Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2016 г. На тему: «Нестрашный ЕГЭ» 11 касс
МКОУ «ст. Карланюртовская СОШ Хасавюртовский район РД
Открытый урок по русскому языку 11 класс
Подготовка к ЕГЭ на тему:
«Нестрашный ЕГЭ»
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы: Мусаева Х. У.
2016г
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1-А7).
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Слайд 1,2
Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.
«Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» - удивился Ученик.
«Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка».
«Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», - подумал Ученик.
Таким образом мы видим, что Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку (ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной - первой и последней.
И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить… ( Хожу, раздаю стрелы)
И у нас с вами, ребята, тоже всего одна стрела, а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ, и, чтобы эта попытка была удачной, мы должны реализовать следующие цели и задачи нашего урока:
закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.
II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3
Карточка. Задание: расставить в словах ударение
красивее камбала
коклюш обеспечение
вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить
III. Актуализация знаний морфологических норм.
Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4
любимые профессора
ярче солнца
более пятьсот (пятисот) миллионов
кратчайший путь
Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.
Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано задание А3
2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
к трёмстам сорока четырём избирателям
едьте поездом
ихними детьми
пятидесятью тремя метрами
Ответ: 1.
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5
Не едьте поездом , а поезжайте поездом
Не ихними детьми, а их детьми
Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами
Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)
Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6
пара сапог
пара носков
салат из помидоров
занавески из тюли (тюля)
Ответ: 4
Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены
1) трое подруг2) в двух тысяча тринадцатом году
3) более красивый
4) несколько пар джинсОтвет: 3
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения Слайд 7
Не трое подруг, а три подруги.
Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.
Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.
4. Актуализация знаний синтаксических норм.
1)8 случаев нарушения синтаксической нормы
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Нарушение в построении предложений с однородными членами.
Нарушение в построении предложений с причастным оборотом.
Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом.
Нарушение в построении сложных предложений.
Нарушение в построении предложений с несогласованным приложением.
Неправильное построение предложений с косвенной речью.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (управление).
2)Ошибки в образовании форм слов
Неправильное употребление формы числительного.
Неправильное употребление формы местоимения.
Неправильное употребление формы прилагательного.
Неправильное употребление формы существительного.
Ошибка в употреблении формы глагола.
3)О типичных ошибках в задании 7
Неудачи при выполнении задания 7 во многом объясняются недостаточностью систематизированных знаний у экзаменуемых в области синтаксиса словосочетания, простого и сложного предложений, непрочностью сформированных метапредметных логико-познавательных умений, таких как умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать.
- Так, пример ошибки в построении предложения с косвенной речью
Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.
экзаменуемые квалифицируют как нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Пример ошибки в построении предложения с однородными членами
Писатели удивлялись и хвалили изобретательность мастера
квалифицируют как неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Пример нарушения построения предложения с несогласованным приложением
М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона»
считают неправильно построенным предложением с однородными членами.
- Нарушение порядка слов?
Весной не только хочется хорошей погоды, но и радостных событий.
неверно! Это ошибка в построении предложения с однородными членами.
Автор поднимает серьезную и актуальную проблему в наши дни.
Автор поднимает серьезную и актуальную в наши дни проблему.
Это нарушение порядка слов.
Весной хочется не только хорошей погоды, но и радостных событий.
- Ещё примеры
Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.
Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов.
Мы не только побывали в Москве, но и в Санкт-Петербурге.
Мы побывали не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге.
- Ошибка
в построении предложения
с однородными членами.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибка в употреблении двойных союзов:
НЕ ТОЛЬКО…, НО И…; КАК…, ТАК И …
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
Созданы благоприятные условия НЕ ТОЛЬКО для опубликования научных работ, НО И для внедрения их в практику.
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, а также из неофициальных источников.
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены КАК из официальных, ТАК И из неофициальных источников.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом? Ошибка в построении сложного предложения?
Нет.
Ошибка в построении предложения
с однородными членами.
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работают на уроке.
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающих на уроке.
Ошибка в построении сложного предложения?
Нет.
Ошибка в построении предложения
с однородными членами.
Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержки зарплаты.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом? С деепричастным оборотом?
Члены кооператива, строящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники.
Нет.
Ошибка в построении предложения
с однородными членами.
Члены кооператива, строящие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники.
Ещё примеры
Мы говорили о героизме на войне и что в наши дни есть место подвигу.
Мы говорили о героизме на войне и о месте подвига в наши дни.
Я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Я хотел сказать о значении спорта и о любви к нему.
Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома.
Книга рассказывает о правильном содержании аквариумных рыбок и об устройстве их дома.
Нарушение порядка слов?
Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.
Женщина, гулявшая с собакой, остановилась у витрины магазина.
Это нарушение
в построении предложения с причастным оборотом.
Нарушение построения предложения с причастным оборотом
Поверье гласит: бегущие крысы с корабля предрекают его гибель.
Поверье гласит: крысы, бегущие с корабля, предрекают его гибель.
Это нарушение
структуры причастного оборота.
Нарушение построения предложения с причастным оборотом
Я благодарен людям, воспитавших в себе уважение к старшим.Я благодарен людям, воспитавшим в себе уважение к старшим.
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
Это нарушение
согласования.
Нарушение управления
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением?
Пьеса «Вишневый сад» написан….
Улица Арбат расположен в центре Москвы.
Порт Ялта была закрыта.
Нарушение связи между подлежащим
с приложением и сказуемым
6.Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).
1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”
Слайд 13
1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Он не переставал любить и вспоминать о Родине.
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. Мы не только получили учебник, но и сборник задач.
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.
2. Работа в группах. Слайд 14
Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.
А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Б. Нужно оплатить за проезд.
В. Поезд прибыл согласно расписания.
Г. Комиссия установила о причинах аварии.
Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.
Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
Л. Он любил и увлекался чтением.
М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.
С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.
Слайд 15
1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Е, Л, Н
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. И
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. П4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. З, О
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). А, Б, В, Г, Д, К, М, С
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Ж
Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 16, 17
Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию.
Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила причины аварии.
Такое поведение не свойственно для образованного человека. Такое поведение не свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались и верили всему необычному. В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.
Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.
Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался чтением.
Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.
Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.
Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. Мы узе давно выписываем журнал “Природа”
Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.
VIII. Рефлексия. Слайд 26
Я справился (не справился)....
Я смог (не смог)....
У меня получилось (не получилось)...
Я доволен(не доволен) собой ...
Мне было трудно...
Мне было легко...
Мне необходимо поработать над...