Методическая разработка на тему «Мы живём, под собою не чуя страны…» (о трагических судьбах поэтов 20 века)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБОУ СПО «Рязанский аграрный техникум»
Методическая разработка
Заседание литературного кружка
«Мы живём, под собою не чуя страны»
(о трагических судьбах поэтов 20 века)
Варские – 2014
Одобрена предметно – цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Председатель комиссии ______________ Филатиков В.Г.
Протокол № от ____________________ 2014 года
Автор - Вязкова О.А. – преподаватель общеобразовательных дисциплин Рязанского аграрного техникума
Рецензент - Лавренюк Л.Ю. – преподаватель общеобразовательных дисциплин
Цель написания методической разработки:
Написана в помощь преподавателям для проведения заседания литературного кружка.
Обоснование цели написания методической разработки:
расширение кругозора по литературе;
формирование нравственного мира личности, привития любви к поэзии;
воспитание гордости за духовное достояние нации.
План
Вступление
Основная часть:
О.Э.Мандельштам;
Н.Заболоцкий;
Б.Л.Пастернак
В.С.Высоцкий
Заключение
Литература
Введение
Данное мероприятие помогает расширить знания студентов по русской литературе. Даёт им возможность проявить свои знания по предмету, а преподавателю проверить приобретённые навыки.
В ходе проведения вечера прививается интерес к русской литературе. Это мероприятие позволяет закрепить межпредметные связи, расширяются знания, полученные на уроках литературы.
Тема: «Мы живём, под собою не чуя страны» (о трагических судьбах поэтов 20 века).
Цели: 1. Расширение кругозора по литературе;
2. Формирование нравственного мира личности, привития любви к поэзии;
Воспитание гордости за духовное достояние нации.
Вид мероприятия: заседание литературного кружка
Форма проведения: групповая
Участники: студенты первых курсов
Оборудование: портреты поэтов, книжная выставка, цитаты, цветы, магнитофон, кассеты с записями песен на стихи поэтов.
Ход мероприятия
Заседание начинается песней В.С.Высоцкого о коротких и трагических судьбах поэтов. («О поэтах и кликушах»)
Осип Эмильевич Мандельштам.
Осенью 1033 года Осип Мандельштам написал небольшое стихотворение:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачет и тычет.
Как подковы куёт, за указом указ.
Кому в пах, кому в лоб,
Кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
В ночь с 13 на 14 мая 1934 года О.Мандельштам был арестован. По просьбе жены за Мандельштама принялся хлопотать Н.И.Бухарин.
Однако, узнав, что Мандельштам арестован за эпиграмму на Сталина, он пришёл в неописуемый ужас.
Друзья и близкие поэта чувствовали, что надеяться не на что. Все, кто знал эти стихи, понимали, что за них он поплатится жизнью.
Сам Мандельштам говорил, что с момента ареста он всё время готовился к расстрелу: «Ведь у нас это случается и по меньшим поводам».
И вдруг произошло чудо, Мандельштама не только не расстреляли, но и не постлали «на канал». Он отделался сравнительно лёгкой ссылкой в Чердынь, куда ему разрешили поехать вместе с женой.
Причиной чуда была фраза Сталина «Изолировать, но сохранить». Узнав, что Мандельштам - крупный поэт, Сталин решил его не убивать до поры до времени, так как убийством поэта действие стихов не остановишь. Он решил заставить Мандельштама писать другие стихи
Стихи, возвеличивающие Сталина, которые перечеркнут стихи разоблачительные.
В «Юности» № 8 (1988 г.) опубликованы воспоминания вдовы поэта Надежды Яковлевны Мандельштам, где она подробно рассказывает, как происходил арест, как они ехали в ссылку и жили в Чердыни.
Содержали его сначала в тюрьме на Лубянке и подвергли тем физическим пыткам, которые тогда практиковались.
В первую очередь, это бессонный режим. На допросы водили ночью, иногда по несколько часов приходилось ждать очереди возле кабинета. Чтобы не уснул, направляли на глаза яркий свет. Кормили солёным, а пить не давали.
Когда он требовал воды, его тащили в карцер и надевали смирительную рубашку. По дороге в Чердынь жена обнаружила, что Осип Эмильевич болен травматическим психозом: ему чудились грубые мужские голоса, казалось, что Анну Ахматову ведут на допрос. В Чердыни он искал по оврагам её труп.
