Формирование профессиональных компетенций студентов на практических занятиях по педагогике

Т.В.Первова, преподаватель, ГБПОУ ДПК

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Отличительное для начала 21 века изменения в характере образования – в направленности, целях, содержании – ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. При этом обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов напрямую связывается с реализацией компетентностного подхода.
К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления таких категорий, как «компетентность» и «компетенция» (А.Н.Дахин, О.Е.Лебедев, Г.Б.Голуб, Т.В.Иванова, А.В.Баранников, О.В.Чуркова, А.В.Хуторской и др.). Осуществляются исследования и по проблемам профессионально-педагогической компетентности современного учителя (Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Г.А.Пахомова, В.М.Антипова, Т.М.Сорокина и др.). Понятие профессионально-педагогической компетентности учителя эти авторы определяют как:
процессуально-важные качества, связанные со свойствами интегральной индивидуальности педагога;
способность педагога превращать специальность в средство формирования личности учащегося;
труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников;
знания и опыт, дающие возможности профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания;
совокупность профессионально-педагогических компетенций и др.
Таким образом, под профессионально-педагогической компетентностью понимаются сложившиеся в процессе обучения и развивающиеся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество педагога, образованное системой ключевых и специальных компетенций, которые представляют совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности.
Базовую составляющую педагогической компетентности образует система ключевых компетенций. Понятие «компетенция» широко рассматривается и в зарубежной, и в отечественной литературе. Прежде всего, его определяют как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения определенной деятельности.
Разные авторы выделяют различные ключевые компетенции:
ценностно-смысловая – связана с ценностными представлениями студентов, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
общекультурная компетенция включает духовно-нравственные основы жизни человечества;
учебно-познавательная – совокупность компетенций, состоящая из элементов логической, методологической и общеучебной деятельности;
информационная компетенция – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
коммуникативная – включает знания способов взаимодействия с окружающими людьми, владение различными социальными ролями в коллективе;
социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности в области семейных отношений, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
профессиональная компетенция направлена на развитие профессионально важных качеств личности, способствует освоению предмета профессиональной деятельности, совершенствованию знаний, умений и навыков;
компетенция личностного самосовершенствования направлена на осваивание способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, на эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку и др.
В процессе обучения закладываются только основы будущей профессиональной компетентности, в ее освоении большое значение имеет накопление опыта профессиональной деятельности. В этом плане можно выделить несколько этапов формирования профессионально-педагогической компетентности в процессе обучения в педагогическом колледже:
1 этап – формирование информационной компетентности в области наук; одновременно происходит освоение деятельностного, процессуального компонента компетентности – навыков и умений, связанных с содержанием изучаемых курсов.
2 этап – прохождение блока педагогической подготовки, одновременная апробация (в дидактических играх, на практических занятиях, при посещении и анализе уроков) своих профессиональных возможностей. Личностно ориентированный, деятельностный подход к этому этапу подготовки позволяет оптимизировать процесс освоения студентами основ педагогической компетентности, включить систему самооценки, самообразования и самокоррекции.
3 этап – приобретение опыта реализации профессиональной компетентности в процессе педагогической практики, которая способствует освоению предмета профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств личности, освоению основных методик и технологий профессии, формированию основ профессионального мастерства.
4 этап – освоение творческих аспектов педагогической компетентности в процессе выполнения выпускной квалификационной работы. Проектирование, теоретическая часть работы планируется еще на предыдущих этапах, но основная нагрузка выпадает на период преддипломной педагогической практики. Студенты проектируют и проводят краткосрочный эксперимент, проводят анкетирование учащихся, апробируют различные методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса, составляют практические рекомендации по результатам исследований. Как отмечают студенты, это наиболее ответственный и важный этап освоения профессионально-педагоги-ческой компетентности, но и одновременно – еще один этап проверки себя на «пригодность» к педагогической деятельности.
