Презентация к уроку литературы на тему Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Изображение природы в лирике. Неохотно и несмело…


Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему «Федор Иванович Тютчев. Изображение природы в лирике. Стихотворение «Неохотно и несмело…» Подготовила Пашкова Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Волховская СОШ № 7» Желаю вам работать дружно, открыть что-то новое! Назовите поэта XIX века, автора стихотворений «Весенние воды» Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят—Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят…Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет!Мы молодой Весны гонцы,Она нас выслала вперед!»Весна идет, весна идет,И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней!.. *** Федор Иванович Тютчев(1803 – 1873) Портрет С.Ф.Александровского (1876) Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться…Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно…Н.И.Рыленков Цикл «Времена года»Антонио Лучио Вивальди 1678 - 1741 Что общего между этими произведениями искусства? ГРОЗА Лексическое значение слова «гроза» «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова:Бурное ненастье с дождем, громом и молниями (Разразилась, гремит гроза).Кто- или что-нибудь очень опасное, наводящее ужас, внушающее сильный страх (Лев – гроза зверей). Какой жанр живописи перед нами? И.И.Шишкин «Перед грозой» (1884) ПЕЙЗАЖ Давайте уточним тему урока Пейзажная лирики Ф.И.Тютчева. Стихотворение «Неохотно и несмело…» Время физминутки «Неохотно и несмело…» Ф.И.Тютчева (1849) Словарная работа нива – засеянное поле;окаймить – ограничить, окружить. Групповая работа Группа № 1 «Композиция»Группа № 2 «Морфология»Группа № 3 «Изобразительно-выразительные средства языка» Группа № 1 «Композиция». Самопроверка 1. Сколько строф в стихотворении? Из 5.2. Обратите внимание на 1 и 5 строфу стихотворения. В чем их особенность? Как называется такая композиция? Первая и последняя строфы связаны образами солнца, поля и земли. Строфы повторяют друг друга. Это кольцевая композиция.3. Как развивается образ грозы от первой строфы до последней? Подчеркните в тексте слова, которые показывают, как меняется состояние природы. 1 строфа – «принахмурилась земля», 2 строфа – «дальний гром и дождь порой», 3 строфа – «синей молнии струя», 4 строфа – «чаще капли дождевые», 5 строфа – «и в сиянье потонула вся смятенная земля». Группа № 2 «Морфология». Самопроверка 1. Какие самостоятельные части речи использованы в стихотворении?Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.2. Сколько слов каждой части речи в стихотворении?Имен существительных – 24, имен прилагательных – 12, глаголов – 8, наречий – 5.3. Почему тех или иных частей речи больше или меньше?Имен существительных в 3 раза больше, чем глаголов, в 2 раза больше, чем прилагательных. Для Ф.И.Тютчева важно показать состояние природы через предметный ряд, который выражают имена существительные. Группа № 3 «Изобразительно-выразительные средства языка». Самопроверка 1.Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства языка.Эпитеты: «(ветра) теплого», «дальный (гром)», «(пламень) белый и летучий», «смятенная (земля)».Олицетворение: «смотрит солнце», «принахмурилась земля», «солнце… взглянуло», «земля потонула».Метафоры: «молнии струя», «пламень… окаймил ее края». Группа № 3 «Изобразительно-выразительные средства языка». Самопроверка 2. С какой целью автор использует тропы?Чтобы создать образ живой, одушевленной природы.3. В 4 строфе дождь уже совсем близко. Обратите внимание, какие звуки слышатся отчетливо? Что удалось поэту передать с их помощью?[Л], [р], [с]. Звуки передают шум ветра, грохот грома, звук дождевых капель. Аллитерация Аллитерация – повторение согласных звуков. Например: «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» (К.Д.Бальмонт). Стихотворный размер и вид рифмовки Неохотно и несмелоСолнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля.ХорейПерекрестная (авав) В чем смысл этих строк? Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться…Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно…Н.И.Рыленков Нам стоит задумываться о природе, ее красоте и о том, что мы не всегда внимательны к ней. Природа богата красками, звуками, образами. И красоту русской природы увидит только тот, кто умеет всматриваться и вслушиваться. «Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы». Рефлексия ГрозаГромкая, бурнаяПриближается, гремит, уходитГроза – удивительное явление природыПрирода. Синквейн 1 строка – существительное, отражающее тему;2 строка – 2 прилагательных, описывающих явление;3 строка – 3 глагола, описывающих действие в рамках темы;4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;5 строка – синоним существительного, отражающий суть темы Какое у вас настроение? Домашнее задание Подготовить пересказ статьи о Ф.И.Тютчеве (с. 193 – 194);Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Неохотно и несмело…»