Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными. • • = 15 = - =+1 = + 15 =16 = • • = 8 = • =2 = + = = 3. Поставьте знаки действий так, чтобы равенства стали верными: 54 * 6 = 27 * 3 32 * 4 = 4 * 2 4. Используя цифры от 0 до 8 и волшебной сумме 12 заполните пустые клетки (в одном квадрате цифры не должны повторяться) 6 5 2 6 5. а)Используя цифры 1,2,3,4,5, восстановите пример. Каждую цифру, используя 1 раз. + + = 60 б) Вставьте число, чтобы равенство было верным. 7+8+20- (13 – 9) – (12 – 8) - = 10 6. Учащимся предлагается из трёх цифр получить как можно больше других чисел. 7. Из набора чисел выписать те, которые являются нечётными и одновременно делятся на 3. 3,6,9,12,13,15,18,22,24,27,29,33,36,38,39,41,42,46 8. Определите два числа в следующих выражениях: Сумма двух чисел 16 их произведение 55 Сумма двух чисел 18 их произведение 45 Сумма двух чисел 16 их произведение 48 Сумма двух чисел 19 их произведение 78 Сумма двух чисел 24 их разность 18 9.Сумма трёх чисел равна 15. Сумма первого и второго 11, а разность третьего и первого 1. Найди эти числа (5,6,4) 10.Задачи на смекалку А) Таня выше Светы, но ниже Наташи. Наташа ниже Кати, а Света выше Иры. Кто выше: Таня или Катя? Катя или Ира? Кто ниже6 Ира или Таня? (Катя, Наташа, Таня, Света, Ира) Б) В зоопарк привезли16 животных: двугорбых, одногорбых верблюдов и несколько нерп. У этих животных на всех 17 горбов и 44 ноги. Подумайте и скажите, сколько же было двугорбых и одногорбых верблюдов и сколько нерп? Подсказкам – у нерп нет ног. (44/4 = 11 –всего верблюдов; 16-11=5 нерп, из 11 верблюдов 6 двугорбых и 5 одногорбых – найти подбором Проверка: 6*2+5=17 – всего горбов) Русский язык 1.Шифровка и дешифровка текста, слов А)Развивающий канон - Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаёте, какие буквы мы будем писать бежит прыгал бросит ? п б повар каша официант к ч ? везде багаж город е а ? Собери слово из букв. (кон) - Как преобразовать слово кон в слово мак? (кон-сон-сок-сак – мак) Б) Зашифровать какое – нибудь грамматическое правило. Для этого необходимо придумать способ зашифровки (переставляя буквы, писать слово в обратном порядке). В) Разбор предложения для лучшего запоминания. Ученикам предлагается задание – сделать разбор предложения или правила, способствующее быстрому запоминанию. 2.Составление или сочинение рассказа, сказки из 3-4 слов. А)Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, начинающие на одну букву. Б) написать рассказ на тему. В) Написать как можно больше слов на данное правило. 3. Упражнение «Вставьте буквы» Нужно вставить в кроссворд буквы в клетках так, чтобы получились местоимения. 2 1 4 5 3 1) 3л.,мн.ч.,в И.п..(ОНИ) 2) 1л.,мн.ч.,в Д.п..(НАМ) 3) 3л.,мн.ч.,в Т.п..(ИМИ) 4) 3л.,мн.ч.,в Р.п..(ИХ) 5) 3л.,мн.ч.,в Д.п..(ИМ) 4. Упражнение «Хитрые вопросы» 1. Мама пришла с работы и увидев на столе посуду спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?». Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (ОНИ – ВЫ – МЫ- ТЫ) 2. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно). А какие ещё слова вы знаете, используя данный принцип. 5. А)Упражнение «Вставь слово» С (…) ОКНО (ТОЛ) КАБ (…) ОШКО (ЛУК) СА (…) ОН (РАЙ) Б) Упражнение «Какие это слова?» К данным согласным добавьте нужное количество букв О так, чтобы получилось слово. ВРН ГРД ВСТК МЛТК МЛК МРЗ В) Упражнение «Допиши слово» - Допиши в каждом ряду четвёртое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому. 1) РЕКА-РЫБА, НЕБО – (ПТИЦА) 2) СЛОН – ХОБОТ, ЧЕЛОВЕК – (ГУБЫ) 3) ЗАЯЦ – МОРКОВЬ, ОБЕЗЬЯНА – (БАНАН) Г) Упражнение «Анаграммы» Расшифруй название животных 1. Слепой землекоп (крто) 2. Комариная невеста с самоваром. (АУМХ) 3. Летающий шприц (кмрао) Д) Упражнение «Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный» Класс делится на две команды. Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный рассказывают, какими она бы хотела видеть детей, используя имена прилагательные. Е) Упражнение «Четвёртое лишнее» 1. Дочка, почка, печь, ласточка (Печь – орфограмма «ь после шипящих у сущ ж.р.) 2. Полька, Колька, колья, письмо (Колья – орфограмма «Разделительный ь) Ж) Упражнение «Графическая арифметика» Корь – ь + идол – л + р =? (коридор) Кар + то+фельдшер – дшер = ? (картофель) Череп – п + муха = ? (черёмуха) З)Исправь ошибки а)Учитель пишет на доске текст с ошибками. Ученики, замечая ошибки, исправляют. Затем текст закрывается и диктуется учителем. б)Помоги Незнайке найти «Неправильный фразеологизм» Костя –мальчик смирный, комара не обидит (мухи) Ребята затянули песню, кто в лес, кто по грибы. (дрова) Кристина за словом в портфель не лезет. (карман) Ребят в классе много – персику некуда упасть (яблоку) И) Учитель предлагает учащимся увидеть и написать все слова, скрытые в слове Математика. Литературное чтение Виды работ над текстом, развивающие познавательные способности детей 1. Чтение, деление на части. Составление плана 2. Чтение с сокращением текста . Подготовка к сжатому пересказу. 3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 4. Чтение, ответы на вопросы. 