Окружающий мир. Тема Земля и люди Московского государства


Тема: «Земля и люди Московского государства».
Цель: Ознакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси.
Задачи:
Сформировать у учащихся образы разных жителей Московского государства: крестьян, бояр, дворян, стрельцов.
Формировать уважительное, заинтересованное отношение детей к опыту и жизни наших предков, которые много сил потратили на обустройство России.
Развивать умение ориентироваться по карте, познавательную активность. Пополнять словарный запас учеников.
Расширять интеллектуальные способности, логическое мышление, кругозор учащихся. Прививать интерес к истории родного государства.
Развивать речь детей, познавательные психические процессы – внимание, память, мышление (группировка предметов, анализ, синтез), навыки работы с клеем и бумагой.Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Учить понимать задачу урока и стремиться её выполнять.
Ход урока:
Организационный момент.
- Внимание, ребята! Если вы согласитесь с моим утверждением, и оно касается вас, говорите “Я”.
- Кто в классе самый сообразительный? “Я”
- Кто в классе самый смышленый? “Я”
- Кто в классе самый находчивый? “Я”
- Кто в классе самый ленивый?
II. Актуализация знаний.
- И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.
Игра «Найди правильный ответ»
Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев)
Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский)
Как звали ордынского воина и русского богатыря, которые сразились в поединке перед Куликовской битвой? (Пересвет и Челубей)
Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской)
- Какие начались времена с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства)
Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь)
Как выглядел герб России? (Двуглавый орел)
- Молодцы!
- Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство.
Проблемная ситуация.
- Откройте свои учебники на стр. 52. Прочитайте тему нашего урока.
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Начинаем читать текст в учебнике.
- Какое вы заметили противоречие в рассуждениях Илюши и лесника?Какой возникает вопрос?
- А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена, когда о чудесах современных и слыхом не слыхали.
- Рассмотрите избу, её убранство.
-Что вы видите? Опишите, как выглядит изба внутри.
(На стене развесили лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использовали горящие щепочки - лучины. Много места занимала печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи.) - Давайте прочитаем текст кто же жил в такой избе?
- Кто такие крестьяне?
Бояре и дворяне?
Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. и сравним как жили крестьянин и боярин. Чем отличается быт народов XVI-XVII в от быта жителей начала XXI века?
- А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.
До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл.
1 группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца. (О человеке, который самоуверенно ведёт себя среди слабых, но в действительности совсем не силён)
2 группа: Мал золотник, да дорог.(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).
3 группа: Не всяк умён, кто в красное наряжён. (Встречают по одёжке, а провожают по уму).
4 группа: Криво дерево, да яблоки сладки. (Не суди человека по внешности, но суди по делам его)
-Чему посвящены все эти пословицы? Чему они нас учат?
(Трудолюбию. Смелости. Противостоянию неудачам. Доброте. Побуждению быть умным. Борьбе со злом, отрицательными качествами.)Вывод: “Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью”
IV. “Открытие” нового знания.
Какие категории граждан населяли Московское государство? (Заслушивается выступление 1 представителя, другим предлагается дополнить. По ходу выступления демонстрируются картинки и на доске появляются понятия: крестьяне, бояре, дворяне, стрельцы).V. Физминутка.VI. Расширение нового знания.
Откройте стр. 21. № 1,2.
VII. Итог урока.
- Мы сегодня узнали много нового и интересного о жителях Московского государства. И в заключении давайте разгадаем кроссворд.
- Вот и закончилось наше путешествие во времени.
- Понравился вам урок? Что было интересно?
- Для чего мы изучаем историю?
VIII. Домашнее задание: С помощью книг узнайте дополнительно о труде и отдыхе крестьян, горожан, дворян и бояр.
Приложение 1
Донской
Пересвет и ЧелубейДвуглавый орел
Великий государь
Сергий Радонежский
Андрей Рублев
Времена Московского государства
Приложение 2
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Мал золотник, да дорог.
Не всяк умён, кто в красное наряжён.
Криво дерево, да яблоки сладки.