Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции,
посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
«Страницы мятежной жизни»
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.
Выходят ведущие.
Ведущий:
27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
“Погиб поэт, невольник чести”
Ведущий:
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ведущий:
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
Видеоклип романс “Парус”.
В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.
Ведущий:
Я сын страданья. Мой отецНе знал покоя по конец.В слезах угасла мать моя.От них остался только я.
Ведущий:
Ужасная судьба отца и сынаЖить разно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметь.На родине с названьем гражданина.
Ведущие:
Родился Лермонтов в Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, Пензенской губернии.
Чтец (Звучит мелодия Сен-Санс “Лебедь”)
И вижу я себя ребенком, и кругомРодные все места: высокий барский домИ сад с разрушенной теплицей;Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,А за прудом село дымится – и встаютВдали туманы над полями.В аллею темную вхожу я; сквозь кустыГлядит вечерний луч, и желтые листыШумят под робкими шагами.
Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.
Тихо звучит мелодия Бетховена “К Элизе”.
Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.
Ведущий:
Из воспоминаний поэта:
“Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.
Видеоклип “Казачья колыбельная”.
Ведущий:
Стихи Лермонтов начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Всего им было написано 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.
Ведущий:
В 1831 году Михаил Юрьевич поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Марш из музыки Свиридова к повести Пушкина “Метель”.
Ведущий:
В 1837 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.
Чтец:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Ведущий:
Звучит “Лунная соната”.
Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Чтец:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив...
Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Ведущий:
Военный министр Чернышев графу Бенкендорфу:
“Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк”
Этот полк был расквартирован тогда на Кавказ, неподалеку от Тифлиса..
Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.
Чтец: (на фоне музыки)
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!..
Им сердце в чувствах даст отчет;
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит;
Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы..
Грузинская мелодия («Тебе, Кавказ!»)
Чтец:
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
Еще ребенком, чуждый и любви
И дум честолюбивых, я беспечно
Бродил в твоих ущельях, грозный, вечный,
Угрюмый великан, меня носил
Ты бережно, как пестун, юных сил
Хранитель верный, [и мечтою
Я страстно обнимал тебя порою.]
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака.
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа.
Ведущий:
По дороге на любимый Кавказ, поэт задержался в Москве, которая готовилась к празднованию 25-летия Бородинского сражения, так появилось «Бородино».
Чтец:
«Бородино» (отрывок)
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Ведущий:
Звучит полонез Огинского.
В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.
Чтец: (на фоне музыки)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Ведущий:
Его думы обращены к Москве, к городу, в котором он родился.
Начинает звучать мелодия.(«Хованщина»)
В своем знаменитом сочинении, написанном на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете, он так говорит о Москве:
“Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча.
Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке.. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.
Чтец:
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин*
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Звучит музыка Моцарта, симфония № 40.
1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.
Ведущий:
(из письма Лопухиной):
“Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной.
А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всюду приглашают”.
Ведущий:
Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.
“И скучно, и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды”
Видеоклип. Звучит стихотворение.
Вальс. Танцующие.Сцена из “Маскарада”.
Ведущий:
1840 год.
В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:
Ведущий:
“Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.
Ведущий:
Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.
На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.
Чтец: (на фоне музыки)
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Ведущий:
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.
Сценка.
Дама Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов У меня нет причин веселиться, сударыня.
Дама Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов Простите, у меня дурные предчувствия.
Дама Вам нездоровится?
Лермонтов Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа
Лермонтов Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов Новое? Извольте!
Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.
Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений,
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! я им не дорожил.
Ведущий:
Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.
Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов приболел и решил подлечиться на водах в Пятигорске. Там появляются стихотворения «Сон», «Пророк» и другие.
Чтец: (на фоне музыки)
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир, в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей
Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:
“Собралось к нам несколько дам и мужчин. Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом.
Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!»
Ведущий:
Ссора произошла 13 июля 1841 года.
Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза.
Видео (дуэль ) «Лермонтов» - 1943г
Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
Чтец.
Камни шепчутся возмущенно: Как стерпели друзей сердца?Как оставили не отмщенной Благородную кровь певца?Почему же никто от имени Оскорбленных людских сердецНе сумел возвратить МартыновуТот проклятый его свинец?
Вереницей идут года, И не видно их черты конечной.Лермонтов Он с нами, навсегда.В строй живых записан он навечно!Это жизни дни его вернулись, Он в нее хозяином вошел.Именем библиотек и улиц,Пароходов, институтов, школВ книгах трудным временем проверен,В ярком блеске добрых смелых глазОн – живой, - не памятником в сквере Вновь и вновь рождается для нас!
15