Сценарий школьного мероприятия, посвященного 110-летию со дня рождения героя-поэта Мусы Джалиля (1-11 классы) на татарском и русском языках

Чистай муниципаль районы МББУ “5 нче гомуми белем м‰кт‰бе”










“Гомрем минем моSлы бер Gыр иде, _лемем д‰ яSрар Gыр булып”
Муса F‰лил иGатына багышланган
‰д‰би-музыкаль кич‰



Т™зедел‰р: 5 нче м‰кт‰пнеS татар теле k‰м
‰д‰бияты укытучылары Абдрахманова А.Г.,
Нурутдинова Р.Р, Салахова Л.Р.
















Чистай, 15 февраль 2016 ел
(€крен ген‰ музыка яSгырый)
1 нче алып баручы. Ис‰нмесез! Х‰ерле к™н, х™рм‰тле укытучылар, укучылар k‰м кунаклар! Б_ген татар халкыныS каkарман улы патриот-шагыйрь Муса F‰лилнеS тууына 110 ел. М‰кт‰бебез укучылары тарафыннан ‰зерл‰нг‰н ‰д‰би-музыкаль кич‰г‰ р‰хим итегез!

2 нче алып баручы. Добрый день, уважаемые учителя, дорогие дети! Начинаем литературно-музыкальный вечер, посвященный 110-летию со дня рождения героя-поэта Мусы Джалиля.

1 нче алып баручы. Иксез-чиксез Оренбург далаларында Мостафа исемле ‰лл‰ ни зур булмаган татар авылы бар. Шушы авылда 1906 нчы елныS 15 нче февраленд‰ урта х‰лле крестьян Мостафа F‰лилов гаил‰сенд‰ алтынчы бала туа. АSа Муса дип исем кушалар.

2 нче алып баручы. В холодный зимний день в селе Мустафино Оренбургской области в семье Мустафы абый и Рахили апа появляется на свет маленький Муса. С детства он был очень подвижным, жизнелюбивым: любил играть, смеяться, ходить в лес, купаться в озере. В 6 лет с братом Ибрагимом начинает учиться в медресе. Очень способный Муса быстро переходит из класса в класс, подрастает...

1 нче алып баручы. Муса кечкен‰д‰н _к бик шук булып _с‰. Киндер ыштан киеп, кызыл сатин к_лм‰ген Gилферд‰теп, G‰йл‰р буе ул авыл урамында чабып й™ри. Г‰_д‰г‰ артык зур т_гел, шомырт кара к_зл‰ренд‰ ниндидер мутлык бел‰н шаян очкыннар ч‰чел‰. МусаныS беренче укытучысы Габдулла Усманов ист‰лекл‰ренн‰н:

Укытучы чыга: (10 нчы сыйныф укучысы)
...Гар‰п х‰рефл‰ренеS к_пчелеген Муса м‰кт‰пк‰ килг‰нд‰ _к бел‰ иде инде... Х‰тере дис‰S, ис китм‰ле. АвызыSнан чыккан k‰р с_зеSне йотып бара. АныS классташлары ‰ле яSа гына ‰лифне ятлап азапланалар, ‰ Муса инде шактый шома итеп укый k‰м яза... Бер ай да узмады, _з ишл‰рен нык узып китте. Шуннан аны икенче класска к_черерг‰ туры килде.
...Тагын ай ярым да узмагандыр, карыйм, бу малайга икенче класс материалы да артык GиSел. Бирг‰н эшл‰рне тиз ген‰ эшл‰п куя да минем ™ченче класска с™йл‰г‰н с_зл‰рг‰ колак салып утыра. Бер‰р укучы м‰сь‰л‰сен чиш‰ алмый утырса, Муса аSа ярд‰м кулы сузарга тырыша. Шулай итеп, уку елыныS урталарында инде ул ™ченче класска к_чте, ‰ язга м‰кт‰пнеS барлык д_рт классын т‰мамлап чыкты.
К_пме еллар укытучы булып эшл‰дем, ‰мма башка андый х‰лнеS булганын х‰терл‰мим...

2 нче алып баручы. В те годы все четыре класса сельского мектебе занимались в одной комнате. Впереди сидели ученики первого класса. Во втором ряду второклассники, затем третий и четвертый классы. Учитель обычно давал задания одному классу, потом другому, одновременно занимаясь со всеми четырьмя классами. Прошло примерно полтора-два месяца, и учитель стал замечать, что Мусе скучно с одноклассниками. Он быстро научился читать, писать и считать, то и дело поднимал руку, когда Габдулла-эфенди задавал вопросы второму ряду. Учитель решил пересадить Мусу на второй ряд, к второклассникам. Вскоре, однако, Муса догнал и второклассников и уже тянул руку, когда давали задания ученикам третьего класса. Учителю не оставалось ничего другого, как пересадить мальчика на третий, а затем и на четвертый ряд. Так за один учебный год Муса закончил четыре класса!