Последний этап – подведение итогов профессионально-педагогической подготовки студентов в форме защиты выпускной квалификационной работы и сдача государственного аттестационного экзамена. На этом этапе осуществляется интеграция профессиональной компетенции личностного самосовершенствования.
Результатом компетентностного подход является выпускник, владеющий компетенциями, т.е. тем, что он может делать, к чему он готов. Особая роль в этом принадлежит дисциплинам педагогического цикла. В процессе преподавания педагогики очень важно показать студентам значение теоретических знаний в развитии профессиональной компетентности. Включение в систему уроков по каждой теме практических занятий позволяет актуализировать теоретические знания, мобилизовать студентов на решение поставленных вопросов. В процессе работы учитель ежедневно сталкивается с необходимостью решения разнообразных задач. Компетентность учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формирует на основе многостороннего анализа цели и задачи как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности; как организует коллектив учащихся на решение этих задач. Педагогические задачи помогут студентам научиться более пристально всматриваться в сложный мир педагогических явлений, принимать обоснованные решения, овладевать качествами высокоорганизованного мышления.
Методика использования педагогических ситуаций и задач весьма разнообразна. Они применяются на лекциях, семинарских и практических занятиях; при самостоятельной работе студентов над темой; на заседаниях научных студенческих обществ; их могут использовать при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ. Уже не первый год практикуется включение практических заданий в материалы промежуточной и итоговой аттестации студентов.
Приведем некоторые приемы работы над педагогическими задачами. В лекциях задачи можно использовать для иллюстрации теоретических положений или же как фактический материал для соответствующих выводов. Постановка задачи перед аудиторией позволяет проверить усвоение и понимание студентами определенных теоретических положений темы. В этих случаях задачи являются удобным средством для установления обратной связи и в то же время повышают интерес к изучаемому курсу.
В этой связи интересен и такой прием, когда одна и та же задача решается студентами дважды: перед изучением соответствующей темы и после ее изучения. Предварительное решение задачи повышает у студентов интерес к теме, заставляет их более внимательно слушать излагаемый материал, искать в теоретических положениях подтверждение правильности своих суждений и выводов. Решение той же задачи после прослушанной темы убеждает студентов в жизненности педагогических знаний, в том, что овладение теорией помогает найти правильный выход в сложной педагогической обстановке.
Более широко используются задачи на практических занятиях в форме коллективного или группового обсуждения приведенного текста. При такой организации работы студенты высказывают свои суждения, дают оценку педагогическому явлению, методам и приемам, вскрывают мотивы поведения ребенка и линию действий воспитателя.
Одним из приемов работы над задачей является составление студентами аналогичных задач или ситуаций. При этом они используют факты из собственной практики, результаты наблюдений за деятельностью детей и педагогов, ситуации из педагогической и художественной литературы.
Текст педагогического задания и вопросы к нему может использоваться и как домашнее задание, при подготовке к семинарскому занятию. Работая над ними, студенты могут пользоваться необходимой литературой. В ходе данной работы развивается информационная компетенция будущего учителя.
Другим средством формирования умений и навыков студентов является организация практических занятий опытно-лабораторного характера. С этой целью организуется наблюдение и анализ уроков и внеклассных занятий.
Достижению высокого уровня развития педагогического мышления способствуют задания по самоанализу. С этой целью в структуру практической подготовки студентов введена практика наблюдений по педагогике, в ходе которой учащиеся анализируют собственные уроки и занятия, дают теоретическое обоснование использованным методам, приемам, средствам и формам организации. Данная работа способствует формированию компетенции личностного самосовершенствования, саморегуляции.
Таким образом, организация практических занятий направлена на развитие профессионально важных качеств личности, способствует освоению предмета профессиональной деятельности, основ профессионального мастерства, тем самым расширяя возможности формирования у студентов профессиональной педагогической компетентности, расширяет возможности формирования у студентов прочных знаний, умений и навыков по педагогике, способствует повышению интереса к предмету, осознанию педагогики как прикладной науки.
Все это развивает педагогическое мышление студентов, учит глубоко рассматривать педагогические факты и явления, содействует улучшению качества профессионально-педагогической подготовки будущего педагога.



15