Лекторий Роль семьи в формировании личности школьника


     
 
 Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
  Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок   зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.
Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка- чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)». Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей.  Вот некоторые из них: любовь умиления,  любовь деспотическая, любовь откупа.
- Любовь умиления - самое печальное в отношениях родителей и детей.
Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь.  К чему она может привести?
Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение,  что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.
- Деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.
В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается.
А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.
-Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.
  Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем  от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?
Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.
              Ребёнок учится тому,
          Что видит у себя в дому.
          Родители – пример ему!
          Кто при жене и детях груб,
          Кому язык распутства люб,
          Пусть помнит, что  с лихвой получит
          От них всё то, чему их учит.
          Коль видят нас и слышат дети,
          Мы за дела свои в ответе
          И за слова: легко толкнуть
          Детей на нехороший путь.
          Держи в приличии свой дом,
          Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей - это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.