Оду о Сталине Мандельштам всё же написал. Она заканчивалась такими словами:
Есть имя славное для сильных губ чтеца –
Его мы слышали, его мы и застали.
Теперь можно было и убить (что и было сделано).
Через четыре года после первого ареста, 2 мая 1938 года, Мандельштам был арестован снова. В июне 1940 года жене поэта вручили свидетельство о его смерти, где было сказано, что он умер в лагере 27 декабря 1938 года от паралича сердца.
Но кто-то рассказывал, что видел Мандельштама весной 1940 года в партии заключённых, отправляемых в лагерь на Колыму. По этой версии он умер на судне, и тело его было выброшено в океан.
По другой версии, Мандельштам читал в лагере у костра стихи Петрарки и был убит уголовником. Но всё это легенды. Подлинные обстоятельства гибели поэта неизвестны.
Звучит песня В.Высоцкого «Идёт охота на волков».
Николай Заболоцкий
Учился в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена, на отделении русского языка и литературы. Первая книга стихов вышла в 1929 году.
Искусству был предан. «Я отрёкся от житейского благополучия, от общественного положения, оторвался от своей семьи – для искусства.»
«Вне его я – ничто», - писал поэт будущей жене в 1928 году. В марте 1938 года Николая Алексеевича вызвали срочно в ленинградское отделение Союза писателей. Двое неизвестных пожелали с ним поговорить, но только на дому, где они и предъявили ордер на арест.
Начался обыск. Отобрали два чемодана рукописей и книг. Так поэт был арестован. Вскоре начался допрос, длившийся около четырёх суток без перерыва.
В ходе допроса выяснилось, что пытаются сколотить дело о контрреволюционной писательской организации, главой её предполагалось сделать Н.Тихонова. Николай Заболоцкий отказался признавать за собой какие-либо преступления, а следователи настаивали, чтобы он сознался в своих преступлениях против незаконного ареста, ссылался на право, данное конституцией.
На это следователь издевательски ответил: «Действие конституции заканчивается у нашего порога», Работники НКВД старались разложить поэта физически и морально. Не давали пищи. Ноги отекли. На третьи сутки пришлось разорвать ботинки. На почве голода и бессонницы мутился рассудок. Побои и издевательства отличались неисчислимой изобретательностью: от зуботычин до струи из пожарного шланга.
Многое испытал этот талантливый человек: больницу для умалишённых – буйное и тихое отделение, камеру в «крестах» и Свердловской пересыльной тюрьме, этап по Сибирской магистрали, который длился 60 с лишним дней. На этапе полагалось в день 300 г. хлеба, дважды в день кипяток, обед из жидкой баланды и черпачок каши.
Но и этот жалкий паёк выдавался нерегулярно.
Однажды около трёх суток заключённые почти не получали воды и вынуждены были лизать чёрные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона от их же собственных испарений. Именно в этих условиях было написано стихотворение «Лесное озеро».
Чтение этого стихотворения.
Душа поэта говорила этими стихами, исполненными чистоты и красоты; не вовсе загублена, жива, жива!
Заключённых наконец-то привезли в Комсомольск-на-Амуре. Жизнь в лагере была также изнурительной, и поэт, казалось бы, оставил мысль о литературе. Но вспомнил «Слово о полку Игореве» и постепенно вовлёкся в перевод, который был опубликован в журнале «Октябрь» в 1946 году, после освобождения Николая Заболоцкого.
Чтение отрывка из «Слова о полку Игореве» в переводе Заболоцкого.
Н.Заболоцкого называют философским поэтом, т.е. поэтом, размышляющим о нравственных проблемах.
В 1958 году, в последний год жизни, поэт утверждает:
«Не позволяй душе лениться».
Такова была душа самого поэта.
Звучит песня В.Высоцкого «О поэтах и кликушах»
Борис Леонидович Пастернак.
Главные герои его лирики – ветер, солнце, поле, лес. Он переживал всё то, что творилось в природе – оттепели, закаты, снега и дожди, радовался им бесконечно.
Чтение стихов: «Стога», «Золотая осень», «Июль».
Из всех поэтов своего времени Пастернак – самый образованный, самый начитанный: свободно читал на четырёх языках, переводил немецких, английских и французских поэтов.
В 20-е годы многим казалось, что Пастернак остаётся камерным поэтом, поэтом для немногих.
