Конспект урока 5 класс Государство на берегах Нила

МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16









Открытый урок по истории 5 класс по теме




«Государство на берегах Нила»















Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна







Открытый урок по истории 5 класс
Дата проведения : 27.10.16 год
Тема урока : «Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.
Задачи урока:
выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
познакомить с понятием «разлив Нила»
рассмотреть, как образовалось единое государство
развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
развивать устную монологическую речь
воспитывать интерес к истории

Тип урока: комбинированный
Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон
Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.

Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.

Местоположение и природа Египта.
- Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).
- Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.
А) географическое положение
Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.
- Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке
(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).
(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)
- На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.
- Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?
- Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» ( имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. ( слайд №:6)
(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)
Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»
- Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).
Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?
- Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. ( работа и заучивание термина)
- Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ
(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).
В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)
Б) Закрепление.
Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.
Коллективно вспоминаются термины.
Разливы Нила
- В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).
(?учащимся: почему вода красного цвета?)
Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.
Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.
(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.
Обсуждение:
Кого восхваляют? За что восхваляют?)
- Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ» (слайд № 11). Как вы думаете почему?
- А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».
- Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»
- Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?
Закрепление.
Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.

Объединение Египта.
- Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ
(Заучивание учащимися термина).
- Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС
(поиск города на карте)
Закрепление.
Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.
Первичное закрепление.
Тест.

Д/З.
Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?


Отзыв
об открытом уроке истории
Класс 5
Дата проведения: 27.10.2016 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема: «Государство на берегах Нила».
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.
Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.

Урок окружающего мира по теме «Государство на берегах Нила» в 5 классе был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.
К уроку были поставлены цели: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства; задачи урока:
выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
познакомить с понятием «разлив Нила»
рассмотреть, как образовалось единое государство
развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
развивать устную монологическую речь
воспитывать интерес к истории

В ходе проведения урока чётко отслеживались этапы актуализации знаний, совместное открытие новых знаний. На этапе закрепления нового материала был представлен материал учащегося класса по теме « Дары Нила».
Учитель использовал на уроке различные виды оборудования: слайды цифровых образовательных ресурсов.
В ходе работы над статьёй учебника учитель применил технологию проблемного диалога и продуктивного чтения.
Материал урока позволил учащимся познакомиться местоположением и природными условиями Древнего Египта. Учитель добился осознанного усвоения нового материала.
В качестве закрепления новых знаний была проведена практическая работа на уроке в рабочих тетрадях, заслушивались краткие сообщения.
Ребята активно работали на уроке. Учитывались индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости.
Урок обеспечивал развитие у учащихся, как учебных умений, так и коммуникативных способностей, способствовал воспитанию бережного отношения к природе, был выдержан в рамках программных требований ФГОС
Выводы:
Урок носил деятельностный характер, применялись проблемно – поисковые методы подачи нового материала, технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, применения ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.
Урок способствовал формированию коммуникативных личностных качеств: учил детей выслушивать ответы своих товарищей, излагать подобранный к уроку материал, делать выводы и обобщения.
Был направлен на воспитание у учащихся бережного отношения к природе, значительно расширял знания учащихся об истории
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными задачами. Цели, поставленные на урок, достигнуты.







Заместитель директора по УВР: /Плешакова Е. Ю./


























Отзыв
об открытом уроке истории
Класс 5
Дата проведения: 27.10.2016 год
Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна
Тема:" Государство на берегах Нила".
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.
Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.
В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока Ольга Юрьевна использовала различные методические приёмы, стимулирующие творческий и интеллектуальный потенциал учащихся:
Учитель использовал на занятии групповую форму работы: класс был разделён на группы, состоящие из 3-5 человек. Группы были сформированы учителем с учётом уровня обученности учащихся, внеурочной информированности по предмету, совместимости, что позволило им взаимно компенсировать и дополнять недостатки друг друга. Каждая группа выбрала самостоятельно задания и выполняла их сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы.
Педагог в начале урока обозначила правила работы в группе и определила систему оценок: каждый ученик в группе получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. Учитель указал на важность того, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
В конце занятия были подведены итоги: выработанные каждой группой решения обсуждались всем классом. Учитель вынес решение о результатах выполнения задания и работе групп. Каждый участник группы получил соответственно по две оценки.
Используемая учителем групповая форма работы способствовала:
повышению учебной и познавательной мотивации учеников;
снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении поставленной задачи;
содействовала личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков;




Учитель биологии МБОУ СОШ №16 /Башкатова И. А./


15