Поиск элементов массива с заданными свойствами
Поиск элементов массива с заданными свойствамиЦели урока:
формирование умений выполнять поиск элементов с заданными свойствами;
развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления, самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: суть линейного алгоритма поиска.
Учащиеся должны уметь: формулировать и решать простейшие задачи поиска элементов с заданными свойствами.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика. 9 класс», § 9, система программирования PascalABCХод урока
1. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используется тест. Предлагается учащимся оценить успешность результатов своей работы.
Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала
Перед объяснением нового материала учащимся предлагается привести известные им примеры поиска информации (например, поиск номера телефона или справочных данных, поиск ресурсов в сети Интернет, поиск минимального или максимального результата, поиск и подсчёт дождливых дней, проверка правильного ответа в тестах, угадывание числа в играх и т. п.).
Поставить перед учащимися проблему: можно ли свести всё многообразие задач поиска к нескольким типовым, как формулировать эти задачи, каковы алгоритмы их решения. Подчеркнуть значение алгоритмов поиска для практики.
Объяснение нового материала
Объяснение нового материала построено на рассмотрении массива Л, в котором хранятся данные о росте учеников (рисунок 2.6 пособия «Информатика. 9 класс». Сформулировать возможные (типовые) задачи поиска:
есть ли хотя бы один ученик, рост которого равен заданному hz(больше, меньше); найти номер (индекс) этого ученика по списку;
сколько учеников в классе имеют рост hz(больше, меньше), найти их индексы;
найти ученика с максимальным (минимальным) ростом, т. е. определить его номер и рост.
В результате обобщения этих задач сформулируйте цель любого поиска нахождение значений, индексов и количества элементов массива, удовлетворяющих заданным условиям.
Обратить внимание, что известны различные алгоритмы поиска, каждый из которых эффективен для решения определённого круга задач. Мы будем использовать самый простой способ — последовательный просмотр всех элементов массива и проверку выполнения условий поиска. Такой алгоритм поиска называется линейным, или последовательным.
Далее подробно объяснить алгоритм выполнения примера 1. Это простейшая задача поиска элемента, значение которого равно заданному. Алгоритм её решения сводится к последовательному сравнению значений всех элементов массива с заданным числом.
Особое внимание обратить на проверку условий в цикле, провести пошаговый анализ.
В зависимости от уровня подготовки учащихся кратко рассмотреть алгоритм выполнения примера 2 или предложить разобрать его самостоятельно. Он отличается лишь условием поиска и выводом результата.
Закрепление нового материала
Предложите выполнить примеры 1, 2
Сильные учащиеся могут дополнительно выполнить пример 3.
Подведение итогов урока.
В завершение закрепления нового материала предложите учащимся ответить на вопросы 1, 2 к § 9, кратко рассказать о том, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
Домашнее задание.
Изучить материал § 9 (с. 45—50), выполнить упражнение 1 (одно задание на выбор учащихся).
Сильные учащиеся могут дополнительно выполнить упражнение 2 и несколько заданий из упражнения 1.
ProgramPrimer9_1;
Const h: array[1..12] of integer = (160, 154, 170, 160, 172, 181, 170, 175, 152, 157, 155, 168);
Vari, k: integer; Begin
{ введите текст программы }
End.
Program Primer9_2;
Const h: array[1..12] of integer = (160, 154,
170, 160, 172, 181, 170, 175, 152, 157, 155, 168); Var i, k: integer; Begin
{ введите текст программы }
End.
Program Primer9_3;
Var A: array[1..15] of integer;
i: integer; Begin{ введите текст программы }
End