Применение ИКТ на занятиях географии в учреждениях СПО для формирования общих компетенций.
Применение ИКТ на занятиях географии в учреждениях СПО для формирования общих компетенций.
Панина Ольга Владимировна, преподаватель географии
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина»
Формирование общих и профессиональных компетенций лежит в основе реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Владение общими компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности.
Одним из важнейших компонентов компетентностного подхода является использование информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки и передачи информации обучающемуся.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать временные параметры практического занятия для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество.
Введение ИКТ значительно разнообразит учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, формирует его познавательную активность, творческий потенциал, стимулирует интерес обучающихся, активизирует мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала.
В дисциплине география заложен огромный потенциал для применения ИКТ.
Наибольшая эффективность использования ИКТ при обучении достигается в следующих случаях:
использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;
более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;
использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений обучающихся;
решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;
В результате применения ИКТ возможно осуществить следующие виды работ:
быстрый поиск в Интернете необходимой информации
совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета (чтение и анализ электронных книг, работа на сайтах по дисциплине);
с помощью программы EXCEL обучающиеся могут проводить обработку результатов мониторинговых исследований и подготовку отчетов по исследованиям.
для подготовки к занятиям обучающиеся используют компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, мультимедийные энциклопедии, создают презентации.
в презентации обучающиеся отбирают тот материал, который необходим для конкретного задания и в необходимой им последовательности. Это позволяет сделать занятие более ярким, увлекательным. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации.
В подборе информации обучающиеся опираются на учебные материалы Единой коллекции ЦОР:
Географические обучающие модели.
Учебный комплекс «География. Планета Земля»
Картографическая лаборатория.
Учебный электронный конструктор по географии.
Коллекции ЦОР дают возможность получать космические снимки для занятий и проводить собственные исследования - изучать изменения растительного и снежного покровов, метеорологическую и ледовую обстановки, наводнения, ураганы, температуру поверхности океана и океанические течения, пожары, вулканическую деятельность, пыльные бури. Работа в Интернет позволяет подбирать статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернет можно подобрать огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они могут использоваться для составления презентаций. К системе Интернет обучающиеся могут обращаться и при подготовке сообщений, докладов, рефератов.
Применение ИКТ средств в образовательном процессе очень сильно побуждает обучающихся к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности. Самостоятельное создание презентаций к занятию, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. Такие занятия позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность обучающегося, стимулируют к самостоятельному приобретению знаний.
Использование информационных технологий в обучении географии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения обучающимися знаний за счет прекрасной наглядности, создаваемой компьютером; формирует личностные качества: творчество, самостоятельность; создает условия роста, успеха, самопознания личности и психологической готовности к самореализации.
То есть ИКТ развивают общие и профессиональные компетенции, способные удовлетворить потребности как современного общества, так и самих обучающихся. Процесс формирования компетенций будет успешным только в том случае, если обучающиеся станут активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, правильное использование ИКТ в профессиональном образовании позволяет полностью реализовать задачи, поставленные перед образовательным учреждением Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Список литературы:
Бобер Ю.В., Современные образовательные технологии формирования общих и профессиональных компетенций, М.2012
Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник / М. 2012
Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования /И. Комарова // Народное образование. - 2006. – №2.
Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник / М. 2012
Лысак М. И. Использование ИКТ в учебном процессе. - Выступление на педагогическом совете. Анализ использования ИКТ в учебном заведении.
Сидорова Ю. В Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования Журнал «Педагогическое образование в России», выпуск № 6 / 2012