Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье (8 класс)


Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье
Урок по литературе
8 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни; рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа «О любви».
Задачи: 1) познакомить обучающихся с рассказом А.П. Чехова; 2) учить анализировать художественное произведение, следить за мыслью автора; 3) обратить внимание обучающихся на своеобразие трактовки темы любви в чеховском рассказе; 4) способствовать развитию образного мышления; 5) воспитывать чуткое отношение к любви, способность понимать переживания другого человека.
Оборудование: портрет А.П. Чехова, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор, музыкальный центр.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, мне бы хотелось, чтобы наш сегодняшний урок начался с вашего знакомства со стихотворением Эдуарда Асадова «Друг без друга у нас получается всё» (стихотворение читает наизусть ученица, в это время звучит медленная, спокойная музыка):
Друг без друга у нас получается все
В нашем жизненном трудном споре.
Все свое у тебя, у меня все свое,
И улыбки свои, и горе.
Мы премудры: мы выход в конфликтах нашли
И, вчерашнего дня не жалея,
Вдруг решили и новой дорогой пошли,
Ты своею пошла, я – своею.
Все привольно теперь: и дела, и житье,
И хорошие люди встречаются.
Друг без друга у нас получается все.
Только счастья не получается... (стадия вызова)
- Каким настроением пронизано это стихотворение? Что отчетливо слышится за ним? Какими предстают образы героев? (Вероятно, ученики укажут на чувство печали и отчаяния. Жизненные пути героев разошлись, но они не могут жить друг без друга, потому что счастье без любви невозможно).
- Как вы думаете, зачем мы начали наш урок с этого стихотворения, ведь дома вы должны были прочитать рассказ А.П. Чехова? (Потому что сегодня мы будем говорить о любви и о счастье).
- Вы абсолютно правы.
II. Вступительное слово учителя. Постановка темы и целей урока.
- Любовь – дар богов, шанс, который дается человеку, чтобы изменить себя, увидеть мир в истинном свете. Каждый из нас проходит в жизни через это непростое испытание. Вот и сегодня в центре нашего внимания рассказ А.П. Чехова «О любви», а тема урока – «Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» (Слайд 1). На уроке нам предстоит проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни, а также рассмотреть идейно-художественное своеобразие этого рассказа (Слайд 2).
- Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова Л.Н. Толстого, к чьему творчеству мы обращались с вами совсем недавно: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье» (Слайд 3). Как вы понимаете слова Толстого? (ответы учащихся). Вернемся к ним в конце урока.
- Рассказ напечатан в 1898 г. в № 8 «Русской мысли». Этот рассказ имеет биографическую основу. Детская писательница Лидия Алексеевна Авилова утверждала, что в рассказе «О любви» отражены ее взаимоотношения с Чеховым – «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет» (Слайд 4). Опубликованные воспоминания писательницы «А.П. Чехов в моей жизни» переиздавались неоднократно. В них Авилова пишет о том, что после прочтения рассказа «О любви» написала Чехову письмо, в котором благодарила за честь «фигурировать героиней хотя бы маленького рассказа». Авилова нашла в рассказе свои фразы («Когда я ронял что-нибудь, она говорила холодно: "Поздравляю вас"». Под конец Алехин вообще стал раздражать своей нерешительностью Анну Алексеевну). Лидия Алексеевна Авилова пишет уже прямо о Чехове: «Я помню, как я «поздравила» его, когда он один раз уронил свою шляпу в грязь». Воспоминания Авиловой вызвали разноречивые отклики. И.А. Бунин, хорошо знавший Авилову и ценивший в ней «правдивость, ум, талантливость», полагает, что с воспоминаниями Авиловой «биографам Чехова придется считаться».
Однако нужно понимать: несмотря на связь рассказа с жизнью писателя, мы должны видеть в произведении художественные образы, в которых отражаются чувства, свойственные разным людям, может быть, всем людям, жившим в определенную историческую эпоху.
