Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему Курить — здоровью вредить


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
г. ВОЛГОДОНСКА
Сценарий
внеклассного мероприятия
для начальных классов
на тему: «Курить – здоровью вредить»

Авторы – разработчики:
Обухова Людмила Николаевна - учитель начальных классов высшей категории.

Цели:
На доступных примерах рассказать детям о вреде курения.
Формировать стойкое негативное отношение к этой вредной привычке, умение правильно поступать в ситуации, когда тебя хотят вовлечь в курение; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Оборудование:
Плакаты на доске: «Курить – здоровью вредить», «Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения»;
Таблица (см. по тексту); белая салфетка с коричневым пятном от дыма на ней; пипетка, вода, лист бумаги; картинки по теме в виде презентации; кружки белой бумаги и цветные карандаши для детей.
Компьютер, экран, музыкальный центр.
Пояснительная записка.
Актуальность темы здорового образа жизни в воспитании школьника вызвана большим количеством хронических заболеваний, отклонений в физическом и психическом здоровье детей. Зачастую причинами данных проблем являются курение, алкоголь, если и не самих детей, то их родителей.
Занятия по профилактике вредных привычек и стимулированию здорового образа жизни должны проводиться уже с первого класса. Неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно – психические перегрузки - перечисляя все эти факторы нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем ещё об одном, весьма существенном. Это неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья. Младшему школьнику трудно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.
Данное внеклассное мероприятие имеет цель предоставить основные знания о последствиях курения, на эмоциональном уровне формировать негативное отношение к курению, стремление к здоровому образу жизни и желание пропагандировать среди сверстников здоровые привычки.
Работа в данном направлении невозможна без системного и регулярного подхода. Представления детей по этой теме противоречивы. С одной стороны, ребята знают, что эти вещества опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как этими веществами пользуются окружающие их люди: родители, знакомые взрослые, подростки. Учитель должен систематически поддерживать и направлять позитивное представление детей о вреде курения.
Активное и непосредственное участие детей в пропаганде здорового образа жизни среди сверстников, носит большое воспитательное значение для самого младшего школьника. Так, итогом внеклассного занятия становится решение выступить перед ребятами параллельных и младших классов с последующей подготовкой спектакля. Результатом является не только формирование бережного отношения к собственному здоровью, но и воспитание активной жизненной позиции.
Ход занятия
Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим на очень серьёзную тему. В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху расцвета науки, как вы думаете, что для человека дороже всего? (Ответы детей.) Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, не сможете реализоваться в современном мире. К сожалению, у многих людей есть вредные привычки, которые пагубно действуют на их организм. К этим привычкам относится и курение.
Припомните, что вы испытываете, когда находитесь рядом с курящими людьми. (Кашель, тошнота, резь в глазах.) И это неспроста, так как в сигарете находится измельчённая трава – табак. В табаке находится яд, и название ему – никотин. Прочитайте с доски. ( На доске плакат «Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения.»
Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от 1/2. Для человека смертельная доза составляет 2 -3 капли. ( Рассказ сопровождается демонстрацией картинок. Учитель с помощью пипетки наносит на бумагу каплю воды.) 1/2 – это половина капли, 1/4 – это половина половины капли.
Ученик 1. Если перевести всё это на сигареты, то для взрослого человека одна пачка, выкуренная за один приём, смертельна, для детей – полпачки! И это было доказано множеством фактов. Например, во Франции однажды проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе - победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, остальные же участники были отправлены в больницу в тяжёлом состоянии.
Ученик 2. Маленькая девочка умерла только из-за того, что в комнате, где она спала, положили порошок – табак в связках.
Смерть может наступить даже от одной сигареты, если она выкурена впервые.
Учитель. Действительно, при первом курении у человека обычно першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, в глазах темнеет, голова начинает кружиться, тошнит… И это не случайно. Так организм человека борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда не пробуй больше!» Ну, а если за одной сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться: человек привыкает к курению, а потом уже и бросить трудно.
Сценка – диалог. ( На сцене трое курильщиков – детей.)
Курильщик 1. Ну, сколько там в нашем кармане?
Курильщик 2. На пачку хватит сигарет…
Курильщик 3. Купи скорей её в киоске,
А то терпенья больше нет.
Курильщик 1. Сейчас все курят в каждой школе.
Мы что с тобой не мужики?!
Неси скорее сигареты,
Уж надоели нам бычки!
Курильщик 2. Ты что закашлялся, братишка?
И слёзы из глаз вовсю бегут.
И губы синими вдруг стали.
Не дай бог, взрослые зайдут!
Курильщик 3. Тошнит меня и рвёт, качает,
И голова моя болит.
Не буду больше, забери их –
Я не хочу себе вредить…
Учитель. А что же происходит с людьми, которые не курят сами, но находятся рядом с курящими? Как вы думаете? ( Ответы детей.) Оказывается, эти люди, то есть мы с вами, становимся в таком случае пассивными курильщиками. Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на чистую салфетку, то на белой ткани образуется коричневое пятно. ( Показывает салфетку с пятном.) Это – табачный дёготь – яд, который содержится в дыме. Если помазать кролику уши этим дёгтем, он заболеет и умрёт. В табачном дыме обнаружено 6000 различных компонентов, 30 из которых – натуральные яды.
Ученик 3. Теперь вы сами можете сделать вывод, полезно ли курение детям. ( Ответы детей.)
Учёные в течение нескольких лет проводили наблюдение над 20 курящими и 20 некурящими школьниками. Итак, таблица. У курящих детей плохая память. Такие дети медленно соображают, быстро устают, на физкультуре не могут выполнить нагрузку, задыхаются. Они нервные и обидчивые, часто лезут в драку, неопрятны, плохо учатся.
№ Показатели Курящие Некурящие
1. Нервные 14 1
2. Снижение слуха 13 1
3. Ухудшение памяти 12 1
4. Плохое физическое состояние 12 2
5. Плохое умственное состояние 18 1
6. Нечистоплотны 12 1
7. Имеют плохие отметки 18 3
8. Медленно соображают 19 3
Частушки. 1. Коля, Коля, не кури:
Вредно для здоровья!
Лучше пей, ты, каждый день
Молоко коровье.
2. Говорили, говорили,
Чтоб мальчишки не курили,
А Андрюшка за углом
Подавился табаком.
3. Каждый день у нас Денис
Курит по полпачки.
Лучше ел бы мальчик наш
Леденцы на палочке.

