Технологическая карта по обществознанию на тему Виды межличностных отношений (5 класс)


Технологическая карта урока
Подготовила: Жуйкова Марина Александровна, учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №12 г. Лиски
Урок № 15
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет: Обществознание
Класс: 6
Тема урока: Межличностные отношения и их виды
Дата проведения: 20.12.2016
Цель урока: Способствовать формированию начальных обществоведческих знаний, научить распознавать межличностные отношения в их широком многообразии
Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с сущностью и видами и стилями межличностных отношений, на конкретных примерах научить распознавать виды и стили этих отношений;
Развивающие: продолжить развитие у учащихся навыков аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные факты, умение работать с учебником, решать познавательные задачи, умение обогащать материал и делать выводы;
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к окружающим людям.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные Метапредметные УУД Личностные
Научатся:
- применять понятийный аппарат (знакомство, приятельство, товарищество, дружба, деловые (официальные) отношения, личные (неофициальные) отношения) для раскрытия сущности межличностных отношений;
- выявлять виды и стили межличностных отношений, их особенности.
Получат возможность научиться:
- формулировать собственную точку зрения;
- выделять главное;
- взаимодействовать друг с другом.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, давать определение понятий, продолжить формирование навыка работы с текстом учебника и иной информацией, совершенствовать умение видения проблемы конкретной темы, а также способов ее решения;
Регулятивные: самостоятельно (с помощью учителя) формулировать тему и цели урока, осуществлять рефлексию и коррекцию своих действий и высказываний;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, четко выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и быть готовым ее изменить (скорректировать). Сохранять мотивацию к учебной деятельности, поддержать интерес к новому учебному материалу, продолжать воспитывать положительное отношение к процессу познания, учить высказать свое мнение о значимости для человека различных видов межличностных отношений (особенно о дружбе).
Методическая литература:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 кл.: учебник для общеобраз. учреждений / Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2014.
Оборудование урока: Компьютер, интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, тест-рефлексия, солнышки
Тип урока: Комбинированный
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная
Технологии: Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная
Новые понятия: Знакомство, приятельство, товарищество, дружба, деловые (официальные) отношения, личные (неофициальные) отношения
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся Универсальные
учебные действия
(УУД) Время (мин.)
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, дежурный называет отсутствующих. Личностные: стремятся
хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника. II.Актуализация знаний учащихся Организует работу по теме «Межличностные отношения» и предлагает проверить пройденный материал при помощи кроссворда, решив который учащиеся найдут ключевое слово, связанное с темой нового урока. По завершению учащиеся осуществляют взаимопроверку.
Далее организует диалог с учащимися по вопросам:
- Какое ключевое слово загадано в кроссворде?
- Что дружба?
- Как же «дружба» связана с темой, которую мы начали проходить?
- А только лишь дружба может возникать между людьми?
- Какую же тему мы запишем?
- Что же мы должны выяснить? Какие цели поставим?
После определения темы и цели урока ставит проблемный вопрос: Почему человек не может обойтись без межличностных отношений? Решают кроссворд и осуществляют взаимопроверку и выставляют оценки, сверяясь со слайдом
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, формулируют (с помощью учителя) тему и цель урока. Записывают в маршрутный лист. Личностные: понимают
значение знаний для человека и
принимают его.
Познавательные: выполняют задание и формулируют ответы на вопросы учителя, продолжают учиться (с помощью учителя) формулировать тему и цель урока.
Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируя его.
IV.Объяснение новой темы урока «Виды межличностных отношений».
План:
1.Виды межличностных отношений и их особенности.
2. Стили межличностных отношений.
1. Ребята, представьте себе ситуацию Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. Как можно назвать такие отношения?
Это самый распространённый вид межличностных отношений. Какое определение дали бы вы этому понятию?
Верно, а назовите круг ваших знакомых
Верно, при таких отношениях личные чувства не имеют существенного значения. Люди здороваются и знают друг друга по имени. Могут поговорить на общие темы не более.
Следующая ситуация. Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?
Приятельские отношения возникают из круга знакомых. Но при каких условиях возникают? От какого слова происходит слово «приятель»?
Верно, когда человеку приятно общаться с другим человеком и при условии, что возникает взаимная приязнь. Но у приятелей обычно нет общих глубоких интересов, чаще всего нет у них и серьезной заинтересованности судьбой друг друга. Приятельские отношения поддерживаются обменом мнениями по тому или иному поводу, взаимным доброжелательным расположением друг другу. Такие связи не имеют прочной основы, поэтому приятели легко расстаются, они заменяются другими. То есть какое определение «приятельства» мы дадим?
В вашем классе обучается … человек и все вы являетесь…?
Более близкими становятся отношения товарищества. Что объединяет товарищей?
Верно, часто они складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. Товарищ - человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни и пр. Какое же определение мы дадим?
А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений – это … Догадались?
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями. Вы уже дали определение «дружбе», а что в дружбе является самым важным?
Мы выяснили виды межличностных отношений. Перечислите их.
Запишем классификацию. А какой критерий, признак будет лежать в основе нашей классификации?
Запишите в маршрутный лист, дайте определения.
А теперь потренируемся определять виды межличностных отношений. Внимательно читаете и определяете к какому виду относится то или иное взаимодействие людей.