Однако он неожиданно обращается к революционной теме, создав поэмы «1905 год» и «Лейтенант Шмидт».
В 1946 году в редакции «Нового мира» Пастернак встретил Ольгу Всеволодовну Ивинскую, ставшую прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». У Пастернака – дети, вторая жена Как вспоминает Ивинская, они не раз уходили друг от друга, чтобы не встретиться, но не встречаться не могли.
Ты благо гибельного шага,
Когда житьё тошней недуга,
А корень красоты – отвага.
И это тянет нас друг к другу.
Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросят ненароком.
В это время Борис Леонидович много занимается переводами. Когда в переводе Пастернака вышел «Фауст», он написал на её экземпляре книги: Олюша, выйди на минуту из книжки, сядь в стороне и прочти её» (Ольга Всеволодовна мерещилась Пастернаку даже в Маргарите).
В марте 1947 года в газете «Культура и жизнь» была опубликована статья Алексея Суркова «О поэзии Б.Пастернака». «Поэт, - говорилось там, - с восторгом отзывается о буржуазном Временном правительстве живёт в разладе с новой действительностью со злобой отзывается о революции».
Поэтическая фраза: «Какое, милые, у нас тысячелетие на дворе?» – послужила поводом для обличения: как, он не знает, в какое время живёт?
Вскоре арестовали Ивинскую. С неё требовали рассказать содержание романа с непременным комментарием: «Это клевета на советскую действительность».
Ивинскую посадили как человека, близкого Пастернаку, чтобы добиться достаточных показаний для его судебного преследования. Он считает, что её геройству и выдержке обязан своей жизнью. Пастернак мучился от того, что другие сидят, а он на свободе.
Душа моя, печальница
У всех в кругу моём,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьём.
Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их,
Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах
Почему не арестовывался сам Пастернак, хотя он числился в составе диверсионной организации работников искусства, за создание которой погибли Мейерхольд и Бабель?
Ходят слухи, будто в последний момент Сталин сказал6 «Не трогайте этого небожителя».
Шло время. Ивинская вернулась из лагеря, закончен роман «Доктор Живаго».
Ни одна наша редакция роман не напечатала. Вскоре к Пастернаку обратился итальянский издатель, и Пастернак разрешил использовать роман, как хотят, если он им понравится.
Ивинскую заставляют уговорить Пастернака вернуть рукопись. Но Фольтринелли заявил, что из рук её не выпустит, даже если это будет считаться преступлением, так как чувствует, что в Советском Союзе роман на выпустят, а утаить роман от человечества – преступление ещё большее.
Пять членов редколлегии «Нового мира», в числе которых были К.Федин, К.Симонов, Б.Лавренев, признали роман идеологически вредным. Союз писателей обвинил Пастернака в сделке с иностранцами. Соболев сказал, что чувствует себя оплёванным. И только один редактор говорил, что это совершеннейшее произведение искусства и не надо из него делать повод для травли.
Роман вышел в свет в Италии в 1957 году и за 2 года был переведён на 24 языка. Борис Леонидович был счастлив.
В стране же Пастернак остался без работы, расторгались даже договоры на переводы.
28 октября 1958 года Шведская академия объявила о присуждении писателю Нобелевской премии.
В Литинституте поспешно организовали демонстрацию, требующую высылки Пастернака за границу. От студентов потребовали подписать письмо против Пастернака; тем, кто не подпишет, грозило отчисление, 100 из 300 студентов подписали. Союз писателей исключил Пастернака из членов организации.
29 октября по телевизору передавали выступление Семичастного на пленуме ЦК Комсомола: «Паршивую овцу мы имеем в лице Пастернака.., взял и плюнул в лицо народу Свинья не сделает того, что он сделал Он нагадил там, где ел
Пусть отправляется в свой капиталистический рай..»
Уехать за границу Пастернак не смог. «Пусть будут родные будни, родные берёзы, привычные неприятности и даже – привычные гонения.» 31 октября отвезли письмо Бориса Леонидовича в ЦК, где он писал: «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Выезд за пределы моей родины для меня равносилен смерти.»
От Пастернака требовали написать обращение к народу, покаенное обращение.
Когда отчаяние достигло предела, Пастернак написал стихотворение «Нобелевская премия».
