Психолого-педагогические основы межличностных взаимоотношений
Психолого-педагогические основы межличностных взаимоотношений учителя и обучающихся
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.
Котова И.Б. и Шиянов Е.Н. отмечают, что сущностью межличностного отношения является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь Важнейшей характеристикой личностной стороны межличностного отношения является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере Под прямым воздействием понимает непосредственное обращение к обучающемуся, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и обучающихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на школьника, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни обучающегося, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.
При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого воспитанника есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.
Межличностное отношение имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и обучающийся воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой стороны — индивидуальные, личностные качества.
Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на обучающегося.
Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности школьников. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия .