Роль преподавателя в формировании учебной мотивации у студентов
Преподаватель В.А.ЗыряноваСтатья адресована преподавателям и мастерам производственного обучения системы СПО. План-проспект статьи
«Роль преподавателя в формировании учебной мотивации у студентов»
Низкие результаты в обучении студентов в системе НПО обусловлены отсутствием учебной мотивации у обучаемых.
Формируем учебную мотивацию.
Шаг 1. Анкетирование.
Шаг 2. Аналитическая беседа «Зачем учиться?»
Шаг 3. Итог беседы:
Зачем? Научиться проектировать свою деятельность, научиться мыслить.
Шаг 4. С чего начать? Как ученику начать качественно учиться?
Учитель должен помочь ученику сделать обучение успешным. Каковы слагаемые этого процесса?
Диагностика личности
Воспитание ученика
Помощь в достижении первых успехов в обучении
Оптимизация учебного процесса с учётом слабой подготовленности студентов
Итог: роль преподавателя в формировании учебной мотивации заключается в изучении личности обучаемого и вовлечении его в процесс формирования личного смысла учения.
Роль преподавателя
в формировании учебной мотивации у студентов.
Почему студенты зачастую не проявляют должного прилежания в учёбе? Учиться... Но зачем? Непонятно! Учебная мотивация отсутствует.
Что делать преподавателю? Можно бесконечно жаловаться на отсутствие этой самой мотивации и сетовать на невозможность работы в таких условиях, а можно помочь каждому обучающемуся выработать личный смысл учения.
Каким образом? Каждый отдельный преподаватель действует в зависимости от конкретных условий, особенностей студентов, но в целом решение проблемы представляется следующим образом.
Шаг 1. Анкетирование обучающихся.
- Зачем люди учатся?
- Зачем я учусь?
- Проявляю ли я должное прилежание в учёбе?
- Что мне мешает учиться лучше?
Отвечая на эти вопросы, студенты заключают: учиться трудно, учиться не хочется, потому что неинтересно, неясен смысл учения. Все знают: «Ученье – свет, неученье – тьма». Но как исправить положение? Перед нами два вопроса: «Зачем?» и «Как?»
Шаг 2. Аналитическая беседа «Зачем учиться?»
Диалог с типичным «неучащимся обучающимся»:
- Ты не слушаешь и не пишешь. Зачем же ты сидишь в классе?
- Мастер заставляет…
- Ты боишься мастера?
- Не боюсь. Просто могут не поставить на питание.
- Ты здесь, чтобы дали обед?
- (улыбается) Я здесь сижу, чтобы…учиться.
Коллективная беседа.
Зачем учиться?
- Может быть, для того, чтобы научиться вести подсчёты, искать информацию?
- Необязательно, для этого есть калькулятор и Интернет.
- Может быть, для того, чтобы поступить в техникум, вуз?
- А если дальнейшее обучение не планируется? Или на это есть деньги родителей?
- Чтобы получить аттестат?
- Можно как-нибудь и так проболтаться, тройки поставят…
- В конце концов, знания приобрести, стать умным…
- Знания быстро устаревают…
И так без конца… Как видим, общепринятые мотивации не работают.
Шаг 3. Итог беседы.
А ответ очень простой: ходить на занятия, чтобы научиться думать, научиться проектировать свою деятельность, анализировать результаты и перестраиваться для продолжения более успешной работы. Человек думающий, критически мыслящий, научится действовать целенаправленно и не будет многократно «наступать на одни и те же грабли». Он научится думать. Мы ответили на вопрос «Зачем?»
Шаг 4. Как учиться?
Как начать качественное учение студенту, не освоившему, как следует, азы школьной программы?
Роль преподавателя очень важна на этом этапе. Преподаватель должен продиагностировать уровень обученности и обучаемости, изучить индивидуальные особенности личности своего подопечного. Затем так построить обучение, чтобы даже самый малый успех студента был вовремя замечен и оценён. Это окрылит обучаемого и нацелит на дальнейший рост.
Маленький успех – маленький интерес к учению – успех побольше – ещё больше интереса к учению. Так рождается мотивация. Мотивированный студент, придя на занятие, построенное с учётом слабой предыдущей подготовки, сможет двигаться вперёд в освоении знаний и развитии познавательных способностей.
Таким образом, роль преподавателя в формировании учебной мотивации обучающихся заключается в изучении личности обучаемого и вовлечении его в процесс формирования личного смысла учения. И если с созданием ситуаций успеха на уроке и с оптимизацией учебного процесса дело обстоит более-менее успешно, в области диагностики и воспитания студентов предстоит поработать более качественно.