Урок литературы на тему Рассказ А.П. Чехова О любви как история об упущенном счастье
Урок литературы в 8-м классе на тему "Рассказ А.П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье"
Предметная тема: «Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (А.П. Чехов)Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (Пифагор)Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. (Л.Н. Толстой)
Цели урока:
расширить знания учащихся о писателе;
развитие навыков анализа эпического произведения;
проследить мысли и чувства героев рассказа «О любви», выявить философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;
формирование представлений о счастье;
воспитывать понимание значимости любви и счастья в жизни человека.
Задачи:
проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны; попытаться понять причину их несчастья;
совершенствовать навыки теоретического анализа.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент– Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».– Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?
2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ
3. Работа с текстом (беседа)
– Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)4. Словарная работа
– Что такое счастье?В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
– Почему герои рассказа А.П. Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)5. Решение основной проблемы урока
– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
«Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики)
6. Самостоятельная работа.
По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа. Дифференцированная работа.
6. Подведение итогов урока
– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?– К каким выводам вы пришли?
7. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «Кто такие «футлярные» люди? Аргументы привести, используя рассказы из «маленькой» трилогии А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
Литература:
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.