4. Никотин – здоровью враг,
Учат детей в школе.
Дома папа курит так,
Что взвоешь поневоле.
5. Никотином травим всех,
Тех, кто с нами рядом.
Чтобы не было беды,
Курить бросить надо.
Учитель. Вспомните, как мы назвали наше сегодняшнее мероприятие? ( «Курить – здоровью вредить!») Почему я не написала на плакате «Курить – себя губить!» или «Курить – своему здоровью вредить!» ( Ответы детей.) Верно! Курильщик губит не только своё здоровье, но и вредит здоровью окружающих его людей, которые тоже вдыхают яд.
Притча о мудреце.
( рассказывает ученик)
В далёком прошлом, когда табак только начал своё распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар – табак. Мудрец подошёл к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдёт вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдёт в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой; как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрёт в молодости».
Учитель. Прочитайте пословицы о вреде курения. ( На доске.)
Кто сигареты поджигает, тот жизнь на годы сокращает.
Много бед от сигарет.
Кто курит табак, тот сам себе враг.
Лучше знаться с дураком, чем с табаком.
Табак уму не товарищ.
Курильщик сам себе могильщик.
Как мы можем помочь в борьбе с курением? ( Рассказать товарищам о вреде курения.) Я предлагаю попробовать выразить наш протест курению в виде запрещающих знаков. ( У детей заготовленные кружки белой бумаги, цветные карандаши. Далее – демонстрация получившихся работ.)
Будет очень полезно рассказать ребятам из других классов то, что вы узнали сегодня на занятии. А ещё интереснее, подготовить для них костюмированный спектакль. (Мнения детей. Учитель распределяет роли по сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашёл». Сценарий сказки прилагается ниже.)
Литература.
1. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
3. Полянкин Н.Я. Курение – враг здоровья. М.: Медицина, 1965.
4. Спасибо, не курю! / Сост. Н.Заикин, А.Никитин. М.: Молодая гвардия, 1990.
Приложение

