Рабочая программа по футболу Кожаный мяч


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №3 им.Героя Советского Союза Т.Б.Кечил-оолаг.Кызыла» Республики Тыва
Рабочая программа
по футболу «Кожаный мяч»
Автор: учитель физической культуры
Баир Буян Борисович.

Кызыл,2014г.
Рабочая программа по футболу «Кожаный мяч»  
Содержание программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематический план
Материально-техническое обеспечение программы
Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки
Условия реализации программы
Список литературы
 
Пояснительная записка
             Рабочая программа по футболу «Кожаный мяч»  предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана программа на 3 года обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы). Обучение реализуется в режиме занятий. Продолжительность занятий для детей от 4-5 лет 40 мин. в неделю (2 занятия по 20 минут), для детей от 5-7 лет 1 час в неделю (2 занятия по 30 минут) – 60 часов в год.
Футбол – один из самых популярных и массовых коллективных игр. Учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Работа кружка «Кожаный мяч»  предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями           Достоинства занятий по футболу  известны как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.
Цель занятий спортивными играми в ДОУ – ознакомление детей с определённым видом игры и основами её техники.
Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребёнка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.
Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении – это её эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда забывают о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом.
В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.
Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребёнком, а также при учёте реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводиться постепенно, путём усложнения условий и выполнения движений.
Данная программа разработана на основе типовой программы по футболу для спортивных школ. Приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.
 
Цель и задачи 
Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.
Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой футбола.
Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.
Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области футбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
Формирование потребности ведения здорового образа жизни.
Проведение профориентации.
.
Основные образовательные технологии
 В ходе изучения дисциплины используются традиционные (практические, самостоятельная работа) и активные (технология обучения в сотрудничестве) формы проведения занятий.
 
План занятий по футболу:
 
1.      Подготовительная часть (разминка).
- разогревание организма.
2.      Основная часть (упражнения в исходном положении стоя).
 - последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.
3.      Бег и прыжки.
- максимальная нагрузка.
4.      Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа.
- комплексная проработка всех групп мышц.
5.      Заключительная.
- восстановление, упражнения на гибкость и расслабление.
 
Структура комплекса  и направленность каждой из его частей:
Подготовительная часть, или разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.
 
В начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.
 
Заканчивается основная часть состоит из беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Здесь не предусмотрено, какие виды прыжков вы будете делать. Главное – добиться высокой интенсивности в этой части комплекса. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнений, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.
 
Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.
 
Завершается комплекс упражнениями на расслабление. Цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.
 
Основные показатели развития детей прошедших  программу
по футболу «Кожаный мяч»:
 
Повышение физической выносливости.
Улучшение осанки, гибкости суставов.
Совершенствование чувства ритма, музыкальности, двигательной культуры.
      4. Развитие чувства самостраховки.
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА
v  значение занятий физкультурой и спортом  в жизни человека;
v  влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
v  гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
v  техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
v  основы и методы техники и тактики игры в футбол,
v  правила игры, организация соревнований;
v  оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
v  установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
 
  ОБЩАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА
v  комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость,  воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.), необходимых для успешной игры в футбол;
v  развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, футбольные мячи, тренажеры и.т.д.;
v  легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, 1500 метров, кросс 500 до 2 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
v  гимнастические и акробатические упражнения:
v  упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
v  подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «регби», «ручной мяч» и т.д.;v  сдача нормативов по физической  подготовке.
 
 
СПЕЦИАЛЬНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА
v  развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры;
v  упражнения для развития футбольной скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
v  развитие  взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
v  развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
v  специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
v  акробатические упражнения при отборе мяча и  ударах по воротам. Специальные акробатические упражнения для  тренировки вратаря.
 
ТЕХНИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА
v  обучение технике игры без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным  и приставным шагом, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
v  обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой  и головой, остановка и обработка мяча, ведения мяча, вбрасывание и техника игры вратаря;
v  обучение ударам по мячу ногами: внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
v  обучение ударам по мячу головой: удар, выполняемый активным движением туловища; удар, выполняемый кивком. Они выполняются стоя, в прыжке вверх, в прыжке вперед с нападением;
v  обучение остановке и обработке мяча: остановка мяча грудью, остановка мяча бедром,  остановка  мяча внутренней и внешней часть стопы, остановка поднимающегося мяча внутренней частью стопы, остановка мяча в передвижении;
v  обучение ведению мяча: ведение мяча шаговыми ударными движениями внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема, носком;
v  обучение финтам: финт « наступание подошвой  на мяч»,  «ложная остановка мяча подошвой», «проброс мяча мимо соперника», «ложный замах для удара», убирание мяча внутренней частью подъема», «переступание через мяч»;
v  обучение отбору мяча: в выпаде, толчком плеча;
v  обучение введению  мяча в игру;
v  обучение технике игры вратаря: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, перевод мяча, бросок и выбивание мяча;
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 
Формы обучения: 1. Занятия.
                                  2. Подвижные игры
                                  3. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни      здоровья, соревнования, физкультурные праздники.
Методы обучения: 1. Рассказ и показ руководителя.
                                   2. Упражнения:
 Обще развивающие упражнения:
-                     упражнения в беге;
-                     прыжковые упражнения;
-                     упражнение для мышц рук;
-                     упражнение для мышц туловища;
-                     упражнения для мышц ног.
Подводящие упражнения:                    
-                     имитационные упражнения  без мяча;
-                     игра с мячом у стенку: удар с наброса мяча, прием и передачи мяча после отскока от пола;
Специальные упражнения;
Игровой метод.
Двусторонняяигра, один против другого или в парах.
Соревновательный метод.
Внутригрупповые соревнования и т.дПоточный метод
Дети выполняют упражнения друг за другом в указанном интервале.
Интервальный метод:
 Смена выполнения упражнений по времени.
Круговой метод.
Применяется в начальной стадии обучения и в подготовительной части занятия.
 
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
 
В результате ознакомления и совершенствования элементов спортивной игры «Футбол» воспитанники должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
иметь навыки самостоятельной работы;
использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что воспитанники, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
 
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
Количество инвентаря и оборудования  необходимое для проведения кружка по футболу «Кожаный мяч»
№ ппинвентарь Количество шт. Срок использования Примечание
(наличие инвентаря)
1. Мяч для футзала16 2 года +
2. Мяч набивной (1-2 кг) 8 5 лет +
3. Секундомер электронный 1 5лет +
4. Скакалки 16 2 года +
5. Насос и иглы 1 комплект 3 года +
6. Щитки футбольные 10 5 лет -
7. Гетры 10 5лет -
8. Гиря 0.5 кг 16 5лет +
9. Футбольные ворота 2 5 лет -