- В этом году мы с вами обращаемся лишь к одному небольшому рассказу А.П. Чехова, однако вам необходимо знать, что он составляет часть так называемой «маленькой трилогии», о чем нам расскажет ученица (индивидуальное сообщение ученицы).
III. Работа по теме урока.
- Итак, мы говорим сегодня о любви. Каждый писатель раскрывает это чувство по-своему. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчина и женщина ради этого чувства? Попытаемся ответить на эти вопросы.
- Дома вы должны были подготовить рассказ о судьбе и характере Алехина и Анны Алексеевны Луганович, опираясь на следующий план: 1) биографические сведения, 2) история знакомства и описание отношений, 3) реплики героев, 4) внутренний анализ Алехина (Слайд 5). (стадия осмысления материала).
1. Вопросы для работы с текстом:
1) - Что мы узнаем об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьино? (Он закончил университет. Судя по рассказу героя, ему очень хотелось заняться науками. Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении. В первые же годы его избирают в почетные мировые судьи, поэтому герой бывает в городе).
- Почему на имении Алехина был большой долг? (Отец задолжал отчасти потому, что много тратил на образование сына. Алехин считает своим долгом выкупить имение отца).
- Но разве для того тратил отец силы и деньги, чтобы сын, получив образование, вопреки своим наклонностям, не реализовал свои знания и стал управляющим имения? (Нет. Алехин ложно понял свой долг перед умершим отцом).
- Что же мешает Алехину уехать и начать жизнь, более соответствующую его склонностям и способностям? Только долг отца? (Нет, это ещё и привычка, леность души, нежелание что-то менять в своей жизни).
2) Что мы узнаем об Анне Алексеевне? (Ей около 22 лет на момент первой встречи с Алехиным, она замужем за Дмитрием Лугановичем, членом окружного суда, человеком вдвое старше нее. На протяжении рассказа мы узнаем, что у них с мужем появляется двое детей).
3) - О чем говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери»).
- Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа).
- Подведем итоги первого этапа рассуждений. Были ли готовы персонажи к тому, чтобы полюбить друг друга? (Да). Чем похожи герои? (Они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью).
2. - Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, как он считает, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня).
Словарная работа.
- А что же такое счастье? Дома я просила вас выписать в тетради определение этого слова, которое дается в разных словарях:
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой (МАС): «Счастье – 1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л. Семейное счастье. Народное счастье. 2. Успех, удача. Счастье в игре. Военное счастье» (Слайд 6).
Перед учащимися ставится проблемный вопрос:
- Почему герои рассказа не могут быть счастливы? Почему они не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? (Слайд 7). (Ответы могут привести к дискуссии: 1. Страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой. Алёхин говорит: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить». 2. Герои осознавали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в российском обществе как высшие ценности) (стадия рефлексии).
- Когда же Алехин понял свою ошибку? (В вагоне поезда, когда он, скорее всего, навсегда прощается с Анной Алексеевной: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»).
- Заставило ли осознание Алехина изменить свою жизнь? (К сожалению, нет).
3. - А теперь еще раз ответим на вопрос: что мешает счастью героев, кто виноват; почему мы не слышим назиданий, поучений, оценок автора? К ответу на этот вопрос нас приблизит определение роли основных идейно-художественных особенностей рассказа.
- Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»).
- Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои).
- Ребята, а как вы понимаете значение слова «футляр»? (ответы учащихся). Как вы думаете, кто живет «футлярной жизнью» в рассказе? (ответы учащихся). Мы сегодня только коснулись важной проблемы, которой Чехов посвятил не одно свое произведение. К более подробному ее анализу мы с вами вернемся в старших классах.
IV. Итог урока, выставление оценок.
Решение основной проблемы урока: что мешает счастью героев?
- Давайте еще раз вернемся к нашему эпиграфу: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье» (Слайд 8). От чего же зависит счастье человека? (Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым).
