Открытый урок по музыкальной литературе в младших классах ДМШ по теме: Дирижёр
Разработка открытого урока по музыкальной righttop
литературе в младших классах ДМШ на тему:
«Дирижёр»
Разработала преподаватель музыкального отделения /ДМШ/ Шульбинской общеобразовательной средней школы-комплекса эстетического образования и воспитания: Звягина Лилия Сергеевна
Цель: Рассказать о работе дирижёра.
Задачи:
1. Дать определение «дирижеру»; познакомить с выдающимися дирижерами
2. Побуждать сравнивать музыкальные инструменты, определять инструменты по тембру и по группам оркестра;
3. Развивать творческие способности; развивать познавательный интерес к искусству дирижёра; развивать интеллектуальные способности; развивать умение передавать свои впечатления через изобразительное искусство;
4. Развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж; расширять музыкальный кругозор.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Вид урока: беседа с практическими методами обучения.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Тема урока скрыта в загадке. Кто прочитает стихотворение и отгадает загадку?!
Дирижёр (от фр. дирижер – управлять, руководить) – музыкант, руководитель хорового или инструментального коллектива. С помощью приёмов-жестов он показывает вступление и окончание звучания, темп и силу звука, время вступления солистов и отдельных групп. Чтобы как можно точнее передать замысел композитора, дирижёр должен иметь острый слух, высокое чувство ритма, хорошую музыкальную память, знание особенностей каждого инструмента оркестра.
Специальность дирижёра музыканты приобретают на специальных факультетах училищ и консерваторий, причем факультеты подразделяются ещё на дирижёрско-хоровой и дирижёрско-оркестровый. Хоровой дирижёр управляет своим коллективом при помощи взмахов руками. А оркестровый – при помощи специальной палочки, которую он держит в руке.
Волшебный взмах (игра)
Ребята, вы можете представить, что произойдёт, если дирижёр во время концерта сделает неверное движение или просто отвернётся от оркестра или хора?!
Правильно! Хор или оркестр могут не доиграть произведение. Произведение будет прервано!!! А если это произойдёт на концерте, где многочисленная публика?! Концерт будет сорван! Публика может освистать весь оркестр!!! И всё из-за одного неточного движения, которое смогло сбить целый оркестр.
Какой вывод мы можем сделать?! Дирижёр целиком и полностью отдает себя музыке и оркестру, всё внимание, взгляды, жесты обращены только к музыкантам. И именно от него зависит, как зазвучат инструменты и насколько хорошо прозвучит произведение.
Давайте поиграем в игру «Дирижер или волшебная палочка». Выбираем одного Дирижера и песню, которую вы все знаете. По взмаху Дирижера хор (то есть все мы) начинаем петь и по его взмаху заканчиваем. Это игра на внимание, потому как Дирижер может в любой момент по своему усмотрению остановить хор. Готовы?! Тогда вперед!!
А теперь хочу представить вашему вниманию сказку, которая наглядно и очень доступно нарисует картину, как тяжело инструментам без Дирижера и какие последствия могут быть, если инструменты начнут ссориться между собой и выяснять отношения. Во время прослушивания произведения вы можете в тетради нарисовать отрывок из этой истории.
СКАЗКА «ДИРИЖЕР»
Люди очень полюбили фею Музыки и создали для нее множество чудесных музыкальных инструментов. Не понравилось это злой Какофонии, и она решила: «Надо сделать так, чтобы все инструменты старались друг друга перекричать, и тогда миром буду править я, Какофония, а не фея Музыки».
Решила Какофония поссорить все инструменты друг с другом. Прилетела она к скрипочке и сказала, льстиво улыбаясь:
— Ах, как вы проникновенно поете. По певучести с вами никто не сравнится, даже человеческий голос.
Загордилась скрипочка, а Какофония тут же доложила альту, виолончели и контрабасу:
— Скрипка считает себя лучшей, но на самом деле вы больше ее и ваши голоса сильнее.
Потом Какофония низко поклонилась роялю:
— Господин рояль, вы великий артист и можете заменить все музыкальные инструменты. Вы один исполните любую музыку, от тончайших звуков капели до раскатов грома.
Затем Какофония полетела к духовым инструментам и льстиво заметила:
— Только у вас, флейта, душа нежна и переливчата, словно трели соловья на рассвете.
— Дорогой гобой, ваш друг кларнет заявил, что ваша музыка холодная и вы не умеете давать звукам нарастание и затухание, как он, — прошептала Какофония на ушко гобою.
Так летала Какофония от одного инструмента к другому, стремясь разрушить их дружбу.
Группе медных духовых инструментов Какофония заявила, что в их игре намного больше яркости звучания, чем у деревянных духовых инструментов.
Барабану, литаврам и медным тарелкам Какофония объявила, что другие инструменты презирают их из-за отсутствия мелодичности.
Какофония льстила так умело, что все музыкальные инструменты обиделись друг на друга и побежали жаловаться к фее Музыки.
