Статья Формирование психологической культуры педагогов через просветительскую деятельность педагога-психолога



Формирование психологической культуры педагогов через просветительскую деятельность педагога-психолога
В данной статье представлен опыт формирования психологической культуры педагогов коррекционной школы VIII вида через организацию просветительской деятельности педагога-психолога.
Говоря о психическом здоровье школьников, необходимо отметить, что в современном обществе возрастает распространенность нервно-психических нарушений, под влиянием которых формируется девиантное поведение детей и подростков. В большей степени возрастает опасность снижения психического здоровья у детей с интеллектуальными нарушениями в связи с тем, что особенностями их развития являются низкая познавательная деятельность, несформированность навыков коммуникации, низкая потребность в основных видах деятельности, эмоциональная нестабильность, кратковременность и слабость волевых усилий, неумение ориентироваться в социальном окружении.
Формулируя основные задачи деятельности школьного психолога, доктор психологических наук Ю. З. Гильбух на первое место ставил «повышение психологической культуры учителей, родителей и учащихся». Второй главной функцией он считал организацию «изучения педагогами интересов, склонностей и способностей школьников…».[2] Педагогическая интуиция, качества и свойства личности педагога влияют на развитие и формирование личности детей, помогают сохранять и укреплять их психическое здоровье. Педагогу важно владеть методами коррекции психофизических отклонений детей с ограниченными возможностями здоровья, повышать устойчивость их нервной системы для преодоления трудностей. В связи с этим, с целью сохранения и укрепления психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья возникает необходимость повышения психологической культуры педагогов, работающих с данной категорией школьников, через просветительскую работу педагога-психолога, взаимодействие психолога с педагогами.
В Алтайской общеобразовательной школе-интернате педагог-психолог организует взаимодействие с педагогами через-организацию психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся,
-психолого-педагогический анализ посещенных психологом уроков и воспитательских мероприятий,
-индивидуальные консультации,
-психологические семинары,
-выступления на заседаниях педагогического совета, методических объединений.
Данная работа актуальна для педагогов школы, так как направлена на изучение и обсуждение проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, выступления педагога-психолога на педсоветах с докладами «Мотивы учения», «Психологическое сопровождение оздоровительного процесса», «Формирование стрессоустойчивости у детей в учебно-воспитательном процессе» предполагают обсуждение вопросов развития, сопровождения, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуют развитию психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса (педагогов, администрации, специалистов). Выступая на занятиях «Школы повышения квалификации», «Школы молодого педагога», психолог привлекает педагогов к обсуждению вопросов «Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями (F-70)», «Психологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями разного возраста», сочетая лекционную форму с организационно-деловой игрой.
Большое значение в формировании психологической культуры педагогов школы имеют семинары по психологии, которые проводятся с периодичностью одно занятие в четверть. Циклы семинарских занятий:
- Изучение психологии умственно отсталых школьников, особенностей их развития.
- Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в школе.
- Психопрофилактика эмоционального напряжения.
- Эмоционально-психологический климат в школе.
Изучая психологию умственно отсталых школьников, педагоги обсуждали вопросы: «Закономерности формирования личности детей с умственной отсталостью», «Особенности характера умственно отсталых детей», «Межличностные отношения в группе умственно отсталых детей».
Организации психолого-медико-педагогического сопровождения в школе уделяется особое внимание. Семинарские занятия данного цикла посвящены вопросам деятельности школьного ПМПк, оформления психолого-педагогических характеристик, мониторинга педагогической деятельности, оформления индивидуальных программ психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.
Цикл семинарских занятий «Психопрофилактика эмоционального напряжения» помогает осознать причины эмоционального и профессионального сгорания педагога, его влияние на качество образовательного процесса, освоить способы снятия эмоционального напряжения и возможности его предотвращения.
С.М.Громбах одним из критериев психического здоровья называет положительное эмоциональное состояние, то есть более или менее устойчивый характер откликов на те или иные жизненные факторы.[4] На семинарах педагог-психолог представляет анализ эмоционально-психологического благополучия в школьном коллективе на основе методики, базирующейся на информации о пропусках учащимися занятий в школе, анкетирования обучающихся и их родителей «Удовлетворенность деятельностью школы», выдвигает на обсуждение проблемы и задачи деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению психического здоровья участников образовательного процесса.
Просветительская деятельность педагога-психолога органично включается в деятельность коллектива учреждения по воспитанию и обучению детей с интеллектуальными нарушениями, что способствует созданию единого образовательно-коррекционного пространства, положительного эмоционально-психологического климата в школьном коллективе, благоприятных, комфортных условий для развития и совершенствования обучающихся, сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1.Петрова, В.Г, Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / Петрова В.Г., Белякова И.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
2.Родионов, В.А., Ступницкая, М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе [Текст] / Родионов В.А., Ступницкая М.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
3. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / Рубинштейн С.Я. – М.: «Просвещение», 1986. – 192 с.
4.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]: / Под ред. Н.В.Сократова.– М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.