Комплект уроков по физике по теме «Электромагнитные колебания» для 11 класса
Комплект уроков физики в 11 кл (Теория электромагнитных колебаний). с использованием мультимедийного сопровождения и электронных пособий (система программ 1С:образование 3.0 ; курс “Открытая физика 2.5”)
Тема: “ Электромагнитные колебания и волны”
(Теория электромагнитных колебаний)
Автор: Иванов Руслан Николаевич
МАОУ СОШ № 1
Ст.. Калининской Калининского района
2013-2014 уч. год.
Тема изучается на основе календарно-тематического планирования уроков физики в 10-11 классах на базовом уровне при 3 ч в неделю, составленного по программе “Физика для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор программы П. Г. Саенко. Москва “Просвещение” 2005 г (стр..98)
Методические рекомендации.
Тема “Электромагнитные колебания и волны” с использованием указанной программы представлена тремя логически связанными блоками. В первом блоке рассматривается, согласно таблице(1),теория электромагнитных колебаний
Каждая часть относительно замкнута, хотя изучается одна группа явлений. Систематизацию и обобщение знаний можно проводить по выделенным частям.
Это позволило создать комплект уроков для изучения первого блока с использованием мультимедийного сопровождения и электронных пособий.
Необходимо иметь ввиду, что в данной разработке сделана попытка синтеза всех преимуществ мультимедийных презентаций и электронных пособий с теми методическими рекомендациями, которые имеются по данной теме (см, например, А Т Глазунов, И И Нурминский, А А Пинский Методика преподавания физики в средней школе Электродинамика нестационарных явлений Квантовая физика пособие для учителя под редакцией А А Пинского Москва «Просвещение» 1989; «Научные основы школьного курса физики» /под ред. С. Я. Шамаша, Э. Е. Эвенчик. –М.,1985.; Ю А Сауров Физика в 11 классе Модели уроков Книга для учителя Москва «Просвещение» 2005; программы общеобразовательных учреждений физика 10-11 классы Москва «Просвещение» 2005).
Согласно рекомендациям авторов курса “Открытая физика 2.5”, все виды учебной деятельности с использованием лабораторий Института можно условно разделить на следующие категории:
1. Исследование явления на качественном уровне.
Ученик “наблюдает явление”. Это значит, что он должен выделить наиболее существенные особенности этого явления и дать (или быть готовым дать) его научное описание в устной форме, в тетради или на компьютере.
Ученик “исследует явление”. Это значит, что он проводит наблюдение первого явления, меняя параметры и начальное состояние системы.
2. Исследование на количественном уровне.
Ученик “измеряет”. К тому, о чем говорилось в предыдущем пункте, добавляются конкретные измерения.
Ученик “устанавливает количественную зависимость”. Зависимость можно представить в виде таблицы, графика или формулы. Такое представление может являться, на наш взгляд, отчетом о проделанной работе.
3. Упражнения.
В этих экспериментах деятельность ученика не связана с получением новых знаний. Ученик применяет полученные знания и умения в знакомых или новых условиях. Упражнения могут быть использованы для проверки знаний или же их закрепления.
4. Построение моделей.
Ученик сам подбирает объекты, параметры системы, действующие силы и т. п.. Эти задания могут использоваться и при проверке знаний.
5. Тренажер.
Ученик многократно повторяет определенные действия, отрабатывая соответствующие навыки. Тренажер также можно использовать для проверки знаний.
При использовании перечисленных методических пособий внесены соответствующие коррективы, связанные с применением календарно-тематического планирования уроков физики в 10-11 классах на базовом уровне при 3 ч в неделю, составленного по программе “Физика для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор программы П. Г. Саенко. Москва “Просвещение” 2005 г (стр..98)
Таблица 1
44/1 Электромагнитные колебания сходство и различие механических и электромагнитных колебания
45/2 Решение задач
46/3 Колебательный контур свободные электромагнитные колебания в контуре
47/4 Превращения энергии в колебательном контуре Вынужденные электромагнитные колебания Электрический резонанс
48/5 Решение задач
49/6 Переменный ток Действующие значения переменного тока Производство электрической энергии
50/7 Трансформатор Передача электрической энергии и её использование
51/8 Электромагнитные волны Свойства электромагнитных волн
52/9 Принцип передачи информации с помощью электромагнитных волн на примере радиосвязи
53/10 Повторительно-обобщающий урок по теме “Электромагнитные колебания и волны”
54/11 Контрольная работа № 4 по теме “Электромагнитные колебания и волны”
55/12 Коррекция знаний по теме Анализ контрольной работы
В методической литературе вопросы, связанные с преподаванием данной темы, достаточно полно разработаны. Наиболее часто используется подход к изучению колебаний, основанный на эксперименте. (См.: Научные основы школьного курса физики /под ред.. С. Я. Шамаша, Э. Е. Эвенчик. –М.,1985.).При этом характеристики электромагнитных колебаний, особенности свободных и вынужденных колебаний выявляются с помощью демонстрационного и лабораторного эксперимента. Такой подход использован и в предлагаемом комплекте, где наряду с физическим экспериментом активно использованы возможности системы программ 1С:Образование 3.0 и курса “Открытая физика 2.5”
Как показывает педагогический опыт, при изучении темы «Электромагнитные колебания» учащиеся испытывают трудности, связанные:
1) с попытками опираться на собственный чувственный опыт при анализе демонстрационных опытов, используемых в ходе изучения данной темы;
2) кроме того, математическая подготовка не всем учащимся позволяет понять в полной мере получаемые теоретические закономерности,
поэтому, как правило, уровень усвоения материала темы невысок.
В связи с этим мною была предпринята попытка обоснования целесообразности использования мультимедийного сопровождения и электронных пособий при изучении темы “Электромагнитные колебания” и разработаны некоторые методические рекомендации, которые, в зависимости от принятой технологии учебного процесса, его целей и задач, а так же от компьютерной оснащенности школы, могут быть использованы преподавателями физики как для изучения всей темы целиком, так и для изучения ее отдельных вопросов.
Мною поставлена цель: проверить эффективность использования разработанной методики мультимедийного сопровождения и электронных пособий при изучении темы “Электромагнитные колебания” для более глубокого понимания учащимися данной темы и повышения эффективности учебного процесса
Данный комплект прошел апробацию в 2013-2014 уч. году в 11 «Б» классе МАОУ СОШ №1 Калининского района. По ее итогам были внесены изменения, касающиеся методики применения комплекта.