Проектная деятельность студентов как средство формирования их профессиональных компетенций


ОГБОУ ДПО
Ульяновский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Кафедра профессионального образования
Выпускная квалификационная работа
по теме: «Проектная деятельность студентов
как средство формирования их профессиональных компетенций»
Работу выполнила:
Поселеннова Наталья Владимировна
Преподаватель ОГБОУ СПО УПК №4
Слушатель группы ПО-11
Ульяновск
2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1 Теоретические основы организации проектной деятельности………….7
Понятие, функции, требования и принципы организации проектной деятельности…………………………………………………………………..…7
1.2 Типология проектов…………………………………………………...……….10
1.3 Этапы организации проектной деятельности………………………………...14
Глава 2 Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности на уроках методики преподавания математики………………………………………………………………………….19
2.1 Сущностные характеристики и условия формирования профессиональных компетенций студентов………………………………………………………….....19
2.2 Особенности организации и реализации проектной деятельности студентов на уроках методики преподавания математики с целью формирования их профессиональных компетенций…………………………………………...……..22
Заключение………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………..……….33
Приложения…………………………………………………………………………34
Введение
Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деятельности и активностью. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях.
Профессиональное образование - базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития, самоутверждения личности. В решении задач социально-экономического развития России, удовлетворения запросов и потребностей личности в получении соответствующего уровня профессиональной квалификации важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию. Среднее профессиональное образование содействует восстановлению промышленной дееспособности страны, поскольку ни одна область экономики не может функционировать без специалистов среднего звена. Социологический анализ ситуации на рынке труда показывает, что на фоне поступательного развития экономики по-прежнему в большом дефиците остаются рабочие высокой квалификации, происходит сокращение специалистов неквалифицированного труда и рост приоритетов специалистов повышенного уровня квалификации и образования, работников с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности.
В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность, которая и становится основным объектом оценивания и свойством качества обучения.
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.
Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания (вне определенных навыков и умений их использования) не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения. Анализ ситуации убеждает преподавателя в том, что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность овладения основами проектной деятельности обусловлена тем, что она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивает конкурентоспособность специалиста.
Теоретическая значимость работы заключается в углубленном изучении и систематизации имеющейся литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей на лекциях и семинарских занятиях не только по методике преподавания начального курса математики, но и по другим дисциплинам.
Объект исследования: проектная деятельность студентов в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования.
Предмет исследования: средства, формы и способы организации проектной деятельности студентов колледжа, направленные на формирование их профессиональных компетенций.
В основу исследования положена гипотеза: проектная деятельность обеспечит формирование профессиональных компетенций студентов, если в ходе обучения будут использованы различные средства, формы и способы организации проектной деятельности, позволяющие обеспечить высокий уровень интеллектуального развития обучающихся, инициативность, творчество, компетентность, опережающую направленность обучения.
Цель исследования: выявить целесообразность включения проектной деятельности в процесс обучения студентов с целью формирования их профессиональных компетенций
Задачи исследования:
- проанализировать современные подходы в психолого-педагогической литературе и практике образовательных учреждений к организации проектной деятельности;
- выявить наиболее эффективные средства и способы организации проектной деятельности, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций и практически подтвердить их эффективность.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и изучение научно-педагогической литературы; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.
Глава 1 Теоретические основы организации проектной деятельности
Понятие, функции, требования и принципы организации проектной деятельности
Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Проектная деятельность - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей обучающегося посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.     Целью проектной деятельности является  понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных дисциплин.
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение составлять письменный отчет (студент должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- формировать позитивное отношение к работе (студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации обучающихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и студентом.
Среди основных функций проектной деятельности принято выделять: исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую.