1 нче алып баручы. 1919 елныS к™зе... Муса Кызыл АрмиянеS GиS_ен тел‰п эшче-крестьян яшьл‰рен Кызыл Армия сафларына чакырып акларга каршы н‰фр‰т тулы шигырьл‰рен яза. Дошманга н‰фр‰т k‰м _ч тойгысы бел‰н сугарылган “Б‰хет” шигыре «Кечкен‰ F‰лил» имзасы бел‰н газетада басылып чыга.

2 нче алып баручы. Очень способный Муса с детства сочиняет стихи. В 13 лет его стихотворение под названием «Счастье» было напечатано в газете. Сейчас вы его услышите в исполнении ученика __ класса _____.

“Счастье”
Если б саблю я взял, если б ринулся с ней, Красный фронт защищая, сметать богачей, Если б место нашлось мне в шеренге друзей, Если б саблей лихой я рубил палачей, Если б враг отступил перед силой моей, Если б шел я вперед все смелей и смелей, Если б грудь обожгло мне горячим свинцом, Если пуля засела бы в сердце моем, Если б смерть, не давая подняться с земли, Придавила меня кулаком, - Я бы счастьем считал эту гибель в бою, Славу смерти геройской я в песне пою. Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход! Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

2 нче алып баручы. Около деревни Мусы растилается сказочно красивый лес. Маленький Муса очень любил слушать голоса птиц. Печальный голос кукушки запомнился надолго и позднее поэт напишет стихотворение об этой птице - “К_ке” («Кукушка»). Почему же так тоскует эта птица? Об этом нам расскажет ученица __ класса _____.

(Аудиозапись “Кошлар тавышы”) «К_ке» шигыре
Калын урманда, гел кичк‰ каршы,
Ишетел‰ моSлы бер кош тавышы
- К‰кк_к, к‰кк_к, к‰кк_к!
Ул салмак кына кабатлый шуны,
Шул аныS Gыры, шул аныS моSы:
- К‰кк_к, к‰кк_к, к‰кк_к!
Ул ялгыз яши, чыгармый бала.
Мен‰ шунлыктан ямансу аSа:
- К‰кк_к, к‰кк_к, к‰кк_к!

1 нче алып баручы. Муса F‰лил балалар ™чен бик к_п шигырьл‰р язган. Х‰зер ___ сыйныфы укучысы _____ башкаруында М.F‰лилнеS “С‰гать” шигырен тыSлап _т‰рбез.

2 нче алып баручы. До войны Джалиль был редактором детского журнала. Он очень любил свою дочь Чулпан, детей и много писал для них. В исполнении ученицы ____ класса _____ вы услышите стихотворение Мусы Джалиля “Первый урок”.

“Беренче д‰рес” шигыре

Без бу ел гына
М‰кт‰пк‰ килдек.
АSарчы kаман
Бакчада идек.

М‰кт‰п ™р-яSа,
Анда парталар,
Алар к_Sелне
Эчк‰ тарталар.

Кулыбызда безнеS
ЯSа ‰лифба.
Мен‰ монсы “а”,
Мен‰ монсы “ба”.
Без х‰рефл‰рд‰н
С_зл‰р ясыйбыз,
Шуннан соS Gырлап
Укый башлыйбыз:

Ат,
ата,
арта,
Ат арба тарта.
Ата, аналар
Атта баралар.

Нинди зур б‰хет,
Нинди _зг‰реш!
Бигр‰к к_Sелле
Беренче д‰рес!

2 нче алып баручы. Ученицы ___ класса _______ и ________ покажут и расскажут вам

Стихотворение « Храбрый заяц» Перевод Б. Сулимого
Заяц в сугробе, продрогший сидит,
Уши обвисли, и хвостик дрожит.
Ну-ка возьми его, в школу с собой.
Чтобы в тепле, отогрелся косой.
Заяц, однако, был вовсе не трус,
Глянул сердито “Без Вас обойдусь!”
Прыгнул – и только, следы на снегу:
Сам отогреюсь – в лесу на бегу!
Где же ты, заяц?
По лесу бегу!
Где ты, смельчак?
Обгоняю пургу!
Где ты, ау?
Средь зеленых лугов!
Где ты, ау?
Среди желтых песков!
Дальнего мы не боимся пути,
Храброго зайца хотим мы найти!

1 нче алып баручы. € _____ сыйныф укучысы ______ сезнеS ™чен Муса F‰лилнеS “Яз” исемле шигырен ‰зерл‰п килг‰н.

«Солдатлар» Gыры яSгырый
2 алып баручы. В 1941 году Муса Джалиль ушёл на фронт, был в первых рядах. В бою Муса получил ранение в грудь и попал в плен в бессознательном состоянии. Об этом несколько лет ничего не было известно, его считали без вести пропавшим.

