Родительское собрание Роль домашнего задания в самообразовании школьника (1-7 классы)
Родительское собрание: ( слайд №1)
Роль домашнего задания в самообразовании школьника
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д. И. Писарев
(слайд №2)
Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.
Н. Г. Чернышевский
(слайд №3)
Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником; дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.( слайд №4)
Форма проведения: встреча с учителями, с родителями.
Ход собрания
Вступительное слово
Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме работы школы - проблеме организации домашней учебной работы школьника.
Слайд №4
Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома ( а в нашем учебном заведении – это самоподготовка учащихся ) приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции. ( слайд №5)
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. Как этого избежать — об этом и пойдёт наш разговор.
Основные признаки домашней работы – наличие учебного задания, определяемого учителем, и самостоятельная работа учащихся по его выполнению. ( слайд №6)
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику;
б) выполнение устных упражнений;
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и т.д.; (слайд №7)
г) выполнение творческих работ по литературе;
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;
е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике;
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии;
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Индивидуальные домашние задания – задания, рассчитанные на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала. (слайд №8 )
Главное назначение домашнего задания: (слайд №9)
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; ( слайд №10)
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; (слайд №11)
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:
Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
Качество и культура учебного труда детей по выполнению домашних заданий включают в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил.(слайд №12)
Первое. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Рассредоточенный характер – это когда для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один «присест», а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время.
Второе. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10–12 часов после восприятия. Это доказано психологическими опытами. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Поэтому и необходимо выполнять домашние задания в день их получения.
Третье. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.(слайд №13)
Четвертое. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д.
Пятое. Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе и содействует самостоятельному выполнению письменных заданий. (слайд №14)
Шестое. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Установлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвердевание» знаний происходит в течение 10–20 минут, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва.
Седьмое. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего совершать спокойную прогулку на свежем воздухе, выполнять легкую физическую работу. Это объясняется физиологическими закономерностями (законом нервной индукции).(слайд№15)
Восьмое. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.
Девятое. После подготовки домашних заданий необходимо сделать 20–30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля.
Десятое. Соблюдение его способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8–10 минут беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать.
Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следует знать учащимся и родителям и которых должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.(слайд№16)
На заметку родителям(слайд)
Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток; (слайд №17)
Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;(слайд№18)
Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий; (слайд№19)
Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. (слайд№20)
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.
Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу. (слайд№21)
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Нередко в учебе возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с увеличением количества предметов, сложностью предметов; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля. (слайд№22)
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых. (слайд№23)
1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
2. Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание
(слайд№24)
Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. В сегодняшней методике домашнего задания существует целый ряд вопросов, касающихся повышения ее эффективности и качества.
Предпосылки для дальнейшего повышения эффективности домашних заданий благоприятны: родители и ученики сознают их необходимость. Если на вопрос о том, приготовил ли ребенок уроки, он отвечает: « Нам сегодня не задали» - это вызывает удивление или даже недоверие родителей.
Как показывают исследования, сами ученики тоже рассматривают домашнюю работу как необходимое условие своего успешного обучения в школе. Говорят, к примеру, младшие школьники: «Надо всегда делать уроки, ведь каждую тетрадку проверяют»; «Наша учительница радуется, когда домашняя работа выполнена хорошо». Ученики средних и старших классов, за редкими исключениями, также признают, что «домашние задания помогают лучше понять материал» и «закрепить его».
Итак: проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, и решить их для себя должен каждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Домашнее задание – необходимая часть процесса усвоения.
Можно ли утверждать, что хороший урок делает излишним домашнее задание? А тот учитель, кто все же задает на дом, тем самым компенсирует недостатки своего урока? Нет, такая мысль была бы абсолютно неверной.
Существует, по меньшей мере, два обоснования д/з, вытекающие из его педагогической функции.
Первой необходимостью д/з является приобретение всеми учащимися (равных) основополагающих знаний и умений, но, однако существуют различия в скорости восприятия и во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учениками. Для школьников с высокой степенью обучаемости оказывается достаточным минимальное число упражнений, чтобы научиться преобразовывать и решать уравнения. Школьникам, усваивающим материал медленнее, необходимо больше упражнений и времени. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы на самом уроке уделять больше времени тренировке, учитывая при этом индивидуальные особенности учащихся. Тем не менее нельзя думать, что только на уроке каждый ученик может овладеть прочными знаниями и умениями. Здесь необходимы домашние задания. Но следует помнить, что нужна строгая дифференциация, так как нелепо было бы заставлять быстро усваивающих материал школьников выполнять дома упражнения, с какими они легко справлялись на уроке.
Второе следует из того значения, что имеет д/з для развития определенных качеств личности. Развитие определенных качеств личности зависит от того, насколько они проявляются в деятельности. Предметное обучение требует разносторонней и тщательной деятельности школьников. Личностные качества, не пробуждаемые в деятельности, остаются неразвитыми. С этой точки зрения стоит подойти к проблеме воспитания самостоятельности и ответственности.
Степень самостоятельности выше в том случае, когда учитель только ставит задание, а ученики затем длительное время работают сами. Но на уроке развитие этих качеств может быть лишь намечено, но не реализовано полно, так как для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика.
Здесь кроется одна из основных причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от д/з. А этот фактор, в свою очередь, требует от школьника умения правильно распределять свое время и планировать. Возникает и ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты. Пример: пришли друзья, чтобы позвать играть в футбол, но подросток не может пойти с ними, т.к. еще не приготовил уроки. Процесс преодоления закаляет волю. Т.е. каждому школьнику нужны задания, время для выполнения которых не ограничено, задания, предполагающие поиск, пробы, эксперименты, развивающие творческие способности ученика, его потребность в самообразовании.(слайд№25)
Таким образом, домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.
Домашнее задание можно дать по любому предмету, в любом разделе программы и на любом уроке. Но нужно давать его лишь тогда, когда его необходимость строго обоснована. Надо точно знать, какую цель преследует д/з. Ведь школьник работает совсем по-другому, когда знаешь, с какой целью он выполняет домашнее задание.
Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности.
Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие.
В деятельности личность себя проявляет и развивает в единстве всех своих сторон. Т.е. любое д/з – если школьник выполняет его сам – оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Но не каждый вид деятельности развивает и обусловливает определенные качества личности. Прежде всего развиваются те черты личности, которые испытывают особую нагрузку в данной деятельности.
В этом – ключ к целенаправленному воспитанию личности.
Итак, любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет также и на становление других сторон личности. Домашнее задание способствует развитию у учащихся самодисциплины, чувства долга и силы воли. Хорошо, когда учитель это имеет в виду. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли.(слайд№26)
Процесс применения знаний может оказывать аналогичное воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления, развивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Систематизация создает основы для упорядоченного материалистичного мировоззрения. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, укрепляют трудовую дисциплину, воспитывают скромность, самокритичность.(слайды№27-31)
Анкетирование родителей1.Помогаете ли вы ребёнку в выполнении домашнего задания?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Как часто оказываете ребёнку помощь?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Проверяете ли вы готовность ребёнка к урокам по всем предметам в выходные дни?
--------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в этом году по сравнению с прошлым годом?
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Какие предметы требуют больших затрат времени?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?
------------------------------------------------------------------------------------------------------
13.Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------