Доклад на тему «ЕГЭ 2016 по иностранному язык. Современный подход к оценке качества образования выпускников. Результаты, проблемы, перспективы. Анализ типичных ошибок».


Доклад
на тему
«ЕГЭ 2016 по иностранному язык. Современный подход к оценке качества образования выпускников. Результаты, проблемы, перспективы. Анализ типичных ошибок».
2016
Уважаемые коллеги,
Сегодня я хочу поговорить о ЕГЭ по иностранным языкам. Радостно осознавать, что иностранному языку в нашей стране уделяется достаточно большое внимание. С каждым годом растет количество выпускников, сдающих экзамен по иностранному языку по выбору. Так в 2014 году ЕГЭ по английскому языку сдавал 201 учащийся, в 2015 – 235, а в 2016 – 290. Средний балл вырос по сравнению с предыдущим годом с 69 баллов до 74,58. Минимальный порог остался на уровне 2015 года - 22 балла. Не преодолели этот порог 2 человека. Доля не сдавших уменьшилась с 2, 13% до 0, 69 %.
ЕГЭ 2016 по английскому языку не претерпел каких-либо изменений, касающихся структуры и процедуры прохождения экзамена. Последние существенные изменения произошли в 2015 году, когда экзамен был разделен на две части: письменную и устную.
В структуру госэкзамена входят:
• Раздел «Аудирование»
• Раздел «Чтение» — предполагает решение 9-ти заданий, 2 из которых направлены на определение соответствия и 7 – на выбор одного верного ответа из нескольких имеющихся
• Раздел «Грамматика и лексика» — предполагает прохождение 20-ти заданий, в 7 из которых нужно выбрать один верный ответ из представленных в условии и в 13 – дать короткий ответ на вопрос. Для заданий с кратким ответом от школьников требуется самостоятельная запись ответа;
• Раздел «Письмо» — предлагаем школьникам написать личное письмо и письменное высказывание.
Все типы заданий письменной части не изменились, а устная часть экзамена претерпела незначительные изменения формулировок по сравнению с прошлым учебным годом. Но так как именно устная часть экзамена ЕГЭ в обновленном формате проводилась в 2015 году впервые, следует отдельно и подробно остановиться на составе именно этой части экзамена. Забавно то, что в новом формате сдающие экзамен разговаривают с компьютером и, естественно, ведется аудио и видеозапись этой части экзамена для последующей оценки экспертами. Это означает, что эксперт-экзаменатор вообще не знает, кого он оценивает, из какого региона страны, города, школы. И это именно та независимая оценка, о которой мечтают разработчики КИМ, ведь ЕГЭ, прежде всего, выполняет роль независимого контроля и является вступительным экзаменом в ВУЗ, а для того, чтобы повысить уровень доверия ВУЗов к результатам ЕГЭ - необходима независимая оценка.
Итак, в 2016 году одиннадцатиклассники выполняли следующие задания в разделе Speaking/Говорение:
1 задание – чтение вслух фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста. На подготовку 1,5 мин – 1 балл (оценивается фонетическая сторона речи).
2 задание – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и визуальную опору (фотографию/картинку) (по 20 секунд на каждый вопрос) – 5 баллов (необходимо задать 5 вопросов по опорным пунктам, каждый вопрос оценивается в 1 балл)
3 задание - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и визуальную опору (фотографию/картинку) – 7 баллов. Предлагается 3 фото на выбор; экзаменуемый сам выбирает одну фотографию и описывает ее, опираясь на план, состоящий из 5-ти параметров.
4 задание - монолог - сравнение двух фотографий – 7 баллов. Это задание высокого уровня сложности – аналог классического задания Международных языковых экзаменов, когда экзаменуемому предлагаются 2 фотографии; он должен не просто описать эти фотографии, а сравнить их: что между ними общего, и в чем они отличаются друг от друга; а в конце ответить на вопрос по теме фотографии с аргументацией и четкими обоснованиями своей точки зрения.Перспективы, которые могут произойти в ближайшее время самые большие и масштабные. Самым ожидаемым изменением в этом экзамене по выбору является включение ЕГЭ по английскому языку в список обязательных дисциплин для сдачи в 11-м классе наряду с ЕГЭ по русскому языку и математике. Данное новшество планируется в 2020 году. Это, конечно, повышает репутацию, престиж и признание нашего предмета, кроме того это гарантия того, что мы с вами не останемся без работы. Однако вместе с этим возникает много вопросов и проблем. Самым противоречивым остается вопрос с устной частью экзамена. Сейчас говорение не является обязательным, однако набрать максимальное количество баллов можно только в совокупности, сдав обе части экзамена. Предполагается, что данный госэкзамен разделят на два уровня – базовый и углубленный. По итогам апробации, которая была проведена в Москве и Московской области в 2015 году, специалисты сошлись на мнении, что устную часть нужно оставить только для углубленного уровня. Но это только пректы.
Анализ выполнения ЕГЭ, мнения родителей и учеников и особенно объемы продаж различных учебно-методических пособий показывают, что подготовка к экзамену часто понимается как бесконечное выполнение заданий – без достаточного этапа обучения. Это значит, что корнем проблемы при сдаче ЕГЭ по английскому языку является в первую очередь способ подготовки к нему. Как ни банально это звучит, но основой подготовки к ЕГЭ по иностранному языку остается изучение языка. Но есть и типичные ошибки, которые часто допускают выпускники. Задания раздела «Аудирования» направлены на проверку общего понимания прослушанного текста, а ученики стремятся «выловить» из текста отдельные слова, не обращая внимания на общий смысл. Типичные ошибки в «Чтении» аналогичны, только здесь вместо устного теста надо работать с письменным. Для раздела «Грамматика и лексика» ошибки из года в год остаются все теми же: формы неправильных глаголов и пассивный залог. Особую трудность представляют задания, посвященные лексической сочетаемости. Причина этого, в первую очередь, в недостаточной работе с «настоящим» языком. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них все языковые особенности и тонкости. «Письмо» - наиболее ярко отражает уровень знания языка. Для выполнения этого раздела необходимо не только правильно излагать свои мысли на бумаге, но и строго следовать как требованиям самого задания, так и международным стандартам к оформления письма и эссе.
Выучить английский язык за две недели невозможно, если вы не одаренный от природы полиглот. И единственный способ успешно сдать экзамен – это изучение самого языка.