«Прости, родина!» перевод И. Френкеля (“Кичер, илем!” шигыре) исполняет ученица _____ класса _______

Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жарком бою.

Кто посмеет сказать, что я тебя предал?
Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?
Волхов – свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не берег.

Судьба посмеялась надо мной:
Смерть обошла – прошла стороной.
Последний миг – и выстрела нет!
Мне изменил
мой пистолет...

Что делать?
Отказался от слова,
От последнего слова друг-пистолет.
Враг мне сковал полумертвые руки,
Пыль занесла мой кровавый след...

2 нче алып баручы.  Начались его скитания по фашистским тюрьмам. Чтобы продолжать борьбу с врагом, он вступил в легион «Идель-Урал», который создавали немцы. На оккупированной немцами территории Муса организовал группу подпольщиков среди легионеров и устраивал неоднократно побеги военнопленных. Все круги ада прошёл Муса Джалиль в заточении и ни разу не поступился человеческим достоинством, и ни на одну минуту не пал в отчаянии. Послушайте стихи, обращенные к дочери Чулпан. Муса обещал приехать на день рождения дочери с подарками, с Победой. Но сам не смог приехать, а подарил только Победу.

1 нче алып баручы.  “Чулпанга” исемле шигыренн‰н ™зекне ____ сыйныфы укучысы ______ башкара.

Постта торып б_ген таS аттырдым,
Чулпан йолдыз калыкты, нурланып.
Чулпан кызым шунда к_з алдыма
Килеп басты, сузып кулларын.
Китк‰н чакта, кызым, ниг‰ шулай
К_зл‰рем‰ ‰рнеп карадыS?
СиздеSмени ‰тк‰S й™р‰генеS
СинеS янда ™зелеп калганын?
СиздеSмени синн‰н аерылуныS
^лем т™сле ачы булганын?..
СиздеSмени синн‰н аерылганга
€тк‰S к_Sеле шулай тулганын?..
Т‰р‰з‰д‰н озак карап бардым,
Ш‰_л‰S торды к_зем алдында.
Син янгансыS ик‰н йолдыз т™сле,
НурыS сибеп гомрем таSында.

2нче алып баручы. Верность Родине - ключевые слова в «Моабитской тетради». Нет выше счастья - быть честным сыном земли, подарившей устеленные луга, первую любовь и горькие расставания, жизнелюбие – вот что в нем поражает нас. В самых трагических его стихах есть выход к надежде, к свету и тут же пишутся юмористические строки, Трудно поверить, что брызжущие весельем стихи написаны под топором палача.

“Звонок”, перевод Л. Пеньковского в исполнении ученика ___ класса ____________

Однажды на крыльце особняка Стоял мальчишка возле самой двери, А дотянуться пальцем до звонка Никак не мог - и явно был растерян. Я подошел и говорю ему: «Что, мальчик, плохо? Не хватает роста?.. Ну, так и быть, я за тебя нажму. Один звонок иль два? Мне это просто».
«Нет, пять!» Пять раз нажал я кнопку. А мальчик мне: «Ну, дяденька, айда! Бежим! Хоть ты большой смельчак,
а трепку Такую нам хозяин даст – беда!»

1 нче алып баручы. 1943 елныS августында гестапо F‰лил оешмасыныS эзен‰ т™ш‰. Шагыйрь k‰м аныS 11 ипт‰ше т™рм‰г‰ ташлана, т™пле G‰залауларга дучар ител‰. €мма Моабит т™рм‰сенеS “таш капчыгы”нда М.F‰лил шигырьл‰р язуын д‰вам ит‰.

(Нури Арсланов с_зл‰ре, Р™ст‰м Яхин к™е. “Унике батыр турында баллада” Gыры яSгырый)

1 нче алып баручы. 1944 елныS 7 февраленд‰ Дрезденда х‰рби суд G‰лилчелерне _лем G‰засына х™кем ит‰. Шушы елныS 25 августында Муса F‰лил k‰м аныS 11 к™р‰шт‰ше G‰залап _терел‰. Мен‰ алар - G‰лилчел‰р: Фуат Булатов, Абдулла Батталов, С‰лим Бохаров, Зинн‰т Х‰с‰нов, €хм‰т Симаев, Гариф Шабаев, Фуат С‰йфелм™леков, €х‰т Атнашев, Муса F‰лил, Абдулла Алиш, Гайнан Кормаш.