Учёный - исследователь в области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что проектная деятельность при наличии определённых условий может быть использована на любом этапе обучения, если она соответствует следующим требованиям:
Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне него;
Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения;
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
Вести подготовку обучающихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у студента было время для выбора темы проекта);
. Обеспечить руководство проектом со стороны преподавателей — обсуждение выбранной темы и плана работы (включая время исполнения);
В том случае, если проект групповой каждый студент должен чётко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку4Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Таким образом, проектная деятельность должна:
соответствовать определённым требованиям;
решать ряд важных педагогических задач.
Типология проектов
На основе анализа научной и методической литературы можно выделить следующую типологию проектов:
По предметно-содержательным областям:
монопроекты (в рамках одной предметной области);
межпредметные.
По характеру контактов:
внутренние или региональные (в пределах одной страны);
международные (участники являются представителями разных стран).
По количеству участников:
индивидуальные;
групповые
По продолжительности выполнения проекта:
мини-проекты (часть учебного занятия);
краткосрочные (несколько занятий);
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По доминирующей в проекте деятельности студентов:
Исследовательские проекты.
Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.Творческие проекты. 
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.
Ролевые, игровые проекты. 
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). 
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью.
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
Цель проекта — предмет информационного поиска — поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов — аналитическая работа над собранными фактами — выводы.
Практико-ориентировочные (прикладные проекты).
 Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.
Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Итак, несмотря на то, что выделяют проекты различной типологии, все они направлены на развитие и формирование ключевых компетенций.
Этапы организации проектной деятельности
Рассмотрим этапы организации проектной деятельности студентов:
Проблематизация.
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является постановка проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе преподаватель помогает студенту: выявить проблему интересную для него, связанную с его дальнейшей трудовой деятельностью.
Этот этап является наиболее сложным для студентов. Трудность заключается в том, что в этот момент он практически не мотивирован еще к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия и лишить смысла работу студента как творческую. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, рассказать что, прежде всего, получит сам студент, работая над проектом, где ему это может пригодиться в дальнейшем, мотивировать на успех.
Целеполагание.
Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у студента возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе они высказывают большое количество идей, зачастую самых трудно реализуемых. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. Поэтому на этом этапе лучше внести ясность в цель работы и определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо представить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный.
Планирование.
Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать виды деятельности, которые необходимо выполнить по реализации цели проекта. На этом этапе определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются имеющиеся ресурсы.
Планирование деятельности всегда представляет определенную трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоваться значительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместо студента, а лишь показать алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться таблицей, которая поможет не только вовремя выполнить проект, но и грамотно его описать. (см. Приложение №1)
Реализация.
На данном этапе происходит реализация намеченного плана. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано:
с изучением литературы и других источников информации, отбора информации;
возможно, с проведением различных наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных;
с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Обязательно в процессе работы возникнут какие-то трудности, которые могут привести к снижению интереса к проекту. Поэтому на этом этапе преподавателю необходимо проводить консультации, находить способы решения возникших трудностей, следить, чтобы студент не потерял мотив к работе. У многих студентов так же не всегда сформировано и “чувство времени”. Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу “на потом”. Поэтому необходимо определять контрольные точки – точки проверки работы над проектом. Можно даже проводить оценивание каждого этапа работы. Это стимулирует студентов к равномерному выполнению проекта.
Презентация.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. Презентация – это витрина проекта.
В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая была проделана, представить проектный продукт. На этом этапе преподавателю очень важно научить студентов выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить.
После презентации автору проекта, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Поэтому преподавателю необходимо с автором проекта проговорить возможные вопросы, выслушать и скорректировать его ответы.
Оценивание.
Самое сложное это оценить представленный проект. Перед началом работы над проектом студенты должны быть ознакомлены с тем, как их работа будет оценена. При оценке проекта, в первую очередь, обращается внимание на полноту раскрытия темы, самостоятельность мысли, речевое оформление, артистизм и выразительность выступления, использование наглядности.
Четко сформулированные и хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют студентов добиваться хорошо понятных целей обучения, нацеливают их на творческий подход к выполнению работы, предполагают развитие эстетических чувств, мотивируютдавать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее.