Молодцы, ребята, а чтобы вы поставили на первое место из всех четырёх видов межличностных отношений? Почему?
Конечно, дружбу ценили во все времена. Недаром народ сложил много пословиц и поговорок, писателями и поэтами создаются произведения и стихи о дружбе, есть и песни о дружбе.
Первый и третий ряд называет какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете, а второй – вспомнит любую песню о дружбе и дружно ее споёт.
Ребята, молодцы! А скажите нужно ли учиться дружить? Бывает ли много друзей?
Верно, и самым важным в дружбе является умение внимательно слушать друг друга. А каким еще должен быть друг?
Хорошо, если вы сами поймете, что такое дружба, то сами сможете быть хорошими друзьями, обрести хороших друзей и сохранить крепкую дружбу.
9 июня — Международный день друзей. Международный день друзей создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств, мы напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их.
А теперь, поработаем с тексом учебника. Откройте стр. 54 и самостоятельно прочитайте «Путешествие в прошлое» и подумайте над вопросом: Можно ли отношения между А.С. Пушкиным и И.И. Пущиным назвать дружескими?
Молодцы! А есть еще особый вид отношений – это любовь. Её посвящено множество произведений. Во все времена она вдохновляла людей на творчество, благородные поступки. Человек бывает по-настоящему счастлив, когда его любят (идёт ли речь о дружеской любви, материнской или любви между мужчиной и женщиной)
2. Ребята, по стилю межличностные отношения делятся на 2 группы: личные (неофициальные, неформальные) и деловые (официальные, формальные). В чём же разница? Найдите на стр. 56 ответ. Кто найдёт, подымает руку.
Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Личные складываются на основе частных взаимоотношений, т.е. в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу.
Ребята, определите по рис. стр.56 отношения официальные и личные.
А попробуйте сами привести примеры личных и деловых отношений?
Ребята, запишите в маршрутный лист стили межличностных отношений, укажите примеры.
Ребята, а от кого зависит успех в мире межличностных отношений?
Знакомятся с новой
информацией, отвечают на вопросы, делают записи,
оценивают свою работу
знакомство
отношения между людьми, основанный на узнавании
соседи, учащиеся школы, продавщица магазина и т.д. – это все, кого мы часто видим
Внимательно слушают
приятели
приятно
Внимательно слушают
отношения между людьми, основанные на взаимной приязни, но отношения, не имеющие прочной основы
товарищами
общая цель, деятельность
отношения между людьми, основанные на общности их интересов
дружба
Внимательно слушают
умение понять другого, выслушать его
знакомство, приятельство, товарищество, дружба
по длительности связей между людьми
Выполняют задание, ставят оценку.
Читают со слайда и определяют виды межличностных отношений
Дружба, потому что она объединяет людей надолго. С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту…Внимательно слушают
Выполняют задание, ставят оценку.
Нет, настоящих друзей не так много, надо научиться быть хорошим другом
с ним можно поделиться как радостью, так и бедой, своими секретами, он никогда не обманет, не предаст, по первому зову окажется рядом
Внимательно слушают
Выполняют задание и отвечают на поставленный вопрос
Внимательно слушают
Внимательно слушают
Выполняют задание и отвечают на поставленный вопрос
Внимательно слушают
Выполняют задание
личные – дружеские, семейные, а деловые – учитель и ученики, работник и работодатель и т. д.
Выполняют задание, ставят оценку.
от самих людей, от их умения понимать друг друга, общаться Познавательные: анализируют и обобщают, делают выводы, определяют понятия, самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.
Регулятивные: уметь выдвигать версии.
Коммуникативные: отвечают и слушают других
Личностные: осмысливают гуманистические традиции и
ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность, адекватно выражать и
контролировать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние окружающих. V.Закрепление материала. Молодцы, а теперь вернёмся к проблема урока: Почему человек не может обойтись без межличностных отношений?
Смогли ли мы разобраться в видах и стилях межличностных отношений? Выясним это, пройдя тест
Покажите, что у вас получилось. Если у вас улыбка, то значит вы на отлично усвоили новую тему и можете поставить себе «5», если же не получилось, значит, что-то не поняли.
Соответствует ли улыбка вашему настроению?
А теперь выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:
«Для меня было новым …»;
«Я вижу пользу в том …»
«У меня вызвало трудности…»
человек – это существо социальное, общественное, он не может жить вне общества, ему жизненно необходимы любовь, дружба и признание его как личности, иначе он теряет смысл жизни
Выполняют задание
Внимательно слушают
отвечают
Познавательные: строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Личностные: понимают
значение знаний для человека и
принимают его.
Регулятивные: прогнозируют
результат уровня усвоения
изучаемого материала. VI.Вывод по новой теме. Итак, мы познакомившись видами и стилями межличностных отношений, их сущностью и особенностями. А также пришли к выводу, что человек не может обойтись без межличностных отношений. Внимательно слушают
VII.Домашнее задание. Записываем задание на дом: § 6 пересказ, рабочая тетрадь стр. 29-33. Записывают VIII.Выставление оценок. Молодцы, ребята, спасибо за работу. Сдайте «солнышки» и свои маршрутные листы, чтобы я поставила оценки за урок. Сдают маршрутные листы и подают дневники на оценку