Исследование межличностных отношений младших школьников в психолого-педагогической литературе
Матвиенко Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №69» г. Кемерово
Исследование межличностных отношений младших школьников в психолого-педагогической литературе
Аннотация. Статья посвящена вопросам теоретическим исследованиям межличностных отношений детей в рамках начальной школы. Отражаются проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся и факторы их возникновения
Ключевые слова. Межличностные отношения, младшие школьники.
В психолого - педагогической литературе межличностные отношения исследуются как особый феномен психики. Многие отечественные и западные психологи считают, что система отношений, которая складывается вокруг ребёнка, оказывает существенное влияние на его психическое и личностное развитие. Особую значимость межличностных отношений в развитии ребенка, сохранении его нервно-психических и здоровья подчеркивает в своих трудах Мясищева В.Н.
Зачепецкий Р.А., Мясищев В.Н., Файебер С.Г., ЯковлеваЕ.К. говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведет к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психостении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребенка - к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований - как этиологический фактор неврастении.
Влияние межличностных отношений на интеллектуальное и нравственное развитие отмечается в трудах, Выготского Л.С. и Леонтьева А.Н.
Подчеркивание особой значимости межличностных отношений ребёнка с окружающими в его личностном развитии характерно и для трудов западных психологов: Адлера А., Фрейда З., Эриосока Э., Юнга К.Т., и др.
Многие западные и отечественные психологи считают, что межличностные отношения являются фактором, определяющим процесс социализации ребёнка. Межличностные отношения стали объектом научного исследования с давних пор, они изучаются в философии, социологии, психологии, педагогической литературе.
Рассмотрим далее, что ученые понимают под понятием межличностные отношения. В психологическом словаре понятие « межличностные отношения» определяется как - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата
В работах В.Н.Мясищева межличностные отношения получают такое толкование: что самое главное, что определяет личность - «...её отношение к людям, являющееся одновременно взаимоотношениями...» В словаре справочнике межличностные отношения определяются, так случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
В социально-психологической литературе межличностные отношения рассматриваются прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений как отражение в сознании общественных отношений Андреева Г.М. утверждает, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.
В научно-психологической литературе исследуется не только сущность межличностных отношений, их значимость в жизни человека, но и их виды. Так в социальной психологии даётся описание таких видов межличностных отношений как деловые и личностные. Деловые связаны с учебой или общей трудовой деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены не только объективными условиями, сколько субъективной -потребностью в общении и удовлетворением этой потребностью. Ученые исследуют факторы, влияющие на межличностные отношения. Фактор-это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. К факторам формирования межличностных отношений относят в научно-психологической литературе - общество, семья, школа, социальная среда, совместная деятельность людей, их индивидуальные особенности.
В работах Куприянова Б.В. исследуется роль детского коллектива, как фактора межличностных отношений младших школьников: отношения младших школьников характеризуются прежде всего узостью межличностных связей. Чаще всего это отношение между двумя детьми, либо группы вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур-мальчиков и девочек. Лидерство носит здесь одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.
Исследователи сходятся и в том, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношения к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость. У большинства детей данного возраста общение с товарищами по классу ограничивается школой и не занимает большого места в жизни. Лишь у немногих из них мотивы общения со сверстниками отражают интересы, не связанные со школой, Большинство межличностных связей, возникших в младшем школьном возрасте, распадаются на этапе перехода к подростковому возрасту.
Особо учёные подчеркивают роль личности учителя в формировании межличностных отношений. Например: Любая группа людей имеет свою социально-психологическую структуру. С точки зрения социометрии структура выглядит так: звезды, предпочитаемые, не предпочитаемые - выделяется несколько кругов. В повседневной речи педагогов и научной литературе для описания отношений в группах учащихся часто используются такие понятия как «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер». Лидеры могут быть как положительные (принимающие правила транслируемые педагогами), так и отрицательные (конфликтующие с учителями и школьными порядками).
Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:
- возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек);
- притеснение одними детьми других;
- успешность и не успешность детей;
- в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.
Известным фактом является наличие в классах микрогрупп и столкновений между ними. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.
Не редки проблемы, возникающие между учащимися и учителями, и они обусловлены тем, что каждый учитель имеет свой стиль, симпатии, антипатии. Не всегда стиль учителя совпадает со стилем класса, тем более, если есть другой пример. Часто у учителей просто не хватает терпения и это вызывает проблемы в межличностных отношениях учителя и учащихся.
В этом объективном многообразии проблем возникает вопрос - что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации? Он должен определенным образом смягчать возможные трения в данной сфере. Прежде всего, задавать позитивный тон взаимоотношений. Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями.
Список литературы
Ермолаева, М. Психология развития [Текст] / М. Ермолаева. – 3-е изд. – Воронеж: МОДЕК, 2006.-376 с.
Мясищев, В.Н.Психологические отношения[Текст] / под ред. А.А. Бодалева. - М.: МОДЭК, 2003.- 163 с
Психолого - педагогический словарь [Текст] / Сост. Е.С. Рапоцевич. -Минск: Современное слово, 2006. - 928 с.