Повышение самооценки у дошкольников


Использование игр и упражнений для повышения самооценки
ребенка дошкольного возраста.
Нагасимова Дана Юрьевна
ГККП «Ясли –сад № 24 города Аксу»
педагог -психолог
В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка. Одним из составляющих компонентов личности ребенка является самооценка. Сейчас часто встречаются дети с заниженной самооценкой, поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста. Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь-то общение со сверстниками и взрослыми, игра, самообслуживание или другие. Самооценка имеет два основных компонента. Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Первые признаки проявления самооценки связаны с кризисом трех лет. Это и есть кризис самости. У малыша происходит полное отделение от матери, и он неустанно твердит «Я», «Сам». Это слабое проявление когнитивного компонента самооценки. Малыш ждет оценку своей деятельности окружающими его взрослыми – проявление эмоционального компонента. Получилось построить песочный куличик, малыш бежит к родителям или поднимает на них глаза и ждет именно положительную оценку. Для того чтобы убедиться «Я – хороший». Низкая самооценка — это почва для страхов всей видов и мастей, замкнутости, неспособности видеть хорошее в людях и в себе, неумения радоваться. Это зародыш зависти, ревности, озлобленности и уныния.
Повышение самооценки ребенка легко проводить в игровой форме. Ему будет интересно и не скучно. Рассмотрим несколько развивающих игр, которые помогут развить позитивные качества.
В первую очередь игры детей на песке с фигурками особенно плодотворны, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание, например игра: «Песочный детский сад», «Моя семья», «Скульптура».
Очень хорошо подходят словесные игры: «Хочу быть счастливым», «Что я люблю», «Интервью», «Я могу», «Я очень хороший», «Я лев», «Я показываю стихотворение ». Игры: «Царь горы», «Я добрый», «Я сильный», «Я ловкий», «Я умный», где ребенок становится ведущим, а значит, неуверенный в себе робкий ребенок может почувствовать, что он может быть активным, может добиться успеха и не бояться оценок со стороны взрослых и других детей.
Игры, в которых ребенок может выразить себя и привлечь к себе внимание: «Имя», «Зеркало», «Я».
Игры с использованием элементов изотерапии: «Я победитель», «Мой подарок для тебя», «Рисуем левой рукой и правой ногой», «Ладошки», «Цветной снег», процессе такого рисования ребенок раскрепощается, так как ему позволено то, что обычно запрещается, а именно пачкаться, быть неаккуратным, играть с грязью, позволить выйти себе за рамки дозволенного.
Чаще всего такое рисование сопровождается сильным эмоциональным откликом, причем он может быть как положительным, так и отрицательным. Такие игры отлично способствую самораскрытию личности, помогает бороться с зажимами,  повышают самооценку.
И в заключении хотела бы обратить внимание родителей на некоторые приемы повышения самооценки ребенка:
 Стремление ребенка к какой-либо деятельности необходимо поощрять. Нельзя говорить, что малыш не станет художником, танцором, певцом.  Этими фразами можно отбить ребенка все желание к достижению поставленной цели.
Необходимо поощрять и хвалить ребенка за отметки, сделанную поделку, красивый рисунок.
По чаще говорите слова: «Ты сможешь!», «У тебя получится!», «Я верю в тебя!». Только не перехвалите ребенка.
Существуют как поощрения, так и наказания. Оно должно быть ни физическим, ни психологическим. Важно, чтобы наказание было одно за все провинности.
Нельзя отнимать у ребенка подаренные вещи. Никогда!
Проанализируйте с малышом его неудачи, от чего они зависят. Ребенок должен чувствовать, что между вами доверительные и близкие отношения.
В какой-нибудь ситуации попросите у ребенка совета или помощи. Пусть даже совет будет не самым лучшим, но все равно поблагодарите ребенка.  Он будет знать, что учитывают и его мнение тоже. Малыш будет чувствовать себя наравне с взрослыми.
 Человек, который высоко ценит себя, может свернуть горы. Веру в себя нужно прививать детям с пеленок.
Важно понимать, уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления, это является непременным условием формирования положительной самооценки дошкольника.
Литература:
Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
Доронина Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н.
Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С.29-33.
4. Чернецкая А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005