симфония урокаТема: «Использование интерактивной доски на различных этапах урока»



Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Курского муниципального района Ставропольского края
III открытый педагогический фестиваль
«Симфония урока»
Номинация «Информационные технологии».
Тема: «Использование интерактивной доски на различных этапах урока»

Выступление учителя
начальных классов первой квалификационной
категории
МОУ СОШ №8
Сергачевой Аллы Петровны
с. Русское
2014г
-3503713181800
Тема: «Использование интерактивной доски на различных этапах урока»


А.П. Сергачёва
МОУ СОШ № 8 с.Русское, учитель начальных классов


«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь» (В.О. Ключевский).
Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения . Доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Традиционная школьная доска уже не справляется с новыми функциями. Новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации, требуют от учителя другого подхода. За последние 2 года в кабинетах нашей школы появилось много нового оборудования, в том числе компьютеры и интерактивные доски. Учителя получили прекрасную возможность сделать свои уроки более наглядными и эффективными.  Использование на уроках готовых интерактивных упражнений дает возможность:
увеличить темп урока; сосредоточить и удерживать внимание школьников;
управлять демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов, сохранять или не сохранять записи прямо на слайде);
повысить мотивацию учащихся и эффективность усвоения учебного материала;
В процессе обучения использую ИД:
1)как обычную доску для работы в классе (только мел заменён электронным карандашом или пальцем);
2)как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
3) как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
В своей педагогической деятельности использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на Федеральном уровне. Материалы ЭОР для уроков литературного чтения, окружающего мира, русского языка беру на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/, Имеющиеся электронное сопровождение и разработанные авторским коллективом электронные ресурсы к учебникам образовательной системы «Гармония» на сайтеhttp://www.umk-garmoniya.ru/, а так же программа CoolTest,  помогают быстро проверить знания учащихся 1-4 классов по всем предметам. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Выход в интернет, применение ЭОР, различные формы контроля с помощью тренажеров – позволяют привлечь внимание детей к процессу обучения, повышают мотивацию.
Интерактивная доска – уникальное техническое средство, с помощью которого можно создавать живые, интересные, яркие, насыщенные, интерактивные уроки русского языка и литературы, позволяющие активизировать деятельность учащихся.
В январе 2012 г. в нашем классе была установлена интерактивная доска в комплекте с новым компьютером и проектором. Первоначально, конечно, возникло много вопросов: как это чудо техники работает, чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Что теперь изменится в моей подготовке к урокам? Самостоятельно изучив возможности доски, я пришла к выводу, что наличие доски в классе не делает урок развивающим и интересным, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Для эффективности учебного процесса, прежде всего, важен подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. И началась творческая работа по созданию различных развивающих упражнений для уроков с помощью ПО, подходящего для этой модели ИД. Доска реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Чтобы подготовить материал для урока  – это большая подготовительная работа учителя. Но особенно удобно, что весь подготовленный материал останется в памяти компьютера, и его можно использовать при повторении и при работе с другими темами.
Ученики моего класса  владеют приёмами работы с доской.   Очень часто я заранее распечатываю упражнения учебника или дополнительные задания. Выношу их на экран доски, и мы проводим разбор упражнения не по учебнику, а на интерактивной доске. В процессе этой работы я могу владеть вниманием всего класса, могу показать на экране доски наиболее важные моменты задания, которое затем ученики выполняют самостоятельно.
Но нельзя забывать, что по санитарным нормам интерактивная доска на уроке  в начальной школе должна работать не более 15- 20 минут. Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Я применяю компьютер с интерактивной доской на следующих этапах процесса обучения: 
1. Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения нового материала на уроке окружающего мира по теме «Зрение». Теоретический материал урока можно представить в виде схем, таблиц. Работа с таблицей может быть разной: ученики устно могут работать над схемами и таблицами, кроссвордами на уроках повторения, выделять главное цветными карандашами, заполнение граф таблицы и т.д.
2. Интерактивная доска удобна при работе с текстом. Текст заранее готовится на странице интерактивной доски и используется для разного анализа. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания или удобно выполнять все виды грамматического разбора. Интерактивную доску применяю при работе с деформированным текстом. Из разбросанных слов составить словосочетания или предложения – любимые задания слабоуспевающих учеников. Им интересно перетаскивать слова с помощью лазерной ручки и такие задания надолго останутся у них в памяти. Такое же применение имеет ручка и на уроках математики.
3. Интересно применять функцию «стёрки» при самопроверке или взаимопроверке домашнего задания. Ученик отвечает на записанный вопрос или вставляет букву, и тут же стирает знак, за которым спрятан правильный ответ, тем самым проверяя себя. Здесь она помогает выявить уровень знаний учащихся; устранить типичные ошибки; провести индивидуальную работу. 4. Можно воспользоваться таким инструментом, как шторка, закрыть запись, а открыть её в момент проверки. Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме работы обязательно запомнятся даже слабоуспевающему ученику. Такая форма работы помогает восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий. 
5. При объяснении некоторых тем по литературе материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, иллюстраций, которые заранее были вложены на интерактивную доску. После таких уроков дети становятся активнее, появляется интерес к творчеству писателя и поэта. Использование ИД на этом этапе урока помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, включить их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. 
6. Хороший помощник интерактивная доска на уроках развития речи. Наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память. При написании сочинения можно демонстрировать репродукции картин известных художников.  7. На уроках рисования активно используем функцию проигрывания, тем самым учу детей рисовать. И конечно на каждом уроке подводим итоги знаний с помощью рефлексии. На которой можно проследить, как уч-ся усвоили материал.
8. Пользуясь сборниками тестов, презентациями, тренажёрами, можно создать огромное количество подобных упражнений по всем изученным разделам.  9. Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий, например, КВНов по предметам, лингвистических викторин, интерактивных игр. Использование ИКТ во внеклассной работе помогает сделать классные часы «живыми», наглядными. Просмотр презентаций о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя, видеоряд об ужасных проявлениях СПИД, никого не оставит равнодушным.  Таким образом, использование доски позволяет учителю сделать объяснение материала ярче и увлекательнее. Все действия учителя на доске завораживают учащихся, дети не отвлекаются на таких уроках,  ребята стали собранными, внимательными. Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать доску постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.
В заключение хочется сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования только для учителей  ищущих, любящих осваивать новое, для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он соответствует требованиям  времени.
Интернет-ресурсы
http://www.umk-garmoniya.ru/http://school-collection.edu.ru/