Главная цель, которую ставит перед собой преподаватель, разрабатывающий критерии оценивания, – показать студентам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам.
Рефлексия.
После окончания проектной деятельности обязательно нужна обратная связь. В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет преподавателю внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности студентов.
(см. Приложение №2)
Все студенческие проекты носят профессиональный характер, поэтому авторы проектов обязательно выступают перед студенческими группами с целью привлечения к исследовательской деятельности других студентов.
Важно помнить, что деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.
Существенная роль на основном этапе отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией педагога является консультационно-координирующая.
На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку преподаватель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
При общем руководстве проектом педагог должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом и заключается сложность руководства проектом.
Глава 2 Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности на уроках методики преподавания математики
2.1 Сущностные характеристики и условия формирования профессиональных компетенций студентов
Дидактическое обеспечение учебного процесса педагогического колледжа требует анализа программ начальной школы, отбора и структурирования учебного материала, прогнозирования возможных трудностей, выбора оптимальных средств педагогического воздействия, типа урока, его структуры, форм, методов и средств обучения. Содержание педагогического образования должно быть подвижным, отражающим новые реалии жизни. Таким образом, эволюция требований к профессиональной деятельности учителя начальных классов и, соответственно, к его профессиональной компетентности требует систематического пересмотра педагогических условий, обеспечивающих формирование тех или иных профессиональных компетенций будущего учителя в педагогическом колледже.
Компетенция  – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. 
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторской А. В.).
Профессиональная компетенция – это универсальное понятие, включающее в себя научные знания и умения, креативные способности, самостоятельность, умение адекватно оценивать себя, наличие культурно-нравственных ценностей.
В настоящее время можно выделить четыре группы условий формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа: концептуальные, содержательные, организационно-технологические, вспомогательные.
Концептуальные условия:
– Личностная ориентация образовательного процесса колледжа на всех уровнях: целевом, содержательном, процессуальном. Личностная ориентация целей образовательного процесса колледжа выражается в приоритетности подготовки широкообразованного, развитого, сознающего свой гражданский долг специалиста и предполагает обеспечение субъект-субъектных отношений преподавателя и студента.
– Построение образовательного процесса колледжа на основе педагогической теории деятельности и концепции модульного обучения.
Содержательное условие:
– Использование различных учебно-методических комплектов.
Организационно-технологические условия:
Использование педагогической технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Суть этой технологии состоит в том, что студенты в процессе обучения воспроизводят профессиональную деятельность в специально созданных условиях. Такая технология позволяет организовать имитацию будущей профессиональной деятельности и тем самым обеспечивает возможность овладения способами действия специалиста. При разработке технологии в учебный курс нами были включены задания и упражнения, направленные на формирование интеллектуальных и практических умений студентов, необходимых для выполнения целостной профессиональной деятельности, а также ее составных частей - действий и операций.
Включение учащихся в реальные профессионально-трудовые отношения в процессе обучения. Данное условие требует выхода за пределы не только теоретической подготовки, но и имитационно-игровых форм обучения, которые не могут заменить полноценной профессионально-педагогической практики учащихся.
– Организация мониторинга образовательного процесса колледжа, нацеленного на выявление формируемых специальных компетенций.
Особого внимания заслуживает вспомогательное условие, так как оно связано с обучением и применением новых педагогических технологий, форм и методов обучения (проектная деятельность, технология проблемного обучения, игровые методы и т.п.)
2.2 Особенности организации и реализации проектной деятельности студентов на уроках методики преподавания математики с целью формирования их профессиональных компетенций
В контексте формирования педагогических профессиональных компетенции уроки методики преподавания математики можно рассматривать как создание условий для установления студентом связи между теоретическими знаниями и практическими ситуациями. С этой точки зрения компетенция представляет собой определенный набор способов, стратегий проживания различных педагогических ситуаций, благодаря которым студент формирует свою профессиональную деятельность, т. е. формирует общезначимые качества умений: разумность, осознанность, обобщенность, критичность, освоенность, надежность.
 Методика преподавания математики – это наука, исследующая закономерности обучения математике на определенном уровне ее развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом, которые будут реализованы в своей профессиональной деятельности студентами педагогического колледжа.
Методика преподавания математики призвана дать ответ на три основных вопроса, связанные с обучением.
«Зачем обучать», т. е. с какой целью обучать детей математике?
«Чему обучать», т. е. каким должно быть содержание математического образования в соответствии с поставленными целями.
«Как обучать», т. е. в какой последовательности расположить вопросы содержания, какие способы организации деятельности учеников (методов, приемов, средства и формы обучения) следует применять, как обучать детей с учетом их психологических особенностей.
Методика преподавания математики выполняет следующие функции в профессиональной подготовке студентов.
1. Мотивационная функция, методической целью которой является формирование понимания задачи школы на современном этапе развития школы.
2. Образовательная функция, которая создает условия для приобретения суммы знаний.
3. Процессуальная функция – это функция обеспечивает студентов в приобретение определенных умений и навыков в организации учебной деятельности учащихся.
4. Развивающая функция, обеспечивающая качественную перестройку в профессиональном сознании и деятельности будущего учителя.
Организация проектной деятельности – это обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании, что стимулируeт интерес к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний. Именно через проектную деятельность осуществляется практическое применение полученных знаний.
Разработкой данной темы я занимаюсь в течение двух лет. Но анализ специфики использования проектной деятельности на занятиях по методике преподавания математики в среднем специальном учебном заведении педагогического профиля показал, что её применение в современных условиях строится на основе системного, личностно-деятельностного, творчески-ориентированного подходов, обеспечивающих построение и функционирование целостного процесса формирования личности будущего специалиста.Более того, в среднем специально учебном заведении использование проектной деятельности приобретает особую значимость ещё и по следующим причинам:
1. Студенты 1-2 курсов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью.
2. Промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности студентов и повышению степени их самостоятельности.
3. На данной ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я»;
4. Перед студентами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.
Таким образом, среднее специальное образование должно быть направлено на решение следующих задач:
1. Формирование у студентов готовности к решению различных проблем.
2. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.
Однако решить эти задачи возможно только при использовании новых технологий обучения, при которых основой педагогической деятельности на уроках являются следующие принципы:
- соотнесение учебной деятельности с объективной реальной действительностью;
- соотнесение учебной деятельности с субъектом деятельности;
- методическая соотнесенность.
Соотнесенность с объективной реальной действительностью предполагает наличие у студентов лично значимой проблемы, решение которой требует интегративных знаний.
Основным продуктом проектной деятельности является создание проекта. Поэтому цель создания каждого проекта и способы его достижения определяются преподавателем с позиции обучаемого, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Этим объясняется изменение основной схемы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Вместо широко распространенной схемы субъектно-объекного взаимодействия «учитель-ученик» вырисовывается схема субъектно-субъектного равно партнерского учебного сотрудничества, где преподаватель - человек, вызывающий подлинный ИНТЕРЕС к предмету общения, к себе как к партнеру, информативный для студента, интересный собеседник, содержательная личность, и студент как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения.
Учебный проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над каждой учебной темой, когда обнаруживается дефицит знаний, неспособность решить возникшую задачу, что вызывает у студентов желание глубже исследовать создавшуюся проблему.
Так, важными факторами, способствующими формированию внутренней мотивации к проектной деятельности являются:
- связь идеи проекта с учебным курсом: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для студента проблемы, выявленной в процессе практической деятельности;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждения подлинного интереса к его реализации, что позволит добиться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;
- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.
Отличительные черты проектной деятельности  от традиционных методов обучения:
-     участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
-     участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
-     участники проекта развивают проектную инициативу;
-      участники проекта организуют себя на дело;
-     участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
-     участники проекта вступают в дискуссии.
Цель обучения проектной деятельности на уроках методики преподавания математики состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
-     самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-     учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-     приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-     развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения);
-     развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектной деятельности в рамках проведения уроков методики преподавания математики:
-     в центре внимания – студент, содействие развитию его творческих способностей;
-     образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;
-     индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;
-     комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента;
-     глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-     определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
-     выдвижение гипотез их решения;
-     обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
-     обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
-     сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-     подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-     выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Параметры внешней оценки проекта:
-     значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
-     корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
-     активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
-     коллективный характер принимаемых решений;
-     характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
-     необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
-     доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
-     эстетика оформления результатов проведенного проекта;
-     умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
В результате применения проектной деятельности на уроках методики преподавания математики студентами были выполнены несколько проектов по различным темам (по выбору) для учащихся 1-4 классов.
Студентам предлагалась следующая тематика проектов по математике для учащихся 1- 4 классов. (см. Приложение №3)
В качестве опоры мною была разработана система действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом. (см. Приложение №4)
Проектную деятельность необходимо планировать таким образом, чтобы каждый студент в течение года получил возможность выполнить индивидуальный проект и поучаствовать в создании группового проекта.
Но на уроках методики преподавания математики отдается предпочтение индивидуальным (персональным) проектам, т.к. они обладают следующими преимуществами:
1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
2) у студентов формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
3) обучаемый приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта - от зарождения замысла до итоговой рефлексии;
4) формирование у студентов важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
5) у проектантов формируется навык самостоятельной деятельности, так необходимый на высшей ступени обучения.
Студенты имеют право выбрать форму продукта проекта и вид презентации. (см. Приложение №5)
Следует также отметить, что проектная технология более других отвечает требованиям актуальной в настоящее время здоровье сберегающей технологии:
- позволяет создать благоприятный психологический климат в коллективе;
- установить оптимальный режим работы;
- уменьшить ежедневную учебную нагрузку на студента.
Одним из самых важных продуктов проектной деятельности студента, который показывает степень сформированности профессиональных компетенций, является выпускная квалификационная работа.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – завершенная научно-практическая работа студента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки обучающегося при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.Мною разрабатываются методические рекомендации и задания к выполнению ВКР. (см Приложение №6)
В свете всего вышесказанного можно утверждать, что:
приоритетным направлением в работе современного преподавателя среднего специального учебного заведения является активное внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.
Именно проектная деятельность ориентирована на своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость.
В проектной деятельности заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Проектная деятельность способствует формированию профессиональных компетенций студентов.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Для преподавателя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Я буду продолжать нарабатывать материалы по теме своего исследования и в дальнейшем пополнять копилку проектов обучающихся.
Заключение
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС СПО является широкое использование в учебном процессе активных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Данные требования успешней всего могут быть реализованы в процессе проектной деятельности студентов.
Проектная деятельность основана на творческом усвоении знаний в процессе совместной поисковой деятельности. Структура проектной деятельности студентов среднего специального учебного заведения характеризуется единством целевого, мотивационного, содержательного, оценочно-результативного компонентов. 
Особенности организации проектной деятельности состоят в формировании у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессионально-ориентированной деятельности, творческой активности и воображения в процессе проектной деятельности; ориентации обучаемых на творческое решение проблем; включении студентов в поисково-исследовательскую деятельность в рамках работы над проектами; формировании у будущих педагогов рефлексивно-оценочных способностей, направленности на самооценку, саморазвитие и самовыражение; организации опыта работы в коллективе, формировании коммуникативных умений, гибкости и творческого стиля общения.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, что, в конечном счете, формирует профессиональные компетенции студентов педагогического колледжа, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Критериями сформированности проектной деятельности студентов в процессе изучения методики преподавания математики являются: творческая активность, вариативное владение способами математической речевой деятельности, умение прогнозировать и оценивать результаты, способность общаться в группе. 
