Классный час «Можно ли быть свободным без ответственности» (дискуссия с элементами ситуативного практикума)
Классный час
«Можно ли быть свободным без ответственности»
(дискуссия с элементами ситуативного практикума)
Выполнила: Санджиева
Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Проживающая по адресу:
359 180
Республика Калмыкия
Целинный район село Троицкое
пер. 40 лет Победы, д. 16
сот. тел. 8 927 590 36 41
адрес школы:
Республика Калмыкия
Целинный район село Троицкое
ул. Чавычалова, 11А
9 – 12 - 56
С людьми живи в мире, а с пороками сражайся.
Латинская пословица
Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом
Ф.М.Достоевский
Свобода есть право делать все, что дозволено законом
Шарль Монтескье
Цель:
- обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.
Задачи дискуссии:
- развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.
Форма проведения: дискуссия с элементами ситуативного практикума.
Подготовка к дискуссии:
I. Пригласить психолога, представителей органов законодательной власти и правопорядка.
II. Предложить учащимся ответить на вопросы анкеты:
Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?
Считаешь ли ты себя свободным человеком?
В чём выражается твоя свобода?
Считаешь ли ты себя ответственным человеком?
Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?
Какие качества ответственного человека у тебя?
Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?
III. Ответы на вопросы анкеты будут проанализированы и станут материалом для обсуждения.
IV. Раскрыть собственное понимание афоризмов, которые даны в книге В.Г.Кротова «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре В.И.Даля. Эту часть дискуссии дети могут работать в группах. Задания можно приготовить в конвертах. Они могут быть следующего содержания:
Конверт № 1
1. Найдите в словаре В.И.Даля толкование слова «свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода – это возможность становиться самим собой ».
2. Дайте собственное объяснение этого определения.
3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.
Конверт № 2
1. Найдите в словаре В.И.Даля толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность – это груз, дающий силы».
2. Дайте собственное объяснение этого определения.
3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.
III. Помещение, в котором будет проходить классный час необходимо оформить соответственно теме. К примеру:
а) мнение о проблеме выдающихся людей (см. эпиграф).
б) словарь гражданина.
Правонарушение – нарушение определённых норм права.
Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлением.
Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела.
Закон – правовой акт, основа всех юридических документов, регламентирующей жизнь всех членов общества.
Мораль – совокупность правил поведения людей в обществе, семье, малых группах.
Право – совокупность обязательных правил, которое устанавливает и контролирует государство.
Этот словарь можно распечатать и дать каждому участнику, а также там же можно поместить самые необходимые телефоны, которыми они могут воспользоваться, если с ними случилась беда.
Оформление, оборудование, инвентарь.
В классной комнате оборудованы места для двух микрогрупп: столы и возле них полукругом стулья для каждой группы.
На доске написана тема классного часа, эпиграфы.
Подготовить карточки с конвертами для работы в группах, словарь гражданина.
Ход классного часа.
I. Вступительное слово классного руководителя (учитель объявляет тему классного часа).
II. Представление гостей.
III. Анализ анкет учащихся.
IV. Работа в группах по карточкам (каждая группа оформляет свой ответ, а затем выступают по проблеме). После выступления учащихся учитель обобщает их ответы.
V. а) Слово классного руководителя. Что такое свобода? Свобода - самое большое богатство после жизни, ведь даже в условиях рабства мысли, чувства и желания человека оставались свободными.
Какой смысл мы вкладываем сегодня в это слово? Нет другого слова, которое получило бы больше различных значений и оказало бы столь же сильное воздействие на умы, как это. Одни посчитали свободу за возможность свергнуть государя, которому они дали тираническую власть; другие за право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи за право носить оружие и проявлять жестокость; четвертые за анархию, когда каждый волен поступать, как хочет, жить по собственным законам. Некий народ долгое время принимал за свободу обычай носить длинную бороду... Короче, каждый называл свободой то правление, которое более всего соответствовало его обычаям и склонностям. Так высказался о свободе выдающийся французский просветитель XVIII в. Шарль Монтескье.
Действительно, за тысячелетнюю историю представления о свободе существенно менялись. Если в прошлом это было прежде всего стремление освободиться от порабощения, эксплуатации и угнетения, то для современного человека свобода заключается в возможности сделать свой выбор, вправе поступать по своей воле, без принуждения.
Ситуация 1. (элементы ситуативного практикума)
Задание: Сравните статьи из трех правовых документов. Найдите общую идею, которая в них последовательно проводится.
Из французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Статья 4.
Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы этого могут быть определены только законом...
Из Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
Статья 29.
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.
Из Конституции РФ 1993 г.
Статья 17.
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
б) Слово классного руководителя.
Ситуация 2. Существуют ли границы у свободы?
