Дискуссия на тему: «Развитие личностных качеств»» Тема «Можно ли быть свободным без ответственности»
Дискуссия на тему:
«Развитие личностных качеств»»
Тема «Можно ли быть свободным без ответственности»
Цель: обсудить с участниками значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.
Задачи: развивать у уч-ся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.
Предварительная подготовка:
предложить участникам ответить на вопросы анкеты.
1. Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?
2. Считаешь ли ты себя свободным человеком?
3. В чем выражается твоя свобода?
4. От чего ты считаешь себя зависимым?
5. Считаешь ли ты себя ответственным человеком?
6. Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?
7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?
8. Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?
Участникам можно предложить раскрыть собственное понимание афоризмов, которые даны в книге В.Г. Кротова «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре В.И. Даля. Ребята готовят эту часть дискуссии по группам. Задания даны в конвертах. Они имеют следующее содержание:
Конверт 1
1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода - это возможность становиться самим собой».
2. Дайте собственное объяснение этому определению.
3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.
Конверт 2
1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность - это груз, дающий силы».
2. Дайте собственное объяснение этому определению.
3. Приведите примеры подтверждения или опровержения данных определений из собственных наблюдений.
Ш. Подготовить плакат под названием «Статистика по проблеме». Плакат строится
следующим образом - слева написать положения: «Л - свободен», «Л - зависим», «Я - ответствен», «Я - безответствен», а справа отметить количество человек, признающих в себе эти качества Плакат выглядит примерно так:
Я свободен-10 чел.
Я зависим - 20 чел.
Я ответствен - 10 чел.
Я безответствен - 10 чел.
В плакате необходимо отражать ответы участвовавших в опросе.
Ход дисскуссии
I. Обсуждение данных плаката «Статистика по проблеме».
В ходе диспута на доске фиксируются ответы ребят в полемике. Вопросы дискуссии заранее сообщаются учащимся. Примерные вопросы для дискуссии:
1. Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?
2. Мы управляем страстями или страсти управляют нами?
3. Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами?
4. Как можно истолковать фразу А. И. Солженицына «Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»?
5. Может ли свобода человека ограничиваться определенными правилами?
6. Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободным?
7. Свобода и ответственность - можно ли между этими словами поставить знак равенства?
П. В конце дискуссии участникам предлагается объединиться в группы по 4 человека, чтобы выполнить завершающий этап обсуждения проблемы. Несколько групп должны определить и составить правила поведения или нравственный свод законов, регламентирующий поведение свободного и ответственного человека. Ребята выполняют работу в течение 5-7 минут, а затем представляют в доказательной форме то, что у них получилось.
Другие группы ребят получают задание - изобразить с помощью карандашей и красок понятия «ответственность» и «свобода». Это должны быть яркие красочные плакаты, которые помогут человеку в трудной жизненной ситуации и заставят задуматься при принятии определенного решения. Свои работы ребята представляют и защищают в течение 2-3 минут. В конце дискуссии делаются общие выводы.
15