В проектной деятельности заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Проектная деятельность способствует формированию профессиональных компетенций студентов.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая гипотеза, что проектная деятельность обеспечит формирование профессиональных компетенций студентов, если в ходе обучения будут использованы различные средства, формы и способы организации проектной деятельности, позволяющие обеспечить высокий уровень интеллектуального развития обучающихся, инициативность, творчество, компетентность, опережающую направленность обучения.
Список используемой литературы
Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М: Просвещение, 2013. – 175с.
Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004.- №11.
Блохин, А. Н.Метод проектов как продуктивное образование/А. Н. Блохин. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2005.
Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. В.А.Болотов , В.В. Сериков// Педагогика. – 2003 - № 10.
Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.)/О. С.  Дубровина - Пермь: Меркурий, 2012. - 124-126с.
Зимняя, И. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - 34-42с.
Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д. Иванов. - М: 2007.
Куракина, Н.Л. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191с.
Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - 148-151с.
Полат, Е.С. Метод проектов на уроках математики // Математика в школе/ Е.С. Полат. – 2000. – № 2, № 3
Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции/ М.А. Ступницкая. - М.: Изд-во Моск. пед. ун-та. - 2009. – 132с.
Приложение №1
Таблица №1
Как правильно выполнить проект и правильно его описать.
Вопрос Ответ
Почему выбрана эта тема проекта Описание проблемы проекта, (например, актуальность бизнес - плана)
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Постановка цели проекта, (например, для удовлетворения каких потребностей будет разработан бизнес - план)
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта Определить задачи разработки проекта, (например, что конкретно необходимо рассмотреть)
Что необходимо разработать, чтобы цель была достигнута Образ проектного продукта (ожидаемый результат), (например, разработка бизнес – плана)
Какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов работы (описание проекта), (например, представление основных разделов бизнес – плана)
Как будут решаться задачи проекта Определение способовработы на каждом этапе, (например, изучение литературы)
Когда будут выполняться задачи проекта Определение сроков работы
Приложение № 2
Письменный отчёт выполнения проекта
Можно предложить следующий шаблон письменного отчета:
Тема проекта - _______________________________________________
Я выбрал эту тему, потому что - ________________________________
Цель моего проекта - __________________________________________
Сбор информации (где и как искал информацию) - _________________
В ходе работы столкнулся с такими проблемами - __________________
Способы решения возникших проблем - __________________________
Причины невыполнения сроков работы - __________________________
Что получилось, а где остались вопросы - _________________________
Если начать работу заново, то - __________________________________
Работа над проектом дала мне - __________________________________
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе) - ___________
Как данная работа может пригодиться в профессиональной
деятельности - _________________________________________________
Приложение №3
Тематика проектов по математике в начальной школе.
1 класс
Тематика:
Как изображали числа в древности.
Где используются числа.3. Числа в литературе (стихи, загадки про числа, считалки с числами, сказки, в названиях, которых есть числа)4. Книжка-малышка "Любимое число" (рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом).5. Симметричное вырезание: аппликация, гирлянда.6. Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.
2 класс
Тематика:
Числа в загадках, пословицах и поговорках
Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде
Осевая симметрия
Задачник по математике.
Конструирование.
Оригами.
3 класс
Тематика:
Путешествие в страну знаков.
Числа вокруг нас.
Математика на кухне.
Цифры все нужны, цифры все важны.
 Математическая сказка.
Занимательная математика.
4 класс
Тематика:
Мир в движении.
Математика в жизни человека.
Из истории нуля.
Математика в профессиях.
Математические головоломки.
Логические задачи.
В каждом классе предлагается и свободная тема проекта.
Приложение №4
Таблица №2
Система действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом
ЭтапыДеятельность преподавателя Деятельность студентов
1 2 3
1. Разработка проектного задания    
1.1 Выбор темы проекта Отбирает возможные темы и предлагает их студентам Обсуждают и принимают общие решения по теме.