«Как медведь трубку нашёл».
( Инсценировка по сказке С.Михалкова (для учащихся начальных классов.)
Действующие лица.
Рассказчик.
Медведь.
Лиса.
Волк.
Дятел.
Лесник.
Рассказчик. (медленно, напевно) Расскажу я вам, ребята, что случилось недавно в нашем лесу, а вы послушайте внимательно и подумайте хорошенько…
Потерял Лесник свою трубку, кисет с табаком да самодельную зажигалку. А Медведь их нашёл. С этого всё и началось. Стал Медведь трубку курить, изо рта не выпускает. И так он привык к этой трубке, что когда Лесников табак весь выкурил, то стал собирать в лесу сухой лист и трубку им набивать. Раньше бывало, проснётся Медведь вместе с солнышком, в траве покувыркается – разомнется, да и на реку побежит. Умоется холодной водой или искупается, а потом начнёт рыбу ловить на завтрак. Если захочет – или в малинник за малиной отправится, или мёд в дуплах ищет. А теперь…
(Появляется Медведь, идёт медленно, едва ноги волочит, головой трясёт.)
Медведь. Ой! Как трудно вставать поутру, кости ноют, голова болит, плохо что-то мне. Не пойду я никуда, лягу под кустом, отдохну немного и трубку покурю.
(Медведь опускается на пенёк. На поляну выбегает, напевая Лиса.)
Лиса. Я Лисичка – хитричка,
Всех людей я хитрей.
Обману я Медведя
И Волка, ей-ей!
Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!
Это всё пустяки!
Медведь. Здорово, Лисичка – хитричка. Где была и что делала?
Лиса. Я в крапиве пролежала,
Петуха за хвост поймала,
Сытно Волка накормлю –
Очень серого люблю!
Медведь. Хорошо тебе, Лиса… А я вот захворал – мочи нет!
Лиса. (оглядев Медведя, удивлённо).
Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы всё лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобой?
Медведь. (хрипло).
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спиться!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Лиса. (сочувствующе).
Что ж ты к Дятлу не пойдёшь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!
Медведь. Вот недельку обожду,
Станет хуже – вот пойду!
(Лиса убегает.)
Рассказчик. Прошла неделя. Прошла другая, а Медведю всё хуже и хуже. И вот однажды плетётся Медведь по оврагу, едва лапы передвигая, а навстречу ему Серый Волк.
(Появляется Волк, напевает, пританцовывает.)
Волк.В гости я иду голодный,
Съесть могу я что угодно!
Так ужасно есть хочу,
Что любого проглочу!
Чем накормят, то и съем – р-р-р,
Не побрезгаю ничем – р-р-р!
Рассказчик. Увидел Волк Медведя, да так и присел от удивления на задние лапы.
Волк. (удивлённо).
Слушай, Миша – Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалились бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?..
Медведь. (грустно, опустив голову.)
Да, хвораю…
Волк.Что с тобой?
Медведь. (нездоровым голосом.)
Я сам не знаю…
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спиться!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Пропадаю…
Волк. (взволнованно.)
И пропадёшь,
Если к Дятлу не пойдёшь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберётся, даст совет,
Да – так да, а нет – так нет!
Медведь.Завтра я к нему пойду!
Волк.А найдёшь его?
Медведь.Найду!
Рассказчик. Разыскал Медведь Дятла в лесу на сосне. Подошёл Медведь к дереву, поднял голову и говорит жалобным голосом.
Медведь.Дятел, Дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел. (внимательно глядя на Медведя, отвечает приветливым голосом.)
Ба, Топтыгину привет!
Ты здоров?
Медведь. ( хрипло.)
Видно, нет!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спиться!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Дятел.Верно, куришь, коль не пьёшь?
Медведь.Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел. ( строго.)
Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук!
Дай-ка спину! Тук-тук-тук!
Да-с! Выстукивать непросто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть!
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с… мне всё как будто ясно…
Медведь. ( испуганно.)
Не смертельно?.. Не опасно?..
Дятел. ( очень строго.)
Накопилась в лёгких копоть.
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь. ( жалобно.)
Бросить трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!
Дятел. ( очень строго.)
Выполняй-ка мой совет,
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Рассказчик. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплёлся домой. Всё лето, всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да не смог справиться со своим желанием баловаться табаком.
Наступила зима. Поехал Лесник в лес за дровами… Выбрался на поляну и видит: лежит большая ель, бурей поваленная, с огромными вывороченными корнями. А у корней – большой снежный бугор. Догадался Лесник, что это медвежья берлога. Но только вот что странно: из берлоги синий дымок вьётся. Удивился Лесник. Вытащил он Медведя из берлоги, а тот от курения так ослаб, что стоять даже на четырёх лапах не может – качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками висит, а в зубах – трубка дымит! Узнал Лесник свою трубку, вынул её из медвежьей пасти, а в берлоге кисет с зажигалкой нашёл. Спрятал Лесник находку в карман, Медведя на сани взвалил и отвёз его в город, в цирк зверей, где теперь живёт и работает наш Мишка.
Дятел.В нашем цирке есть Медведь –
Приходите посмотреть!
Смел и ловок Мишка бурый,
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой –
Самый лучший акробат!
Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой – запах дыма
Мишка чует за версту.
И, топчась на задних лапах,
Начинает вдруг реветь,
Потому что…
Рассказчик. ( детям.) Почему же Медведь начинает громко реветь, учуяв запах табака? Как вы думаете? ( ответы детей.) привычка курить едва не стоила Медведю жизни. И только случай, встреча с Лесником, спас Мишку.