Укытучы ( музыка д‰вам ит‰)
“Моабит д‰фт‰рл‰ре”- шартлы исем. Моабит т™рм‰сенд‰ язылганга к_р‰, шулай аталган. ШагыйрьнеS барлыгы 93 шигыре туган илг‰ кайткан.
1946 нчы елда т™рле катлаулы юллар аша М. F‰лилнеS беренче шигырьл‰ре Казанга кайтып Gит‰.
Икенче “Моабит д‰фт‰ре”н 1947 нче елда Бельгияд‰ яш‰_че Андре Тиммерманс совет илчелеге аша М‰ск‰_г‰ Gиб‰р‰. 1953 нче елда М. F‰лил шигырьл‰ре д™нья к_р‰.
Каждый год 15 февраля, в день рождения Мусы Джалиля, в Государственном музее РТ выставляются подлинники «Моабитских тетрадей». С каким волнением и сердечным трепетом рассматривают посетители эти крохотные, размером с детскую ладошку, блокнотики с пожелтевшими от времени страницами! Ведь они хранят тепло рук поэта, жар его сердца. До нас дошло 93 стихотворения, Это, конечно, далеко не все. Десятки стихотворений и поэма не найдены. В 1953 году на страницах «Литературной газеты» впервые была напечатана подборка из “Моабитских стихов” Джалиля.

2 нче алып баручы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А еще через год ему была присуждена Ленинская премия за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”. Джалиль был и остается единственным писателем в нашей стране, удостоенным этих двух высших наград.

(“Б™ек шагыйрь Муса F‰лил” исемле Gыр аудиоязмасы яSгырый)

1 нче алып баручы. €йе, Муса F‰лил Советлар Союзы Герое, татар халкыныS каkарман улы. АныS исеме м‰Sгел‰штерелде: ТатарстанныS k‰р ш‰k‰ренд‰ Муса F‰лил урамы бар.

2 нче алып баручы. В 1972 году астрономом Т.Смирновым была открыта малая планета – астероид, которая была названа “Джалиль” в честь героя-поэта.

1 нче алып баручы. Существуют музеи М. Джалиля в деревне Карадуган Балтасинского района, в родной деревне Мустафино Оренбургской области. В Казани работает квартира-музей М. Джалиля.

2 нче алып баручы. В 1966 году на площади перед Казанским Кремлем был открыт величественный памятник, созданный архитектором Л.Голубовским совместно со скульптором В.Е.Цигаль. Каждый год 25 августа в 12 часов сюда стекается народ, возлагаются цветы.

1 нче алып баручы. Памятники Мусе Джалилю есть в таких городах, как Альметьевск, Мензелинск, Нижневартовск (открыт 25 сентября 2007 года), Набережные Челны, Оренбург (22 июня 1996 г.), в с. Мустафино (15 февраля 1976 года), в с. Асекеево Оренбургской области (28 октября 2005 года).

2 нче алып баручы. 24 августа 2012 года в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в районе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был торжественно открыт памятник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Автор памятника - заслуженный художник России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В этом году наша школа начала сотрудничать с московской гимназией, котора носит имя поэта-героя Мусы Джалиля.

1 нче алып баручы. В октябре [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. в экспозицию музея [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Берлин) вошёл стенд, посвящённый двум [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] писателям  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

2 нче алып баручы. На воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия) установлена мемориальная доска.

1 нче алып баручы. В столице нашей республики – Казани работает Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М. Джалиля.

2 нче алып баручы. Именем Мусы Джалиля назван посёлок в Республике Татарстан.

1 нче алып баручы. В Атнинском, Апастовском, Тукаевском, Сармановском, Мензелинском районах есть хозяйства, которые носят имя поэта.

2 нче алып баручы. Его именем назван кинотеатр в Нижнекамске, а также библиотека города Ижевск. 

1 нче алып баручы. Образ поэта описан в стихах, прозе, драматических произведениях.

2 нче алып баручы. Композитор Назиб Жиганов сочинил оперу “Джалиль” (либретто А.Файзи).

1 нче алып баручы. На студии “Ленфильм” снят художественный фильм “Моабитские теради”.
(М. F‰лил с_зл‰ре, С. С‰йд‰шев музыкасы. “Fырларым” Gыры яSгырый)

2 нче алып баручы. Имя Мусы Джалиля золотыми буквами написано на страницах истории человечества. Его имя веками будет гореть в сердце народа. И наше поколение тоже будет гордиться своим героем.
1 нче алып баручы. ^з исемн‰рен _лемсез иGаты бел‰н д‰, батырларча _леме бел‰н д‰ м‰Sгел‰штерг‰н шагыйрьл‰р к_п т_гел. Муса F‰лил бел‰н ‰ле кил‰ч‰кт‰ татарныS бик к_п буыны горурланыр. Дуслар, шуныS бел‰н кич‰без ахырына якынлашты. Без сезнеS бел‰н саубуллашабыз. Игътибарыгыз ™чен р‰хм‰т!

2 нче алып баручы. На этом наш вечер подошел к концу. Спасибо за внимание!












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15