Педагогический проект Использование интерактивной доски на различных этапах урока
Добрый день уважаемые члены жюри и гости мероприятия.
Вашему вниманию я предлагаю педагогический проект «Использование интерактивной доски на уроках Технологии. Обслуживающий труд как средство реализации ФГОС». Свое выступление я хочу начать с цитаты профессора Николая Ивановича Мирона «Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия». Речь моего выступления пойдет о применении интерактивной доски на различных этапах урока.
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии, которые дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.
Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Применение интерактивной доски в процессе обучения на уроках обслуживающего труда позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
У каждого ученика сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не требуется, дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
Все вышесказанное обусловило актуальность использование интерактивной доски в процессе обучения в школе.
Интерактивная доска – это доска, на которую проецируется изображение, причем она используется как сенсорный экран.
В процессе обучения ИД использую:
как обычную доску для работы в классе;
как демонстрационный экран
как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения.
На уроках Технологии я стараюсь по мере возможности использовать интерактивную доску. Так как она отсутствует в кабинете «Технологии», поэтому некоторые уроки проходят в кабинете Информатике. В связи с отсутствием ЭОР по предмету в сети интернет приходится создавать их самой, в отличие от других учебных предметов.
Созданные мной ЭОР я применяю на разных этапах урока.
1. Во время приветствия обучающихся на экране проецируется слайд с перечисленными принадлежностями, которые должны быть у каждого. При проверки готовности на экране при помощи специального маркера отмечается количество детей у которых отсутствуют те или иные принадлежности. Данный прием способствует улучшению дисциплины, приучает учеников к ответственности и аккуратности.
2. На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Проверка знаний может осуществляться следующим образом. На экране демонстрируется слайд с названием теста, который способен проверить знания полученные учеником на предыдущем уроке, а так же определить выполнил ли ученик устное домашнее задание. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. При построение ЭОР на данном слайде формируется вложение, которое запускается на ИД. При помощи её функции, ученик отвечает на вопросы теста в режиме реального времени без возможности подсмотреть или списать, программа автоматически считает количество правильных и неправильных ответов, вычисляет процент и выставляет оценку в соответствии с процентом выполнения работы. С учетом специфики преподаваемого предмета во время урока у учителя есть возможность провести тестирование во всем классе. Так же на данном этапе ИД можно использовать как экран для выведения текста домашнего задания, где можно выявить статистику выполнения домашнего задания в классе, что можно так же использовать на родительских собраниях, как наглядный материал.
3. Применение интерактивной доски на этапе мотивации повышает интерес обучающих к изучению материала, так как ученики уже с начала урока сами работают с ИД, выполняя поставленные учителем задачи. При мотивации обучающихся 6 класса по теме «Волокна натурального происхождения» я предлагаю ученикам изображение с видами происхождения волокон: изображены виды, которые мы проходили в 5 классе и которые предстоит изучить на данном уроке. С первыми двумя картинками ребята легко справляются, по двум другим они стараются предположить. После изучения темы урока предлагается еще раз выполнить задание. Используя ИД на данном этапе, учащиеся получают высокую мотивацию к изучению.
4. На этапе формирования темы ИД может использоваться для выведения задания, выполняя которое ученики могут предположить тему урока. Задание может быть в виде кроссворда или ребуса, которые ребята делают в реальном времени и сами записывают правильные ответы при помощи маркера. В ходе отгадки кроссворда обучающиеся могут получить какое - то главное слово, которое является главным объектом изучения, или набор терминов, которые затрагивает тема урока.
5. Для изучения нового материала ИД используется как интерактивный инструмент. При изучении темы в 6 классе «Волокна натурального происхождения» на экран выносятся записи с определениями понятий. В результате объяснения и работы с учебником ученики дописывает определение. Далее воспроизводится приготовленный на слайде видеоролик «Шерсть» в программном обеспечении ИД. При помощи её функции воспроизводимый ролик может быть остановлен прикосновением к экрану, для демонстрации наглядного материала. В ходе дальнейшего изучения материала урока ученикам предлагается поработать с учебником и заполнить предложенную таблицу, которая в отличие от меловой доски ровно начерчена. Более того у обучающихся появилась возможность ввести текст в колонки таблицы при помощи функции экранной клавиатуры. При изучении тем шитья на ИД можно представить формулы расчетов, а так же более эстетично строить различные чертежи.
При изучении темы «Расходы семьи» в 8 классе, обучающимся предлагается построить и заполнить графы таблицы. Её можно модифицировать в режиме реального времени, т. е. разделять, добавлять ячейки. Ребята могут проанализировать и безошибочно законспектировать содержимое таблицы.
6. На уроках технологии для закрепления материала применяются практические или лабораторные работы. Для их проведения ИД становится незаменимым помощником.
На ИД проецируется задание практической или лабораторной работы, устанавливается время проведения работы и запускается функция «Таймер, с установлением определенного времени», так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом. Таймер является хорошим мотиватором выполнения работы без отвлечения на посторонние вещи, что улучшает и качество знаний, и дисциплину на уроке. Использование данной функции применимо ко всем возрастным группам учеников.
7. На этапе записи домашнего задания ИД в основном используется как демонстративный экран, но для разъяснения отдельных элементов задания могут применять маркер для записи и другие различные функции ИД.
8. На этапе рефлексии ИД используется как демонстрационный стенд на котором, отмечаются, что было, трудно, что легко, что понятно или непонятно на уроке, для дальнейшего разрешения возникших трудностей.
Кроме использования ИД на уроках, я применяла ее при написании исследовательского проекта с ученицами 5 класса. Доска применялась как инструмент для редактирования документов в режиме мозгового штурма, а так же для определения структуры отдельных слайдов презентации, в результате девочки очень увлеченно работали и занимались с доской, что позволило занять первое место на конференции.
Из рассказанного мною о применении ИД на уроках Технологии можно сформулировать основные преимущества использования ИД в образовательном процессе:
для преподавателей она позволяет:
объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
рисовать и делать записи поверх любых приложений;
сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия;
использовать различные стили, средства и методы обучения;
Вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;
Улучшает темп и течение урока.
для учащихся:
Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
Легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
НО в процессе использования интерактивной доски возникают такие ироблемы и ограничения применения технологии как:
Недостаточный уровень образованности в сфере использования интерактивной доски.
Большие временные затраты на разработку ЭОР для урока.
Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не всегда можно найти верное решение проблемы.
Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
При определении качества результатов использования ИД были проведены сравнения в двух шестых классах. В одном классе (1) урок был проведен с использованием ИД, а в другом (2) был проведен обычный урок. По окончании изучения темы был проведен тест на знание материала. Результаты оказались поразительными, но очевидными. Тест показал, что в классе с применение ИД проверочную написали в основном на 5 (5 – «5» и 1 – «4»), в классе без применения ИД по результатам не было ни одной 5. (4 – «4», и 3 – «3»). Проанализировав представленные результаты, мы видим, что при проведении урока с использованием ИД качество знаний обучающихся повышается, к чему и стремится каждый педагог.
Подводя итоги выступления мне бы хотелось отметить:
Использование интерактивной доски на различных этапах урока «Технология. Обслуживающий труд» позволяет учителю использовать ИД не только, как экран, но и как интерактивный инструмент.
Используя ИД на уроках, у детей развивается и повышается ИКТ – компетентность, которую требует ФГОС. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, а так же повышается самооценка.
Свое выступление я заканчиваю китайской пословицей:
«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь».