Программа самообразования Развитие межличностных отношений в классном коллективе6 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» пгт. ВойвожРабота классного руководителя 6 «а»класса
по теме самообразования:
«Развитие межличностных отношений в классном коллективе»
(2015-2016 уч. год)
Классный руководитель Дуркин Валерий Юрьевич
пгт.ВойвожВведение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью в ходе общения нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях индивид проявляет себя как личность, и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.Коллективные отношения определяются через понятие нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности. Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и неколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека, независимо от того. Является он членом этого коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и другому, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других ставят выше своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами и их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что он разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм- это тоже развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе вопросы решаются сообща и по возможности при общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимают хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские отношения, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение, тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умении взаимодействовать членам коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно исправлять возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива. Одним из условий успешной работы коллектива является знание состояние дел в коллективе. Это называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержание и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся задач. Одним из важнейших показателей эффективности является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга. Таких малых групп, которые бы полностью отвечали всему вышеперечисленному, почти нет.
Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение ребенка в той или иной системе отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции занимаемой ребенком в группе зависит степень его влияния на поступки остальных членов группы.
Статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения, степень действительной авторитетности для остальных участников. Когда о школьнике, например, говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в классе. Если же об ученике говорят, что он имеет высокий статус, то под этим подразумевается, что данный школьник пользуется признанием и авторитетом среди товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказывать на членов группы психологическое влияние.
Внутренняя установка ребенка в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного авторитета, собственного статуса, то, как он свое реальное положение, свой авторитет, свое влияние на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие ребенком могут совпадать или расходиться. Например, школьник, считающий, что товарищи по классу его уважают, на самом деле может обладать низким статусом, а учащийся, который думает, что его авторитет в классе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Дембо-Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности.
Ребенок как личность есть продукт групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
· В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
· Отношения между людьми, складывающиеся в группе, несут в себе позитивные социальные нормы и требования, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
· Группа является таким местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
· От участников группы ребенок получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное, что есть в его личности, избавляться от недостатков.
· Группа снабжает ребенка системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном мире, от элементарных гигиенических навык до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности через отношение данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной либо отрицательной стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются знания его самого о себе. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом, в котором отражается человеческое Я. Реализуя воспитательную технологию Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» по программе курса 6 класса по данному направлению были проведены классные часы: «Есть такая профессия – ученик», «Индивидуальность в учении», «Пять «само» в учении», «Первое «само» - целеполагание», «Второе «само» - планирование», «Третье «само» - организация», «Четвертое «само» - усвоение», «Пятое «само» - применение». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития у себя тех или иных достоинств обучающемуся необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль. Однако эту роль в развитии личности коллектив реализует только тогда, когда не происходит его искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций.
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, большое значение имеет восприятие и понимание детьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать худшее наказание, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него никто бы не обращал внимание. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал бы на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал, то нами бы овладело бы отчаяние, что мы не заслуживаем внимания.
В классах, где взаимоотношения основаны на двери, взаимопомощи, ответственности, проявлении самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку, способствуют интеграции личности, смелость в отказе от отрицательных традиций. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. И его выбор будет в пользу той группы, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.
Для того, чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложена в 30-х годах Д. Морено). Социометрия - это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения. Данные социометрического анализа широко используются при исследовании самочувствия личности в группе. Социометрический метод, как замечает К.К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера.
Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными («назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на День Рождения») и фиксированными («назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на День Рождения»). В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет значение при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.
Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследований. Индекс групповой сплоченности, согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.
Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме в виде схемы, которая более наглядно показывает суть структуры общения данной группы. Обработка результатов социометрического изучения осуществляется в заготовленной таблице. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из категорий.
1. звезды: 5и более выборов
2. предпочитаемые:3-4 выбора
3. принятые:1-2 выбора
4. не принятые: 0 выборов.
1 и 2 статусные группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
Для подростков стремление быть как взрослый переходит в потребность быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение. В этом возрасте становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно-потребностной сферой деятельности ребенка.
Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Формирование мотивационно-потребностной сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т.к. особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли. В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками. Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка, отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков. Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально-психологические характеристики. Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе - активным формированием образа «Я». По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особое значение.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально-волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.
Выявлено, что «предпочитаемые» и «отвергаемые» подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками (А.В. Захарова). Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
В настоящее время социометрия активно используется психологами, педагогами, социальными работниками. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляет собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И, наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими.