Статья: Использование деятельностных методов в процессе организации экологического образования обущающихся в школе
Шаповалова О.В.
Использование деятельностных методов в процессе организации экологического образования обущающихся в школе
Россия, Самарская обл., г. Самара,
МБОУ СОШ №6
e-mail: Shapovalova-69@inbox.ruПриоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, была определена в проекте: «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (ред. от 13.01.2015), где отмечалась необходимость в «…обновлении содержания воспитания, внедрении форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов». Актуальность данного проекта обусловлена острой необходимостью в формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, а также становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле, формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу. Таким образом, развитие воспитания в системе экологического образования ставит своей целью формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде, которое проявляется в трёх аспектах.
Ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, с которыми он прямо или косвенно связан и на которые оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности.
Ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личностную и общественную ценность.
Активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияние на окружающую человека среду и его здоровье.
В силу этого, становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде многоаспектно связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей. Процесс его формирования затрагивает все формы сознания – научное, моральное, политическое, правовое, эстетическое.
Высшим уровнем сформированности ответственного отношения к окружающей среде является вклад каждого учащегося в улучшение окружающей среды местности, где он живёт и учится. Это возможно при использовании в организации образовательного процесса учителем «метода проектов», который способствует включению подростков в новые социальные отношения, проявлению и развитию гражданственности и нравственной позиции, социализации личности. Подтверждением выше сказанному является реализация социально-образовательных проектов нашей школы: «Человек собаке друг», «Здоровое питание - здоровое общество», «Сквер Д.Ф.Устинова – объект экологического просвещения» и другие, проводимые по инициативе моих учеников, что позволило нам организовывать взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума. Таким образом, «метод проектов» обеспечивает взаимосвязь теории и практики, а поэтому он предусматривает не только постановку определённой умственной задачи, но и её практическое выполнение.
В работе по экологическому воспитанию использую метод: «общественная деятельность», который позволяет анализировать деятельность самими учениками, размышлять, определять свою роль и отношение к организованным событиям, делам. Особенностью применения данных технологий является сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Практическим результатом реализации этих технологий является «видимое» расширение социального опыта подростка в его общественных связях, разнообразии социальных действий и роста социальной и личностной активности.
Благодаря использованию выше перечисленных методов реализуются и принципы экологического образования:
Принцип научности, требующий раскрытия объективных законов и закономерностей развития природных и социальных явлений в их взаимодействии.
Принцип гуманизации, методологическую основу которого составляет утверждение единства и противоречия в отношениях человека к природе и человека к человеку.
Принцип раскрытия глобальных, региональных и краеведческих аспектов экологических проблем: локальные проблемы затрагивают эмоциональную сферу учащихся, в то время как региональные и глобальные разум.
Принцип «интеграции» вытекает из педагогической необходимости объединённых подходов к содержанию экологического образования и экологической деятельности учащихся.
Принцип непрерывности направлен на организацию экологического обучения и воспитания на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, их преемственности.
Принцип системности предусматривает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития, преемственность распределения в логике целей человеческой деятельности.
Содержание экологического образования носит интегративный характер, имеет самостоятельное значение и одновременно связано с основными традиционными предметами, областями знаний. Обширность теоретической и прикладной информации, охватываемой современной экологией, требует выделения, с одной стороны, «ядра» базисного содержания общего экологического образования и, с другой, экологически профильного. Таким образом, структурную основу «ядра» содержания экологического образования составляют:
Научный компонент, который включает естественно-научные, социальные и технические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, труд, производство и общество в их взаимодействии.
Ценностный компонент, который определяется универсальным значением природы для общества, её личной значимостью для каждого человека.
Нормативный компонент, ориентированный на владение системой моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной и преобразованной среде.
Деятельностный компонент, включающий виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств учащихся; потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
В процессе экологического образования необходимо обеспечить последовательность изучения экологических проблем и научных основ их решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:
Выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу.
Определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы.
Выявление исторических истоков экологической проблемы и путей её разрешения на разных этапах общественного развития.
Выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека.
Характер реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях.Практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.
В соответствии с этими этапами и спецификой экопроблем избираются соответствующие методы, средства и формы организации обучения.
На первых этапах целесообразны методы, которые актуализируются и корректируются сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности – беседа, общение на основе игры. Учитель обращается к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают эмоции удивления, интереса, стимулирования личного отношения к ним. Искусство на этом этапе позволяет преодолеть монополию логических элементов познания благодаря своей способности вызывать сильные эмоциональные состояния сопереживания и сотворчества.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся по сбору и анализу фактов экологического характера; решение заданий и задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы, проведение учебных дискуссий, которые способствуют проявлению пристрастности и избирательности в отношении учащихся к различным сторонам экологических проблем.
Взаимосвязи научных нравственных аспектов решения экологических проблем в наибольшей мере выявляются в процессе моделирования ситуации нравственного выбора.
Метод «экологических ситуаций» позволяет обогащать школьников опытом принятия экологически грамотных решений на основе нравственного выбора, развивать интерес и ценностно значимые ориентации в отношении к среде. Одним эффективным средством психологической подготовки детей к реальным экологическим ситуациям является игра. Экологические игры имеют целевую направленность, но сущность их одна – поставить ученика в ситуацию выбора и личного принятия решения, что развивает активную жизненную позицию.
Решающее значение во всех этапах процесса экологического образования имеют приёмы вовлечения школьников в практическую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний, с этой целью мной разработан элективный курс: «Человек и его здоровье» и курс внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни».
Результатом экологического образования учащихся нашей школы является положительная динамика участия в муниципальном (территориальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии и вовлечение детей во внеурочную деятельность экологической направленности: факультативные занятия «юный исследователь – эколог», клуб «Экореставраторов».
Показателем и условием эффективности формирования экологической ответственности должны стать осознанность, глубина и прочность знаний природных закономерностей и диалектика взаимодействия общества и природы; потребность действий и реальный вклад школьника в улучшение состояния окружающей среды местности, где он живёт и учиться, именно поэтому ученики нашей школы активно участвуют в экологических конкурсах, так как они направлены на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок (О.В. Шаповалова, 2015).
Список литературы
Зверев И.Д., Суревегина И.Т., Сенкевич В.М., Салеева Л.П., Кнорре Е.Б., Петрова Е.Е. «Экологическое образование в школе». Московский Департамент образования: Москва: 1994 г.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008.
Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога: [учеб. пособие] – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008..
Проектные технологии обучения. Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И. Самара, изд. Гимназия №11, 2001 г.
Проект: «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», ред. от 13.01.2015 г.
Тыртышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя / М.: Центр «Педагогический поиск», 2009.
Учайкина И.Р., Гавриленкова В.А., Рубцова Л.Г., Скоморохова Т.Б., Сидорова Р.А., Фалина И.В., Коренева Ю.П., Врубель Е.М. «Экология в курсе естествознания, географии и биологии в 4-8 классах. СИПКРО: самара 1996 г.