Предлагает студентам совместно отобрать тему проекта. Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.
Участвует в обсуждении тем, предложенных студентами. Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
1.2 Выделение подтем и тем проекта Предварительно выделяет подтемы и предлагает студентам для выбора. Выбирает подтему или предлагает новую.
Принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта. Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя.
1.3 Формирование творческих групп Проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. Группируются в соответствии с ними в малые группы.
1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы Если проект объёмный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа выработаться могут в группах с последующим обсуждением классом.
1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности Принимает участие в обсуждении. Обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, литературная гостиная и т.д.
2 Разработка проекта Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность. Осуществляют поисковую деятельность.
3 Оформление результатов Консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность. Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4 Презентация Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших курсов) Докладывают о результатах своей работы.
5 Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры. Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития.
Приложение №5
Таблица №3
Формы продуктов проектной деятельности и виды презентаций
Формы продуктов проектной деятельности Виды презентаций проектов
Web- сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас
Аукцион
Атрибуты несуществующего государства
Бизнес-план
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Действующая фирма
Журнал
Законопроект
Игра
Карта
Коллекция
Костюм
Концерт
Макет
Модель
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Пакет рекомендаций
Письмо в…
Праздник
Прогноз
Публикация
Путеводитель
Серия иллюстраций
Система школьного самоуправления
Сказка
Справочник
Сравнительно-сопоставимый анализ
Статья
Сценарий
Спектакль
Учебное пособие
Чертеж
Экскурсия Воплощение ( в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
ВидеожурналДеловая игра
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий
Демонстрация моделей
Диалог исторических или литературных персонажей
Дегустация
Защита на Ученом Совете
Игра с залом
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
Инсценировка реального или вымышленного исторического события
Научная конференция
Научный доклад
Отчет исследовательской экспедиции
Пресс-конференция
Путешествие
Реклама
Ролевая игра
Соревнования
Спектакль
Спортивная игра
Телепередача
Экскурсия
Приложение №6
Примерное задание к ВКР и методические рекомендации к выполнению ВКР
ЗАДАНИЕ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ (ВКР)
Изучение геометрического материала в начальной школе с целью формирования логических универсальных учебных действий
_____________________________________________________________________________
(тема)
ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования
_____________________________________________________________________________
(индекс и наименование ПМ)
050146 Преподавание в начальных классах
____________________________________________________________________________
(код и наименование специальности)
Чуйкиной Анны Сергеевны, 43
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента-исполнителя, группа)
Рассмотрено на заседании ПМО Протокол № от « » 2014 г.
Утверждено приказом директора № от « » 2014 г.
Срок сдачи ВКР: «15» мая 2015 г.
Методические указания
Исходные данные к работе:
ФГОС НОО.
Программа формирования УУД общеобразовательных учреждений.
Программы общеобразовательных учреждений.
Учебные пособия: Математика 1- 4.
Психолого-педагогическая, методическая литература по проблеме.
Педагогический опыт по изучению геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
ВКР носит опытно-экспериментальный характер и имеет следующую структуру:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение (актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, гипотеза, этапы, методы, база исследования и т.д.).Теоретические основы формирования логических УУД при изучении геометрического материала (понятия «универсальные учебные действия»; функции и виды УУД; содержание познавательных УУД; логические УУД; возрастные особенности УУД на ступени начального образования; содержание и построение курса математики начальной школы; программные требования к изучению геометрического материала; задачи и содержание работы по изучению геометрического материала; особенности и роль изучения геометрического материала в начальной школе; формы, методы и приёмы изучения геометрического материала).
Опытно-экспериментальная работа по формированию логических УУД при изучении геометрического материала (применение различных форм, методов и приёмов изучения геометрического материала на уроках математики в начальной школе, анализ экспериментальных данных).
В заключении студент подводит итоги, делает выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.
Список используемой литературы.
Приложения.
Дата выдачи задания «20» октября 2014 г.
Руководитель ________________ Н.В. Поселеннова
(подпись) (инициалы, фамилия руководителя)
Задание к исполнению принял ________________ А.С. Чуйкина (подпись) (инициалы, фамилия студента-исполнителя)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ п/п Наименование этапов выполнения ВКР Сроки Отметка о выполнении
1 Обзор и анализ литературы по теме исследования Октябрь 2014г. 2 Написание теоретической части Октябрь-декабрь 2014г. 3 Проведение опытно-экспериментальной работы Январь-апрель 2015г. 4 Оформление и общее редактирование работы Апрель 2015г. 5 Подготовка к защите Май 2015г. Руководитель _______________________ Н.В. Поселеннова
(подпись руководителя) (инициалы, фамилия руководителя)
Студент-исполнитель ________________ А.С. Чуйкина (подпись) (инициалы, фамилия студента-исполнителя)
* Методические указания оформляются руководителем в соответствии с Положением СМК-ППД-4.2.3-27-2013 Об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации
к выпускной квалификационной работе
по теме: «Методика формирования познавательных УУД при изучении геометрического материала в условиях ФГОС НОО».
Специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
Преподаватель: Поселеннова Н.В.
Данная ВКР опытно-экспериментального характера должна иметь следующую структуру: введение, основную часть (теоретическую и практическую), заключение. Работе предпосылается развернутый план, в конце приводится список используемой литературы (не менее 25 источников) и приложение (содержит таблицы, схемы, проекты уроков, тесты и их результаты, дидактический раздаточный материал, работы учащихся).
Во введении обосновывается актуальность и важность выбранной темы, ее социальная значимость, формулируются компоненты методологического аппарата: объект и предмет, цели и задачи, определяются методы исследования.
Теоретическая часть должна содержать теоретические основы изучаемой проблемы: глубокий сравнительный анализ педагогической и методической литературы по теме исследования. Рекомендуется отразить точки зрения ведущих методистов и учителей-практиков на проблему формирования познавательных УУД при изучении геометрического материала в начальной школе и остановиться на следующих аспектах:
понятие «универсальные учебные действия»;
возрастные особенности УУД на ступени начального образования;
функции УУД;
виды УУД;
содержание познавательных УУД;
содержание и построение курса математики начальной школы;
программные требования к изучению геометрического материала;
задачи и содержание работы по изучению геом. материала;
особенности и роль изучения геом. материала в начальной школе;
формирование пространственных представлений посредством изучения геометрического материала;
формы, методы и приёмы изучения геометрического материала.
Каждая глава теоретической части должна заканчиваться краткими выводами.
Практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и должна состоять из описания хода и результативности эксперимента (т.е. представлен план его проведения, характеристика методов проведения, основных этапов эксперимента и анализ опытно-экспериментальной работы), а также рекомендации и предложения, имеющие практическое значение. Следует провести сравнительный анализ различных авторских методик с точки зрения изучения геометрического материала в начальной школе и возможности включения современных форм, методов и приёмов его изучения с целью формирования познавательных УУД, установить частотность их использования и их специфику. На основе анализа рекомендуется провести наблюдение в школе на уроках математики ведущих учителей и студентов-практикантов и описать их опыт работы. Необходимо предъявить описание опыта своей профессиональной деятельности по организации подобной работы в ходе изучения геометрического материала в начальной школе.
В заключении необходимо подвести итоги, а также сделать выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.
В приложении рекомендуется представить образцы заданий, проекты уроков, дидактический раздаточный материал, работы учащихся, наглядные пособия и т.п.
Объем ВКР должен составлять не более 50 страниц печатного текста. Работа должна быть выполнена на стандартных листах бумаги с текстом на одной стороне. С левой стороны должны быть оставлены поля шириной 3 см.