Как установить меру свободы, чтобы интересы каждой стороны были соблюдены? Как отмерить каждому порцию свободы? Именно право устанавливает такую меру свободы. Только закон определяет ее границы. Можно сказать, что свобода не является абсолютной и неограниченной. Шарлю Монтескье принадлежит еще одно известное высказывание: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». Чем демократичнее закон, чем больше он признает общечеловеческие ценности, тем большей свободой обладает человек в такой стране. Но свобода каждого из нас заканчивается там, где начинаются права другого человека. Мы не можем пользоваться своей свободой, нанося ущерб другим. Поэтому свобода неотделима от ответственности.
Конституция РФ вслед за Всеобщей декларацией прав человека допускает, что права человека могут быть ограничены. Главный критерий здесь таков: права и свободы одного человека не должны нарушать прав и свобод других людей. Права человека не абстракция, и некоторые права могут быть ограничены. Например, ограничена законом свобода слова. Еще древнегреческие юристы говорили, что никто не несет ответственности за свои мысли. А вот за выражение своих мыслей в форме слов человек должен нести ответственность.
Каждый из нас может свободно выражать свое мнение по любому вопросу. Мы можем делать это в любой форме устно, письменно или в виде изображения. Закон разрешает нам делать это публично через газеты и журналы, другие средства массовой информации. Мы имеем право открыто выступать на митингах, свободно выражать свое мнение на уроках и лекциях, вывешивать листовки и обращения. Вместе с тем закон возлагает на нас ответственность за содержание распространяемых нами сведений. Если они заведомая ложь или выдумки, например сведения о том, что такой-то человек украл деньги либо совершил иной нечестный поступок, то по закону выдвинувшего обвинения могут привлечь к ответственности. Придется доказывать правдивость этих фактов либо отвечать перед законом за клевету, порочащую доброе имя человека. Закон запрещает нецензурную брань в общественных местах, клевету и оскорбления, речи и выступления, разжигающие национальную рознь. Ответственность за эти действия предусматривает Уголовный кодекс РФ.
Допустимы законные ограничения и других прав и свобод человека. Приведем еще один пример. Закон гарантирует неприкосновенность частной жизни. Это значит, что ни один посторонний человек не должен читать письма, телеграммы и другие виды корреспонденции, адресованные не ему. Никто не имеет права подслушивать телефонные разговоры, собирать сведения о личной жизни, использовать эту информацию без нашего разрешения. Мы охотно соглашаемся с такими ограничениями и негодуем, когда кто-то покушается на наши права. Но эти меры ограничивают свободу не только посторонних лиц и государства, но и наших действий. Мы также не имеем права нарушать свободу действий других лиц и должны нести ответственность в случае их нарушения. Итак, свобода и ответственность неотделимы друг от друга.
Закон определил границы наших прав и свобод с целью защиты прав и свобод других лиц, защиты общественной морали и охраны конституционного строя. Только соблюдая эти ограничения, мы вправе рассчитывать на соблюдение и защиту наших свобод. Но как распорядиться своей свободой, решать будет каждый самостоятельно.
Статья 6 главы 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит: «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Задание: Подумайте и выскажите свои суждения на следующие вопросы.
1. Что ограничивает свободу человека в государстве?
2. Справедливо ли ограничение прав и свобод человека государством?
в) Слово классного руководителя.
Ситуация 3. Всегда ли существует равенство прав и обязанностей?
В юридическом смысле равенство означает признание за всеми людьми равных возможностей пользоваться правами. Равенство на юридическом языке называется равноправием. Это значит, что закон одинаково распространяется на всех граждан страны. Все равны в правах и свободах независимо от своего пола, расы, цвета кожи. Для закона не имеет значения, на каком языке разговаривает человек, какое у него имущественное положение. Какую бы религию он ни исповедовал, какую бы должность ни занимал, в каком бы месте он ни проживал, человек в одинаковой мере обладает всеми правами и обязанностями, установленными законом.
Каждый человек может покупать и продавать имущество, обмениваться ими, делать подарки, иметь частную собственность и распоряжаться ею, выбирать профессию и трудиться, обращаться за медицинской помощью и получать ее и многое другое. Каждый человек имеет право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. В случае нарушения закона любое лицо несет ответственность, не пользуясь привилегиями перед законом.
Право может «ввести» равенство людей. В чем оно будет тогда заключаться? Во-первых, в равенстве всех и каждого перед законом и судом. И, во-вторых, в виде равных правовых возможностей (например, выбирать и быть избранным в органы государственной власти, получать образование, свободно передвигаться и выбирать себе место жительства и т. д.).
Из этого общего правила есть исключения.
Задание: Подумайте, какие это исключения? Приведите примеры.
VI. Мини – итоги. Классный руководитель обобщает мнение и высказывания учащихся. Вопросы учащихся и ответы на них представителей органов законодательной власти и правопорядка.
VII. Завершение классного часа. Вручение учащимся словаря гражданина и телефонов – SOS, если случится беда.
Литература
Алоева М. А., Бейсова В. Е. Настольная книга классного руководителя.
5-8-е классы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005год.
Боголюбов А.Н. Введение в обществознание (учебник для 8-9 классов). М., «Просвещение», 2005 год.
3. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005год.
4. Дереклеева Н.Н. Справочник классного руководителя. М., «Веко», 2003 год.