Минутки чистописания в 1 классе Из опыта работы учителя начальных классов Спиридоновой Надежды Григорьевны


Минутки чистописания в 1 классе
Из опыта работы учителя начальных классов
Спиридоновой Надежды Григорьевны
Цель минуток чистописания в 1 классе: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, чёткое безотрывное письмо.
К концу 1 класса учащиеся должны сознательно овладеть навыками письма. Они должны знать и уметь рассказать, как пишется каждая буква, понимать и видеть ошибки в начертании и соединении букв и знать, как их устранить.
Занятия по чистописанию провожу ежедневно, согласно требованиям программы. До конца первого полугодия отрабатывала наиболее сложные для учащихся формы букв, которые им труднее всего даются при письме. В третьей четверти я проводила письмо строчных букв, их соединений с другими буквами, а в четвёртой четверти упражняла первоклассников в написании заглавных букв и их соединений.
Все буквы строчные и заглавные можно разделить на три группы, сходные по написанию, и распределить их в порядке усложнения начертания:
Строчные буквы.
1 группа: и,ш, щл,м,я,ц,щ,й,
2 группа: г,п,т,р,к,н3группа: о,а,ф,ю,б4группа: с,э,х,ж,
5 группа: у,з,д,в,е,ё6 группа: ч,ь,ъ,ы,
Заглавные буквы.
1 группа: И, Й, Ш,Щ, Ц, Ч
2 группа: Г, П, Т, Р, У, Д, Ф.
3группа: Л, М, А, Я
4группа: О, С, Э, Х, Ж
5 группа: Н, Ю, К, Б, В
6 группа: Е, З
После прописывания каждой группы букв предлагаю самостоятельное списывание слов или текстов, где встречаются эти буквы, с предварительным анализом качества письма (наклон, расстояние между элементами и буквами, высота букв). Это даёт возможность проверить как вырабатываются у учащихся навыки правильного написания данных букв и правильное соединение с другими, плавность и равномерность письма. Если первоклассники плохо усвоили написание каких-либо букв и их соединений, то я провожу повторение.
Слова и предложения к минуткам чистописания в четвёртой четверти имеют тематическую направленность: знакомство учащихся с географией нашей страны, названиями рек, озёр, населённых пунктов.
Все минутки чистописания связываю с уроками русского языка. Слова и предложения подбираю такие, чтобы в них были орфограммы, изучаемые в первом классе.
Особое внимание уделяю в словах ударению, ударным и безударным слогам и гласным в словах. В конце каждой четверти даю контрольное списывание текстов. Каждый учитель может проводить его на выбор и по своему усмотрению.
Объём каждой работы – 2 строки, кроме самостоятельного и контрольного списывания. Минутки чистописания помогут начинающим учителям в планировании своих уроков.
Привожу некоторые упражнения, которые знакомят с особенностями группировки букв, последовательностью отработки их начертания, структурой занятия.
Третья четверть
Ш щ ш щ ша ща шу щуШура ловит щуку
и й и й й й й ой ей ай, бой,
Мой руки перед едой.
е е е е е е е е ен ел ев дело
мало хотеть, надо уметь.
е ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё нёс ёлка
Сёма вёз воз сена.
Ооо Ооо о о о о о о Обь
Город Одесса- морской порт.
Н Н Н Нн Нн Нн Нн Нура
Наурыз – начало года
В В Вв Вв Вв Ввв ВввВода- источник жизни.
Очень важно с самого начала урока заинтересовать учеников и побудить их к действию, поставив перед ними задачу, развивающую аналитико-синтетическое мышление. Структурно данный этап делится на две фазы: подготовительную и исполнительную. На подготовительной фазе ученикам предлагается определить и сформулировать тему минутки чистописания, а затем составить план предстоящих действий по написанию букв и их элементов.
Например, учителем даётся задание: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите, какую букву будем сегодня прописывать».
Задание на доске:
Грустный сладкий поздний
в г ?Найти антонимы к этим словам.
Весёлый горький ранний.
Определить порядок, прописать.
Ослик крокодил курочка
И Г ? Что общего в записанных словах? Из каких сказок герои? Какие существительные пишем с большой буквы?
Запись слов
Учащиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомые буквы или слова и дают полный обоснованный ответ.
От урока к уроку задания и их принцип составления меняется и усложняется. Таким образом, на минутке чистописания ребята не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитические способности
Подготовка кисти руки к письму.
Исходное положение – взять ручку, согнуть руку в локте и поставить на парту. Упражнение в воздухе:
1)« курочка пьёт воду»- наклоны кистью вниз, возвращаясь в исходное положение;
2) « красим кистью забор» - движение сверху вниз и снизу вверх.
« красим крышку парты» - движения слева направо и наоборот.
3) « рисуем грабли» - движения, имитирующие « зубья», - прямые с закруглением внизу
Физкульминутка с речёвкой.
Учитель. Руки подняли и покачали (показывает)
Дети. Это деревья в лесу (повторяют движения учителя)
Учитель. Руки согнули, кисти встряхнули (руки сгибает к плечам)
Дети: Ветер сбивает росу ( повторяют движения учителя)
Учитель: В сторону руки, плавно помашем ( показывает)
Дети: Это к нам птицы летят лесу ( повторяют движения учителя)
Учитель: Как они сядут, тоже покажем.
Дети: Крылья сложили назад (заводят руки за спину, слегка наклоняясь вперёд)
Физкультминутка ( сидя на месте): вытянули руки вперёд, встряхнули кисти, подняли руки вверх, потянулись, отклонились к спинке стула, убрали руки назад, прогнулись, затем наклонились вперёд.
Физкультминутка « Запуск ракеты»
- Завести моторы.
Дети начинают перед собой интенсивное вращение рук (правую за левую), согнутых в локте
- Соединить канаты.
Производятся частые касания (с лёгким нажимом) кончиками пальцев рук друг о друга.
- Подготовиться к запуску ракеты
Все приседают
- Пуск!
Резко выпрямляются, поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем свободно и быстро встряхивают кистями.
Строчные буквы.
1группа:и,ш,щ,л,м,я,ц,щ,й,
2 группа: г,п,т,р,к,н3группа: о,а,ф,ю,б4группа: с,э,х,ж,
5 группа: у,з,д,в,е,ё6 группа: ч,ь,ъ,ы,
Заглавные буквы.
1группа:И,Й,Ш,Щ,Ц, Ч
2 группа: Г, П, Т, Р, У, Д, Ф.
3группа: Л, М, А, Я
4группа: О, С, Э, Х, Ж
5 группа: Н, Ю, К, Б, В
6 группа: Е, З
Ш щ ш щ ша ща шу щуШура ловит щуку
и й и й й й й ой ей ай, бой,
Мой руки перед едой.
е е е е е е е е ен ел ев дело
мало хотеть, надо уметь.
е ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё ё нёс ёлка
Сёма вёз воз сена.
Ооо Ооо о о о о о о Обь
Город Одесса- морской порт.
Н Н Н Нн Нн Нн Нн Нура
Наурыз – начало года
В В Вв Вв Вв Ввв ВввВода- источник жизни.