5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.7. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.(сказ) 8. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками. (басня) 9. Нахождение в тексте 3,5..выводов. 10. Установление путём чтения причинно – следственных связей. 11. Чтение по ролям. 12. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек 13. Конкурсное чтение стихотворения. 14. Нахождение в тексте выразительных средств языка. 15. Составление сравнительной характеристики героев. Познание мира 1.Составление рефератов по определённой теме 2. Составление кроссвордов, викторин 3. Чтение плана местности, географической карты. 4. Составление опорных схем, таблиц 5. Практические и лабораторные работы. В конце 2011-2012 учебного года провела обучающий эксперимент. С высоким уровнем развития 10 уч-ся (45%), 10 (45%) уч-ся со средним уровнем развития, 2 (10%) уч-ся с низким уровнем развития. Рисунок 1 Сравнительная диаграмма уровня развития познавательных способностей. В работе над проблемной темой использую методическое пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам», «Задания по развитию познавательных способностей 1-4 класс», серию учебно-методических книг «В помощь учителю», ОН.Пупышева «Задания школьных олимпиад.1-4кл», журнал «Начальная школа Казахстана». Практическая значимость исследования заключается в том, что система уроков и упражнений в работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей у учащихся в начальной школе, является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.
Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов младших школьников" для первоклассников
Прокофьева Светлана Валерьевна, педагог-психолог
Разделы: Преподавание в начальной школе, Школьная психологическая служба
Цель программы — создать условия для формирования у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного материала.
Задачи.
Оказание действенной психологической помощи учащимся, имеющим трудности на начальном этапе обучения.
Развитие у учащихся различных видов и форм процесса анализа и синтеза, что позволит устранить значительное число трудностей в обучении.
Формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий с целью стимулирования потребности в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов и знаний.
Сферы познавательной деятельности ребенка Занятия, направленные на развитие данной сферы (№)
Память 4,10, 16, 17, 19, 20,22
Внимание 3, 4, 5, 6, 7, 10,12, 13, 14, 15,17,18, 20, 21, 22, 23, 24
Мышление 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
Воображение 8, 9, 15, 16
Моторика 8, 9, 11, 18
Занятие 1
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Назови предметы” (развитие умения точно и правильно называть предметы).
Задание 2 “Послушай тишину” (развитие слуховых ощущений).
Задание 3 “Узнай по звуку” (развитие слуховых ощущений).
Задание 4 “Какого цвета?” (развитие зрительных ощущений).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 2
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Определи фигуру” (определение местополежения предмета в строке и в столбце).
Задание 2 “Назови одним словом” (развитие понятийного мышления).
Задание 3 “Конкретизация понятии” (развитие понятийного мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 3
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание “Раскрась правильно” (усвоение понятий “следует за”, “находится перед”, “слева”, “справа”, “между”, “сверху”, “снизу”).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 4
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Кто точнее срисует?” (развитие памяти и объема внимания).
Задание 2 “Рыбки” (развитие пространственных представлений).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 5
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Цветы” (развитие логического мышления и внимания).
Задание 2 “Кораблики” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Геометрические фигуры” (отработка понятий “треугольник” и “четырехугольник”).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 6
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Море” (развитие внимания).
Задание 2 “Бабочки” (развитие внимания, логического мышления).
Задание 3 “Кодирование” (действия анализа и синтеза).
Задание 4 “Нарисуй” (развитие пространственных представлений).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 7
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Цифры” (развитие внимания, действия анализа)
Задание 2 “Найди фигурки” (развитие внимания)
Задание 3 “Противоположности” (развитие логического мышления)
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 8
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Дорисуй” (развитие мелкой моторики).
Задание 2 “Раскрась” (развитие понятий “цвет”, “форма”, величина”).
Задание 3 “Гончар” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 9
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Раскрась фигуры” (развитие пространственных представлений).
