Статья Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках физики через метод проектов.


О.А.Косарева.
Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках физики через метод проектов.
Современное общество требует от будущих специалистов знаний не только в профессиональной области, но и умением ориентироваться и самостоятельно приобретать знания в различных областях науки, прогнозировать результаты деятельности. Основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Согласно стандартов СПО третьего поколения, преподавателю необходимо сформировать общие и профессиональные компетенции у студентов. Метод проектов как раз является средством формирования общих компетенций студентов при обучении студентов. При традиционном подходе обучения студент подтверждает наличие фундаментальных и специальных знаний при этом слабо адаптируется в новых познавательных ситуациях. Все эти недостатки можно устранить, если на каждом уровне обучения, развивать исследовательские умения. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.
Основа метода проектов – идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов:
самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,
способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
умения устанавливать причинно-следственные связи.
Важнейшим признаком метода проектов является самостоятельная деятельность студентов. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Всё это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности студентов. А преподавателю метод проектов отводит совсем иную роль – это помощник, заказчик, консультант и координатор процесса. При использовании данного метода он направляет деятельность студентов, помогает при обработке, сборе, хранении и передаче информации, а также в представлении полученного результата. Одной из причин возникновения недостаточно сформированного уровня знаний по физике студентов является бездумное заучивание определений физических понятий и величин. Студент, знающий материал лишь формально, по заученным определениям, не способен анализировать задачи, предсказывать характер протекания физических явлений, в том числе он никак не проявляет своих творческих способностей, не умеет использовать свои знания для выполнения нестандартных заданий. Знания, полученные в области физики, как правило, накоплены человечеством экспериментальным путем, поэтому, одной из самых продуктивных форм приобретения знаний является исследовательская деятельность.
Формы проектной деятельности студентами при изучении физики могут быть самыми разнообразными. Эти формы зависят от интересов и склонностей студентов. В общепринятой теории проекты делятся с помощью различных критериев. В зависимости от количества учебных предметов, охваченных проектом, различают межпредметные, монопредметные.
Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета.Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех.
Проекты можно различать по доминирующей деятельности студентов:
практико-ориентированный – он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика;
исследовательский – он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов;
информационный – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории; творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов.
В соответствии со временем выполнения и объемом работы над проектом делятся на:
мини-проекты, которые могут укладываться в одно занятие или часть занятия;
краткосрочные проекты, требующие выделения 4-6 занятий, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома;
среднесрочные проекты выполняются в течение 30-40 ч. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели;
долгосрочные проекты, которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.
При разнообразном количестве участников проекта рождаются индивидуальные, групповые, коллективные проекты.
Организация проектной деятельности студентов на уроках физики позволяет:
Создавать студентами сетевые проекты по отдельным темам физики;
Публиковать свои работы (в том числе и презентации);
Проверять свои знания, проходить тестовые задания;
Обмениваться мнениями, новостями по тематике физики.
Вся работа в проектной деятельности по дисциплине «Физика» спланирована на два семестра. В начале, проводиться вводный курс с целью, объяснения проведения и реализации проектов. Затем, объясняю студентам, что их активное включение в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы реализации своих мыслей, творческих возможностей. Именно в этот момент меняется и роль студентов в учении, они становятся активными участниками процесса обучения. При выполнении проекта студенты попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их мыслительную и познавательную деятельность.
После чего, даю алгоритм работы над проектом
Стадия работы над проектом:
1. Подготовка
а) определение темы и целей проекта, его исходного положения
б) подбор рабочей группы Обсудить тему проекта с преподавателем и получают необходимую дополнительную информацию. Определить цели проекта.
2. Планирование
а) определение источников информации
б) определение способов сбора и анализа информации
в) определение способа представления результатов
г) установление процедур и критериев оценки результатов проекта
д) распределение задач между членами рабочей группы
Сформировать задачи проекта.
Выработать и обосновать критерии успеха проектной деятельности
3. Исследование
а) сбор и уточнение информации
б) выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
в) выбор оптимального варианта хода проекта
г) поэтапное выполнение исследовательских задач
Поэтапное выполнение задачи проекта
4. Выводы
а) анализ информации
б) формулирование выводов
Выполнить исследование и работать над проектом, анализируя информацию. Оформить проект
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
а) подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов
б) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Представить проект, поучаствовать в его коллективном анализе и оценке.
В своей работе чаще всего применяю, индивидуальные, реже групповые проекты на среднесрочный период в размере одного семестра. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Студенты приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, навыки взаимодействия в группе, участия в научных конференциях, активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.
Предлагаю следующую тематику проектов:
Роль мостов в социально-экономическом развитии общества.
Наушники: за и против.
Физика в музыке.
Влияние электромагнитных волн на организм человека.
Физические нагрузки в зимних олимпийских видах спорта.
Физика в сказках.
Автомобиль будущего.
Физика за чайным столом.
Физика в бане.
Физики фронту.
Одиноки ли мы во Вселенной?
Влияние сотового телефона на организм человека.