О подготовке и участии студентов в дистанционных олимпиадах по математике

Доклад

О подготовке и участии студентов в дистанционных олимпиадах по математике

Подготовил: Шмельков В.Ю. – преподаватель математики, председатель ЦК математических и естественнонаучных дисциплин, ГБОУ Политехнический колледж № 42.
Зачитан: на заседании ЦК математических и естественнонаучных дисциплин от 24 декабря 2014 г.


Внеклассная работа – это необязательные систематические занятия обучающихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы.
Индивидуальная работа - такое занятие, когда преподаватель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний студента.
Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы и т.п. В ходе таких занятий расширяются и углубляются знания, развивается интерес обучающихся к предмету, а также их математические способности. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом. К данному виду относятся тематические вечера, научно- практические конференции, недели математики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.
В последние годы в общеобразовательный процесс стала внедряться практика проведения разнообразных дистанционных образовательных конкурсов, викторин и олимпиад.
Их популярность обусловлена неоспоримыми достоинствами: доступностью, дешевизной, простотой организации, протяженностью во времени. Задания, как правило, размещают в Интернете на сайтах образовательных организаций.
Значение данного явления очень велико. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности. С помощью подобных конкурсов и олимпиад студенты могут не только проверить свои знания, умения, навыки, но и сравнить свой уровень с другими.
Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности.
Подготовка к олимпиаде процесс, направленный на развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому преподавателю в процессе подготовки обущающихся к олимпиадам отводится роль инструктора или консультанта. В основе работы должен лежать интерес к процессу познания в общем, и математике в частности.
Для успешного выступления на олимпиаде необходимы:
а) психологическая устойчивость, готовность выполнять нестандартные задания;
б) математическая одарённость;
в) умение сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий, рационально распределить отведенное время;
г) математическая грамотность, умение должным образом оформить решени
·е задачи;
д) уверенное владение изучаемыми разделами математики.
Успех на олимпиаде связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.
Рассмотрим основные направления работы по подготовке обучающихся к олимпиадам.
- Решение олимпиадных задач, связанных с рассматриваемой темой. На занятии всегда можно найти место развивающим задачам, причем, практически по любой теме.
- Ребусы, анаграммы, криптограммы и т.п.
Для развития интереса к решению нестандартных задач по математике в программу урочных занятий следует включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, задач прикладного характера.
- Упражнения на классификацию, абстрагирование и аналогию.
В процессе обучения в арсенал приёмов и методов мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Решение олимпиадных заданий вносит в формирование этих качеств мышления важную компоненту, развивает гибкость и глубину мышления.
- Творческие и олимпиадные домашние задания.
В качестве домашнего задания предлагаются олимпиадные задачи прошлых лет. Для решения студентам приходится пользоваться дополнительной литературой, интернетом, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно. Учиться надо не тому, что легко получается. Ценно любое напряжение сил.
Неотъемлемой частью современного учебного процесса становятся ИКТ. Использование ИТ во внеклассной работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетентности, свободы творчества, интерактивности обучения. Использование информационно-компьютерных технологий способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных ребят, при подготовке к олимпиадам.
В своей работе активно использую интернет-источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. Для подготовки к занятиям, а также для студентов могу порекомендовать следующие сайты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайты содержат теоретический материал по разнообразным темам, помимо этого выложены олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по математике.
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня студентов. Дистанционные олимпиады мотивируют обучающихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на раскрытие своего творческого потенциала, ведут к углубленному изучению предмета. У студентов повышается стремление к самообразованию и развитию математического творчества.