Конспект урока Государство на берегах Нила (5 класс)
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе
Тема урока: Государство на берегах Нила
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:
1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»;
2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками;
3. Воспитание нравственной позиции c точки зрения признанных ценностей современного государства и признания необходимости существования государства как объединяющей силы ( в Древнем Египте для поддержания ирригационной системы);
Оборудование: учебник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира века.– М.: Просвещение, 2003 г., меловая наглядность, карта;
План.
От первобытности к цивилизации.
Страна Египет.
Разливы Нила.
Объединение Египта
Ход урока
Структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. (2 минута)
Приветствуют учителя.
2. Проверка ранее изученного материала (3 минуты)
беседа по вопросам:
1. Назовите коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудие труда?
2. Какие занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
3. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
4 Первое домашнее животное, прирученное человеком?(4 минуты)
отвечают 4 ученика.
2. Изучение нового материала
Объявление темы, целей и плана урока. (1 минута)
Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства.
Самостоятельно прочитать с 32 учебника. Выделить признаки государства, оформление схемы «Признаки государства» на доске. (6 минуты)
Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.
Итак, Государство-территория, имеющая свои охраняемые границы, правителя и законы, действующие в пределах этой территории.
– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?
Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.(3минуты)
Работа с историческим источником Приложение 2, используя рекомендации по работе с источником, записанные в тетраде Приложение 3.(5 минут)
Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте (с. 31 учебника).(10 минут)
Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
Где находится Египет?
Чем защищен Египет с запада?
Чем защищена восточная часть страны?
Каким морем омывается северная часть страны?
Какой рельеф(Рельеф - это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте, возрасту и происхождению) имеет страна (см. карту и документ)?
О какой реке идет речь в документе?
Где берет свое начало река Нил?
Куда впадает Нил?
Что такое дельта реки?
Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние(это такой момоент в годичном вращении Земли вокруг Солнца, когда наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь)?
Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)?
Кто управлял Египтом?
Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника на с. 34-35.
Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства.
Посмотрите на египетский рельеф на с. 35 Вигасина А.А. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.(5 минут)
Найдите город на карте.
Записывают тему урока в тетрадь.
Заполнение схемы с доски в тетрадях.
«Признаки государства»
-царь
-определенная территория
-войско
-государственная казна
Записывают определение в тетрадь
Ответы учащихся.
Ученики записывают определение в тетрадь.
Ответы учеников:
-Египет
(запис. в тетр. Местополажение)
-В северо-восточной части Африки
- Ливийской пустыней
-Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами»
- Средиземным
-Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности
-О реке Нил
-В Центральной Африке
-В Средиземное море
-Место, где река делится на рукава
-Начинается разлив Нила
-Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством
-Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства
Смотрят иллюстрации учебника с 34-35
3. Закрепление
Подводит итог изучения темы урока.
Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (3 минуты)
Подводит итог работы учащихся на уроке. Выставляет оценки. (2 минуты)
ответы учеников:
Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян - земледелие, а это основа будущей цивилизации.
4. Домашнее задание
Прочитать §6, Задание: прочитать текст на с. 33, заполните таблицу Приложение 1(4 минуты)
Записывают задание в дневник.
Записывают задание в тетрадь.
Приложение1
Описание страны.
Страна
Древний Египет
Местоположение
Климат
Природные условия
Растительный мир
Животный мир
Приложение 2
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31... .Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани <...>
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий - 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
32... .Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию <...> Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 31-33.
Приложение 3
Рекомендации по работе с историческим источником.
Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).
Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.
Определите причины, побудившие автора написать работу.
Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу.
Разделите текст на законченные в смысловом отношении ча-
. сти. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные
положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.
Еще раз просмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях. Естественно, для пятиклассника формулировка этих рекомендаций будет сложна. Поэтому учителю необходимо ее упростить при работе с детьми.
·