Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 3 Л класса



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3 – Л КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор – составитель программы –
учитель начальных классов
Мелешина Е. Н.
Москва2014
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” под редакцией И.М. Бгажноковой.
Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности учащихся. В ходе урока по заданному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
— действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
— действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
— выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
—использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Цель:знакомство с нетрадиционными способами рисования; формировать навык построения композиции и реализовывать замысел различными изобразительными средствами(рисование карандашами, красками, гуашью)
Задачи:
 Воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью
 Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира
 Развитие познавательной активности, формирование приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения
 Формирование практических умений в разных видах художественно- изобразительной деятельности
 Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами(по инструкции) и самостоятельно
 Формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности
Программа рассчитана на 2 часа в неделю(68 часов)
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Части изображаемых предметов (строение объектов): части дерева, дома, человека
Названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец, Филимоново
Прием передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи
О существующем в природе явлении осевой симметрии
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
Исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком
Изображать элементы городецкой росписи
Соотносить форму предметов с геометрическими эталонами(На что похожа форма?)
Владеть приемами осветления цвета(разбавлением краски водой или добавлением белого)
Рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года
При оценивании деятельности учащихся на уроке обращается внимание на степень самостоятельности, привнесение «своего», что оживляет рисунок.
Календарно – тематическое планирование.

п/п Дата Тема урока
1 03.09 Рисование карандашами с натуры овощей и фруктов
2 05.09 Рисование карандашами с натуры;
тема “Неваляшка”
3 10.09 Декоративное рисование;
тема “Орнамент в квадрате”
4 12.09 Рисование карандашами с натуры;
тема “Грибы”
5 17.09 Рисование карандашами с натуры;
тема “Листья”
6 19.09 Рисование акварелью; тема “Дождик”
7 24.09 Рисование карандашами; тема “Узор в квадрате из листьев и грибов”
8 26.09 Рисование акварелью методом печати; тема “Листопад”
9 01.10 Рисование акварелью и ватными палочками; тема “Ветка рябины”
10 03.10 Рисование карандашами; тема “Ежик”
11 08.10 Рисование акварелью приемом раздувания краски; тема “Осенние деревья”
12 10.10 Рисование карандашами; тема “Шахматный узор в квадрате”
13 15.10 Рисование акварелью и скомканной бумагой; тема “Ежик”
14 17.10 Рисование гуашью; тема “Сосна”
15 22.10 Рисование акварелью; тема “Морское дно”
16 24.10 Рисование гуашью; тема “Световой спектр”
17 29.10 Рисование гуашью; тема
“Теплые и холодные тона”
18 31.10 Рисование фломастерами; тема “Узор в полосе по трафарету”
19 12.11 Рисование карандашами с натуры; тема “Сказочный домик”
20 14.11 Рисование простым карандашом наброска рисунка; тема “Натюрморт”
21 19.11 Рисование карандашами;
тема “Натюрморт” (раскрашивание наброска)
22 21.11 Рисование восковыми карандашами с натуры; тема “Двухцветный мяч”
23 26.11 Рисование гуашью; тема “Зимний фон для аппликации”
24 28.11 Рисование восковыми карандашами; тема “Деревья”
25 03.12 Рисование карандашами; тема “Орнамент из квадратов”
26 05.12 Рисование восковыми карандашами; тема “Детская площадка”
27 10.12 Рисование акварелью; тема “Елка в лесу”
28 17.12 Рисование карандашами; тема “Снежинка”
29 19.12 Рисование симметричного узора в полосе по образцу карандашами
30 24.12 Рисование акварелью методом тычка; тема “Новогодняя елка”
31 26.12 Рисование восковыми карандашами; тема “Новогодние подарки”
32 14.01 Рисование карандашами с натуры; тема “Стаканчик”
33 16.01 Рисование акварелью приемом монотипии; тема “Снежный пейзаж”
34 21.01 Рисование с натуры карандашами; тема “Грузовик”
35 23.01 Рисование акварелью приемом кляксографии; тема “Снежинка”
36 28.01 Рисование красками; тема “Элементы городецкой росписи”
37 30.01 Рисование карандашами (набросок);
тема “Городецкая игрушка”
38 04.02 Рисование акварелью;
тема “Раскрашивание городецкой игрушки”
39 06.02 Рисование акварелью; тема “Зима”.
Беседа по картинам
40 11.02 Рисование с натуры карандашами;
тема “Комнатный цветок”
41 13.02 Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)
42 18.02 Рисование карандашами;
тема “Игрушка - лошадка”
43 20.02 Рисование красками; тема “Палитра”
44 25.02 Рисование карандашами;
тема “Геометрический узор в квадрате”
45 27.02 Рисование карандашами с натуры;
тема “Самолет”
46 04.03 Рисование красками; тема “Открытка ко Дню защитника Отечества”
47 06.03 Рисование красками; тема “Элементы дымковской игрушки”
48 13.03 Рисование акварелью; тема “Дымковская игрушка”.
49 18.03 Рисование карандашами (пошаговое);
тема “Птица”
50 20.03 Рисование акварелью; тема “Открытка маме”
51 01.04 Рисование с натуры акварелью приемом тычка; тема “Ветка мимозы”
52 03.04 Рисование карандашами с натуры;
тема “Скворечник”
53 08.04 Рисование акварелью; тема “Весна пришла”. Беседа по картинкам
54 10.04 Рисование карандашами с натуры;
тема “Чашка с блюдцем”
55 15.04 Декоративное рисование; тема “Элементы филимоновской росписи”
56 17.04 Декоративное рисование; тема “Роспись филимоновской игрушки”
57 22.04 Рисование акварелью;
тема “Пасхальный сувенир”
58 24.04 Рисование карандашами с натуры;
тема “Пенал”
59 29.04 Рисование красками; тема “Открытка ко дню Весны и труда”
60 06.05 Рисование карандашами с натуры;
тема “Ветка березы”
61 08.05 Рисование акварелью открытки; тема “День победы”
62 13.05 Рисование карандашами с натуры;
тема “Цветок мать – и - мачеха”
63 15.05 Коллективное рисование акварелью; тема “Дорожные знаки”
64 20.05 Рисование акварелью тема “Моя любимая сказка”
65 22.05 Рисование акварелью тема “Скоро лето”. Беседа по картинам
66 27.05 Рисование карандашами на свободную тему
Список учебно - методической литературы.
1.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта . Программно- методические материалы ». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Гуманитарный издательский центр, 2007
2.Программы специальных (коррекционных )образовательных учреждений VIIIвида (0- 4 классы). Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Просвещение, 2011
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Год издания: Москва, «Академия», 2003г.