Урок литературы с применением элементов технологии развития критического мышления Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье (8 класс)


Асылгужина Гульназ Фархатовна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №19»городского округа г.Салават Республики Башкорстан.
Предмет: литература
Урок проведен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В основу разработки урока положена стратегия «чтение с остановками», которая дополнена приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Урок литературы в 8-м классе с применением элементов технологии развития критического мышления.
Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье
Цели урока:
*познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «О любви» с помощью приёма «чтение с остановками»;
*стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, составление двухчастного дневника, синквейна;
*способствовать развитию  личных достижений учащихся через творческую активность;
*воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся.
Оборудование: презентация к уроку, персональный компьютер, портрет писателя.
Тип урока: изучение нового материала.
Словарная работа: помещик, мировой судья, окружной суд, сюртук, губернатор, благотворительность, антракт, кредитор, запонки, портсигар, губерния, плес.
Ход урока.
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье» Л.Н. Толстой
I. Стадия вызова. 
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь? 
Какой она может быть?
Всегда ли любовь приносит человеку радость и счастье?
Прием «корзина идей»
(Каждый ученик в течение 2 минут записывает в тетради всё, что думает по этой теме, обменивается информацией в парах и представляет общее суждение.)
Систематизируем наши суждения, составив кластер.

Многие поэты, писатели пытались найти ответ на этот непростой вопрос,
в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Любовь - это радость, высшее наслаждение, счастье, а для кого-то это испытание, разочарование
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ.
Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: встреча, привязанность, любовь, надежда, сомнение, разочарование, расставание, несчастье.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: мысль об упущенном счастье.
II. Стадия осмысления.
- «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» - вспомните, кому принадлежат эти слова? (А.П.Чехову)
- Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об Антоне Павловиче Чехове, об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души.
«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - написал о нем М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились? («Каштанка», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Ванька», «Спать хочется»)
- А что объединяет эти рассказы, о чем они? (Эти рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.)
Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов этой трилогии - рассказ «О любви». «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», - сказал о Чехове И.А.Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом, поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа.
Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».
 Словарная работа.
В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу подготовил в качестве домашнего задания (имя ученика).
Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.
цитата комментарии
Чтение с остановками.
1 остановка. Аналитическая беседа.
- Что нового узнали? Кто герой рассказа? Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)
- Что можно сказать о начале произведения?
(Стремительное быстрое начало - особенность стиля А. П. Чехова)
остановка. Аналитическая беседа.
-О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
-Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
-Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь? Честно ли это? Куда бы я мог увести её? Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)
-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)
-Охарактеризуйте жизнь главных героев рассказа, используя комментарии из двухчастных дневников. Составление кластера.
Анна Алексеевна
ЛугановичПавел Константинович Алехин


«Выходит замуж за неинтересного человека, почти старика», «молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, женщина»,
Заботы о семье.
Желание изменить
что-то в своей жизни.
Одиночество.
Долг. Необходимость работать в деревне.
Скука. Одиночество.
Усталость.
«Был несчастлив»,
«любил нежно, глубоко»
«Мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво»,
«о, как мы были с ней несчастны!»

Чтение рассказа до конца
Мы прочитали сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?
(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.)
Работа над композицией рассказа.
-Вспомните, что такое композиция?
-В чем особенность композиции этого рассказа?
-Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам».)
-Какое значение имеют картины природы в рассказе?
«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал, и выглянуло солнце… прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы,
в противоположность той жизни, которую ведут герои.
Это рассказ в рассказе. С самого начала, в завязке, речь идет о любви.
(Повар и Пелагея).
Завязка завершается умозаключением Алехина: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.
III. Рефлексия. Решение основной проблемы урока:
-Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье».
- Что мешает счастью героев?
(Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.)
-В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?
(Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
-Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?
-О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
-К каким выводам вы пришли?
Составление синквейна « Счастье».
Домашнее задание.
Прочитать рассказ И. Бунина «Кавказ».
Письменно ответить на вопрос «Что такое счастье»?
Письмо главному герою рассказа А.П. Чехова Алехину.
Литература:
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.