— Фея, ты немедленно должна выбрать, кто из нас самый лучший музыкальный инструмент, — зазвенели, затрубили, застучали и загремели все инструменты разом.
— Это какая-то какофония. Я сейчас оглохну от вашего крика, — произнесла фея Музыки.
— Вы все прекрасны. У каждого музыкального инструмента есть основной звук, который выражает этот инструмент лучше всего. И вместе эти звуки создают красоту музыки.
Но музыкальные инструменты не слушали объяснений феи Музыки.
— Хорошо, тогда пусть выбирает человек, — решила фея. — Он станет композитором и получит волшебную силу записывать нотами звуки, цвета и оттенки музыки. Для кого из вас он напишет свою музыку, тот и будет лучшим.
Обрадовались инструменты и стали с нетерпением ждать, когда человек напишет музыку.
Каждый из них мечтал, что композитор напишет музыку именно для него.
Наконец музыка была готова. Он называлась партитурой. Музыкальные инструменты с удивлением узнали, что все их голоса включены в эту партитуру.
Мало того, инструменты увидели, что новую музыку они должны исполнять не соло, а целыми группами. Например, для исполнения нужны были две группы скрипок, большая группа виолончелей, группа альтов и группа контрабасов.
— Если мы будем играть все вместе, получится какофония, — возмущенно зазвенели, загремели и загудели музыкальные инструменты.
— Получится не какофония, а гармония. Для каждого из вас я написал, в каком темпе и в какое время вступать, — успокаивал музыкальные инструменты композитор, но они волновались все больше и больше.
— Фея Музыки, я написал симфонию «Музыка миров», но музыкальные инструменты не понимают, что для нее нужны все краски и оттенки звуков! — воскликнул композитор.
— Тихо, мои дорогие, — попросила Фея Музыки. — Чтобы понять, кто же из вас самый лучший, вы должны для начала исполнить все вместе эту чудесную симфонию. Конечно, это трудно, но вам поможет дирижер.
Фея Музыки подвела к музыкальным инструментам дирижера и вручила ему волшебную дирижерскую палочку. Едва дирижер повел своей палочкой, как, точно по волшебству, музыкальные инструменты послушно замолчали и приготовились слушать.
— Струнно-смычковые — основа нашего оркестра, — объяснил дирижер. — Они могут и петь все вместе, как один огромный инструмент с мощным певучим голосом, и солировать.
Струнные инструменты гордо выстроились рядами и начали разучивать свою партию.
— Характер деревянных духовых инструментов глубоко индивидуален. Поэтому вы будете петь свои партии парами, — ласково продолжил дирижер.
Довольные флейты, кларнеты, фаготы и гобои встали парами и получили свои ноты.
— Вы, медные духовые инструменты, все вместе исполните яркую праздничную мелодию, — велел дирижер трубам, валторнам и тромбонам. — А еще валторна споет в симфонии мелодичное соло о красоте природы, а труба подыграет ей своим звучным голосом.
Радостно сияя, медные духовые инструменты заняли свои места.
— Надеюсь, я буду солистом? — робко спросил рояль.
— Конечно, у тебя королевская мощность сольного звучания, — согласился дирижер. — Но тебе придется играть вместе с другими инструментами тоже. Своими мощными аккордами ты усилишь группу ударных, поможешь струнным и духовым.
Рояль улыбнулся всеми своими белыми и черными клавишами в ответ на слова дирижера.
— И без вас, ударные инструменты, оркестру, конечно, не обойтись. Без ритма музыка не может существовать, — сказал в заключение дирижер.
Барабан выбил радостную дробь, а медные тарелки весело звякнули.
Обрадованные и успокоенные инструменты начали репетировать свои партии. Конечно, играть слаженно, ярко и вдохновенно было нелегко. То опаздывали вступить трубы, то скрипки пели вяло и скучно. Но дирижер терпеливо и заботливо поправлял всех.
Наконец наступил день концерта. Дирижер взмахнул палочкой и ...
Зазвучала музыка миров! Она, словно огромная волна, подхватила сердца слушателей и увлекла их за собой, то поднимая к звездам, то бросая их в морскую бездну.
И никто не заметил, как медленно растаяла и исчезла без следа злая Какофония.
Вопросы и задания по прочитанной сказке «Дирижёр»
• Что вы представляете, когда слышите слово «какофония»?
• Чему научились музыкальные инструменты благодаря дирижеру и фее Музыки?
• Как вы думаете, вернется ли еще Какофония и куда она исчезла?
• Почему музыкальные инструменты поверили Какофонии?
• Если бы вы были композитором и вам надо было написать музыку миров, какие инструменты исполняли бы эту музыку в вашем оркестре?
• Какие факты о симфоническом оркестре вы узнали из этой сказки?
Домашнее задание:
Нарисуйте фею Музыки в окружении разных музыкальных инструментов.