- Как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам (обратить внимание на то, что А.П. Чехов не дает ответов, не диктует правила, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям)? (Писатель видел в любви могучую силу, способную всколыхнуть душу человека, побудить его заново посмотреть на свою порой скучную и неприглядную до встречи со своей любовью судьбу и открыть более широкие, чем прежде, горизонты жизни).
Учитель высказывает своё мнение об уроке: кем доволен, кому нужно работать активнее, выставляет оценки за урок.
V. Домашнее задание.
- На следующем уроке мы продолжим говорить о любви. Вы должны прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ», устно сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Дать письменный развернутый ответ на вопрос: почему не состоялось счастье героев рассказов Чехова и Бунина?
Вопрос для сильных учеников: в чем сходство и различие позиций авторов к вопросам любви? (Слайд 9) (дифференцированный подход).

Сообщение о «маленькой трилогии» А.П. Чехова
В 1898 году появляется знаменитая трилогия А.П. Чехова, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Формальной сюжетной рамкой, в которую вписаны все три истории – “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, – стала охота, на которую отправились “высокий, худощавый старик с длинными усами” Иван Иваныч Чимша-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин, “небольшого роста, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть ли не по пояс”. Охотники рассказывают друг другу истории, причём не вполне охотничьего свойства; один сюжет цепляется за другой, так и возникает цикл рассказов. В центре каждого из них стоит любовная история.
Важную роль в композиции всех трех произведений играет прием «рассказа в рассказе». Истории помещены в обрамление: их не только рассказывают, но и комментируют герои, т.е. автор дает героям возможность самим сделать выводы.
Двух охотников, учителя гимназии Буркина и ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского, застигла ночь, и они, расположившись в сарае деревенского старосты, коротают время за разговорами. Учитель вспоминает историю своего бывшего сослуживца – Беликова. Это и составляет главное содержание рассказа «Человек в футляре».
В другой раз охотников застает в дороге проливной дождь, и они, укрывшись от него в усадьбе помещика Алехина, продолжают свои воспоминания – о том, во что превратилась мечта, рассказывает Чимша-Гималайский («Крыжовник»), а Алехин рассказывает о своей любви к Анне Алексеевне («О любви»).
Все три истории происходят в прошлом, а настоящее дает только толчок к воспоминаниям.
Серость, мелочность, мещанство – все то, что так ненавидел Чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили общество конца XIX века, проникли во все стороны человеческой жизни. Именно этому посвящена трилогия, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В последнем рассказе, о котором сегодня мы говорим на уроке («О любви»), Чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для человека – личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой бессмысленная жизнь.

Дополнительное задание (если останется время в конце урока)
Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова «О любви» и стихотворениями Э. Асадова «Любовь и трусость» / В. Тушновой «Мы шли пустынной улицей вдвоём».
(Тексты стихотворения лежат на столах у учащихся) (Приложение 1)
Э. Асадов
ЛЮБОВЬ И ТРУСОСТЬ
Почему так нередко любовь непрочна?
Несхожесть характеров? Чья-то узость?
Причин всех нельзя перечислить точно,
Но главное все же, пожалуй, трусость.
Да, да, не раздор, не отсутствие страсти,
А именно трусость – первопричина.
Она-то и есть та самая мина,
Что чаще всего подрывает счастье.
В.ТушноваМы шли пустынной улицей вдвоём
В рассветный час, распутицу кляня.
И, как всегда, под самым фонарём
Ты вдруг решил поцеловать меня.
А нам с тобой навстречу в этот миг
Весёлые студенты, как на грех:
Мы очень, видно, рассмешили их –
Так дружно грянул нам вдогонку смех.
Их разговор примерно был таков:
- Видали вы подобных чудаков?
- И впрямь чудак, ведь он не молод: - Да,
Но и она совсем не молода!
Ты сердишься за дерзкие слова?
Но что же делать – молодёжь права.
Попробуй на меня когда-нибудь
Пристрастным взглядом юности взглянуть.
Давай простим их неуместный смех:
Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?
Ведь им прожить придётся столько лет,
Пока поймут, что старости-то нет!