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то воля, люди, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно,
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Всё тесней кольцо облавы,
И другому я виной.
Нет руки со мною правой,
Друга сердца нет со мной
А с такой петлёй у горла
Я б хотел ещё пока
Чтобы слёзы мне утёрла
Права моя рука.
Сейчас роман напечатан, и иногда слышишь: «Почему его не печатали раньше, ничего такого там нет»
Да, там нет конкретных политических деятелей, но роман против насилия над личностью. В письме к итальянским издателям Пастернак писал: «Надежда на счастливое будущее помогает мне жить»,
Звучит песня Высоцкого «Охота на волков»
В.С.Высоцкий
Песня В.Высоцкого «Охота на волков», которую вы только что слышали – о жестокой и злой травле, которой иногда подвергаются поэты.
При жизни Высоцкого стихов не печатали, пластинок с его голосом почти не выходило. Своё творчество Владимир Высоцкий начинал необычно. Пародии на блатной фольклор были его первыми произведениями. Это были его первые шаги, он искал свой творческий путь.
Его лирические стихи полны любви к Марине Влади. Это была странная любовь, так как они не виделись месяцами, общались лишь по телефону. Но эту любовь Высоцкий пронёс через всю жизнь.
Несколько позже, когда поэт обрёл опыт в поэзии, в его творчестве стали появляться серьёзные темы: война, отношения между людьми. Иногда кажется, что перед нами разные поэты, но это не так. В стихах поэт преображался в бывалого фронтовика, прошедшего войну:
Но мы помним,
как солнце отправилось вспять,
И едва не зашло на востоке.
Поэт считал, что пусть война давно кончилась, но в народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
Несколько стихотворений поэта посвящены сталинским лагерям, вернее, обитателям этих лагерей.
Особое место в поэзии Владимира Высоцкого занимает сатира, высмеивающая различные пороки общества: пьянство, хамство, бескультурье, сплетни:
Ходят сплетни, что не будет больше слухов,
И ходят слухи, будто сплетни запретят
Для современного читателя, почитателя поэзии Высоцкого, не секрет, что он принимал наркотики, был болен алкоголизмом. Но он был сильной личностью и никогда не жаловался на свою судьбу.
В творчестве его есть и трагические мотивы, мысли о скорой смерти. Отсюда и поэтический образ «Кони привередливые».
Звучит песня «Кони привередливые»
Много ещё можно говорить о Владимире Высоцком и его поэзии. Одно несомненно – он оставался смелым и прямым. Его уже давно нет, но он в наших душах и сердцах. Он был настоящим поэтом и человеком, который заставляет задуматься, как мы живём, вспомнить, как коротка жизнь и как она прекрасна.
Полное признание пришло к Высоцкому только сейчас, и все его творчество становится достоянием народа.
Заседание заканчивается песней «Не вернулся из боя».
Заключение
Таким образом в методической разработке отражен материал проведения заседания литературного кружка.
В процессе закрепления знаний студентов, большое значение имеет применение активных форм и методов обучения: заочное путешествие по произведениям русской литературы, развитие навыков монологической и диалогической речи.
Данная методическая разработка содержит в себе названные выше активные формы и методы обучения.
Литература
Булгакова Ф.Я., Самарина Н.Н. Уроки литературы по новой программе. Шумиха, 2012 г.
Козак О.Н. Литературные викторины. Спб., 2010 г.
Рецензия
на методическую разработку заседания литературного кружка, выполненную преподавателем русского языка и литературы Вязковой О.А.
Данная работа представляет собой развёрнутый план-конспект по проведению заседания литературного кружка.
С помощью данной методической разработки автор пытается расширить кругозор студентов по литературе, формирует нравственный мир личности, прививает интерес к русской поэзии, воспитывает гордость за духовное достояние нации.
Представленный в ней материал позволяет судить:
О глубоком владении преподавателя материалом по данному вопросу.
Логичность и обоснованность выбора формы, типа, метода воспитания, подбора необходимой оснащённости заседания кружка.
Роль, место и значение данного мероприятия в системе воспитания будущего поколения.
Данная методическая разработка представляет большой интерес и рекомендуется для использования классным руководителям, преподавателям литературы, воспитателям общежитий, органам самоуправления средних специальных учебных заведений.
Преподаватель
общеобразовательных дисциплин ________________ Л.Ю.Лавренюк
13PAGE 14115
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915