Задание 2 “Фантазия” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 10
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Ракеты” (развитие пространственных представлений).
Задание 2 “Запомни и нарисуй” (развитие внимания и зрительной памяти).
Задание 3 “Домики” (развитие логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 11
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Графический диктант” (развитие мелкой моторики).
Задание 2 “Дорисуй фигуру” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Раскрась картинки” (развитие пространственных представлений).
Задание 4 “Геометрические фигуры” (круг, овал, треугольник, прямоугольник).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 12
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Фрагменты” (развитие внимания).
Задание 2 “Чего не хватает?” (развитие мышления).
Задание 3 “Найди закономерность” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 13
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Пчелка” (развитие внимания, пространственного мышления).
Задание 2 “Найди одинаковые предметы” (развитие логического мышления, операций анализа и синтеза).
Задание 3 “Обведи и зачеркни” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 14
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Кто кем (чем) будет?” (развитие логического мышления).
Задание 2 “Найди предметы” (развитие логического мышления, внимания).
Задание 3 “Раскрась игрушки” (развитие пространственного мышления).
Задание 4 “Бабочка” (развитие внимания и пространственного мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 15
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Коврик” (развитие внимания).
Задание 2 “Назови предметы” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Кондитерская фабрика” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 16
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Выбери слово” (развитие логического мышления).
Задание 2 “Запомни цифры” (развитие зрительной памяти).
Задание 3 “Дорисуй” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 17
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Составь слово” (развитие внимания, процессов анализа и синтеза).
Задание 2 “Раскрась фигуры” (развитие внимания и логического мышления).
Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания).
Задание 4 “Запомни фигурки” (развитие памяти).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 18
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Какое что бывает?” (развитие логического мышления).
Задание 2 “Раскрась картинку” (развитие пространственного мышления).
Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания).
Задание 4 “Расположи фигурки” (развитие мышления и процессов анализа и синтеза).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 19
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Воспроизведение рассказа” (развитие смысловой памяти).
Задание 2 “Игрушки” (закрепление понятий “больше-меньше”).
Задание 3 “Сравни предметы” (развитие логического мышления).
Задание 4 “Фабрика игрушек” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 20
Вводная часть . Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Слушаем и рисуем” (развитие слуховой памяти и внимания).
Задание 2 “Посчитай фигурки” (развитие внимания).
Задание 3 “Найди пару” (развитие внимания и логического мышления).
Задание 4 “Что было сначала?” (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 21
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Укрась слово” (развитие воображения).
Задание 2 “Раскрась фигуры” (развитие внимания и пространственного мышления).
Задание 3 “Посчитай” (развитие внимания и логического мышления).
Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая буква и цифра.
Задание 4 “Найди путь” (развитие пространственного мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 22
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Добавь слово” (развитие слуховой памяти).
Задание 2 “Два предмета” (развитие внимания).
Задание 3 “Соедини буквы и картинки” (развитие внимания и процессов анализа и синтеза).
Задание 4 “Найди слова” (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 23
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Клумба” (развитие логического мышления и внимания).
Задание 2 “Чего не хватает?” (развитие мышления и процессов анализа и синтеза).
Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 24
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть. Задание 1 “Буквы и слова” (развитие внимания, действий анализа и синтеза).
Задание 2 “Что раньше?” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Рыбка” (развитие логического мышления, действий анализа и синтеза).
Задание 4 “Ежики” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Список литературы
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
А.В. Благонравова “Лучшие обучающие тесты и задания”, “Академия развития”, 2008.
С.В. Бурдина “Папка дошкольника: посмотри и запомни”, Киров, 2008.
С.В. Бурдина “Папка дошкольника: подумай, дорисуй”, Киров, 2008.
С.В. Бурдина “Папка дошкольника: цвет, форма, величина”, Киров, 2008.
С.В. Бурдина “Папка дошкольника: ориентировка в пространстве”, Киров, 2008.
С.В. Бурдина “Папка дошкольника: логика”, Киров, 2008.
С.В. Бурдина “Папка дошкольника: найди по схеме”, Киров, 2008.
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Развитие мышления: тесты для детей 6-7 лет”, “Академия развития”, 2007.
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: учимся логически мыслить (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: развиваем память (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: развиваем мышление (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
С.В. Коноваленко “Развитие мышления и памяти у детей с трех лет”, Москва, 2005.
Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
Н.П. Локалова “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, “Ось-89”, 2007.
А.В. Печерога “Развивающие игры для дошкольников”, Москва, 2008.
М. Султанова (сост.) “Веселые домашние задания”, “Хатбер-пресс”, 2007.
А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова “Изучаем пространство”, “Эксмо”, 2009.
Л.Ф. Тихомирова “Познавательные способности детей 5-7 лет”, “Академия развития”, 2006.
Е.Ф. Черенкова “Развиваем логику и мышление”, “Рипол классик”, 2007.