Использование игровых технологий на уроках обществознания и истории


Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации.
Статья посвящена тематике использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.
Данная тематика весьма актуальна для преподавания истории и обществознания в школе. Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности обучаемого. Средством к развитию мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания являются игровые технологии.
Цель методической работы:
активизирование мыслительной деятельности учащихся на уроках истории с применением игровых технологий в обучении.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена;
развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;
позволить осуществить связь времен - прошлой и настоящей эпохи;
развивать логического мышления;
развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений;
Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслуга игровых технологий учащиеся сами не замечают как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное приносит только положительные эмоции. А положительная мотивация необходима при обучении.Большое значение имеет игра и для проведения воспитательной работы. В игре воспитывается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Наиболее употребительны в моей практике такие виды игр, как «составь слово», «два слова из одного», метаграмы, шарады, ребусы, кроссворды. Результатом применения игровых технологий является повышение эрудиции, выработка аналитических навыков, развитие интереса к предмету, развитие памяти.
Методологические принципы организации и проведения деловых игр на уроках истории и обществознания. Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается сопротивление материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная структура деловой игры показывает, что она воспроизводит особую ситуацию не столько все возможности сколько столкновения с жестко детерминированной жизненной ситуацией.Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры на уроках истории игра выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности. Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методики ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя деловую игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов. Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет её структуру. Итак, деловая игра это форма активности ученика, которая протекает в ограниченном пространстве и времени, как действия с предметом, имеющим непосредственное значение в его обыденной жизни, преследующие цель изменения переживаний Я по отношению к этому предмету. Иными словами деловые игры непосредственно связаны с обеспечением обыденной жизни человека. Теперь давайте рассмотрим на что нужно обратить внимание при организации игры на уроке.
Структура организации игры.
Выбор игры
Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
Подготовка игры
1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.
2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.
Введение в игру.
1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в :(Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:".Этого достаточно.
2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.
3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решит, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.
Ход игры.
1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":
2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.
3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся.Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.
V. Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).
Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, -вина учителя.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;
2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.
Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры- он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.
ПРАВОВАЯ ИГРА «Всеобщая Декларация прав человека».
Твоя свобода размахивать кулаками
Ограничена носом твоего соседа.
Английская пословица
Цели: закрепить представление учащихся о правах человека как о социальной ценности и назначении Всеобщей декларации прав человека.
Форма проведения – поэтапная игра с элементами беседы.
Ход урока.
Образовано 2 группы.
Задание 1.
Подобрать слова-ассоциации к словосочетанию «права человека».
Совместно даем определение: Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.
Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может быть и прав.
Совокупность прав и обязанностей составляют – правовой статус. Можно вывести формулу: ПРАВОВОЙ СТАТУС = права, свободы + обязанности (зафиксированы в Конституции РФ, Семейном кодексе).
Задание 2.
Вопросы по группам:
а) Кто должен регулировать отношения человека и государства?
б) Кто кому служит: государство человеку или человек государству?
в) Все ли помнят, что правовой статус состоит из прав и обязанностей?
г) В нашем государстве какой документ регламентирует отношения человека и государства?
А теперь перейдем к основному документу с которого и начались наши с вами права. Это конечно же Декларация прав человека. Предлагаю выбрать группу кто хорошо рисует и развита фантазия для выполнения:
Задания 7. Агитплакат «Защити себя». Нарисовать плакат, призывающий граждан к активной защите своих прав. И составьте коллаж «Мир моих прав». Предлагаются газеты и журналы. Нужно найти картинки по правам человека, статьи о нарушении прав человека, статьи о защите прав человека.
И, следующее задание которое мы с вами выполним это конкурс капитанов.
Задание 3. Капитаны команд отвечают на вопросы «да» или «нет».
1. С возникновением права возникает новый ориентир для определения рамок дозволенного? (да)
2. В эпоху просвещения была создана теория естественных прав человека? (да)
3. Первым сформулировал идеи о естественных правах Дени Дидро? (нет)
4. Джон Локк считал, что закон ограничит власть королей и заставит их выполнять свои обязанности по защите прав. (да)
5. Джон Локк впервые сформулировал идеи о естественных правах. (да)
6. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. (да)
7. Джон Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека. (да)
8. Жан Жак Руссо развивал теорию божественного происхождения права. (нет)
9. Руссо считал, что только король призван защищать каждого в отдельности и всех вместе. (нет)
10. Жан Мелье сказал, что «человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» (нет)
11. Жан Мелье в «завещании» писал: «Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле…» (да)
12. Дени Дидро утверждал, что главная цель государства – в обеспечении неотъемленных прав граждан и их счастье. (да)
13. Демократия означает народовластие. (да)
14. Право и закон – это одно и тоже. (нет)
15. 10 декабря 1948г. Была принята Всеобщая декларация прав человека.(да)
16. В статье 1 Устава ООН провозглашались цели ООН.(да)
17. Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами ее подписавшими. (нет)
18. Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (да)
19. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства. (да)
20.В Декларации указано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». (да)
21. Право на свободу и личную неприкосновенность проявляется в том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию».(да)
22. Права человека означают, что каждый человек имеет право ими пользоваться. (да)
23. Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей. (нет)
24. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основы права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности. (да)
Задание 4. «Я мыслю – следовательно, я существую».
Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы образовалась дискуссия. Участникам предлагается фрагмент из книги А. Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых».
Приключения Маленького Человека.
- Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький человек. – Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые
достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться
друг к другу как братья и сестры.
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
- Глупость какая-то написана, - заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…
- Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
- Как вы понимаете смысл плаката?
- Что возразите Маленькому Человеку?
Задание 5. Работа с документами. Ответить на вопросы. Если команда затрудняется отвечать говорит ответ другая.
Задание 6. Игра «Ступеньки». Изучая международные документы по правам человека, вы познакомились с новыми словами, пополнили свой словарный запас. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем. Вторая половина группы должны записать пять самых важных слов по теме.
Задание 7. Защита плакатов.
Задание 8. Отвечаем на вопросы.
Что является главной задачей ООН?
Каково значение Всеобщей декларации прав человека?
Какие группы прав человека составляет содержание Всеобщей декларации?
Каково соотношение прав и обязанностей?
Какие договоры входят в билль о правах?
Каково основное содержание Международного пакта о гражданских и политических правах?
В каком внутригосударственном правовом документе воплощены положения о правах и свободах человека?
Когда отмечается день прав человека?
Подводятся итоги и награждения команд участниц.
Проводится рефлексия для команд по итогам игры.
-Чего ожидали от игры?
- Понравилось (не понравилось) и почему?
- Что бы я хотел(а) изменить?
- Мое личное участие.
Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема.
Использование игровых технологий дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории и обществознания. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.
Литература:
Л.П.Борзова «Игры на уроке истории». Методическое пособие для учителя, М., «ВЛАДОС», 2004г.
Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77
Гукова В.В. и др. История. 5-11 классы: технология современного урока. – Волгоград: Учитель, 2009.
Карамзин Н.М. Предания веков. М.,1988.
Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. – М.: «Лист Нью», 2005.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.