Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 3 Л класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3 – Л КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор – составитель программы –
учитель начальных классов
Мелешина Е. Н.
Москва2014
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” под редакцией И.М. Бгажноковой.
Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности учащихся. В ходе урока по заданному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
— действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
— действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
— выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
—использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Цель:знакомство с нетрадиционными способами рисования; формировать навык построения композиции и реализовывать замысел различными изобразительными средствами(рисование карандашами, красками, гуашью)
Задачи:
Воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью
Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира
Развитие познавательной активности, формирование приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения
Формирование практических умений в разных видах художественно- изобразительной деятельности
Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами(по инструкции) и самостоятельно
Формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности
Программа рассчитана на 2 часа в неделю(68 часов)
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Части изображаемых предметов (строение объектов): части дерева, дома, человека
Названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец, Филимоново
Прием передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи
О существующем в природе явлении осевой симметрии
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
Исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком
Изображать элементы городецкой росписи
Соотносить форму предметов с геометрическими эталонами(На что похожа форма?)
Владеть приемами осветления цвета(разбавлением краски водой или добавлением белого)
Рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года
При оценивании деятельности учащихся на уроке обращается внимание на степень самостоятельности, привнесение «своего», что оживляет рисунок.
Календарно – тематическое планирование.
№
п/п Дата Тема урока
1 03.09 Рисование карандашами с натуры овощей и фруктов
2 05.09 Рисование карандашами с натуры;
тема “Неваляшка”
3 10.09 Декоративное рисование;
тема “Орнамент в квадрате”
4 12.09 Рисование карандашами с натуры;
тема “Грибы”
5 17.09 Рисование карандашами с натуры;
тема “Листья”
6 19.09 Рисование акварелью; тема “Дождик”
7 24.09 Рисование карандашами; тема “Узор в квадрате из листьев и грибов”
8 26.09 Рисование акварелью методом печати; тема “Листопад”
9 01.10 Рисование акварелью и ватными палочками; тема “Ветка рябины”
10 03.10 Рисование карандашами; тема “Ежик”
11 08.10 Рисование акварелью приемом раздувания краски; тема “Осенние деревья”
12 10.10 Рисование карандашами; тема “Шахматный узор в квадрате”
13 15.10 Рисование акварелью и скомканной бумагой; тема “Ежик”
14 17.10 Рисование гуашью; тема “Сосна”
15 22.10 Рисование акварелью; тема “Морское дно”
16 24.10 Рисование гуашью; тема “Световой спектр”
17 29.10 Рисование гуашью; тема
“Теплые и холодные тона”
18 31.10 Рисование фломастерами; тема “Узор в полосе по трафарету”
19 12.11 Рисование карандашами с натуры; тема “Сказочный домик”
20 14.11 Рисование простым карандашом наброска рисунка; тема “Натюрморт”
21 19.11 Рисование карандашами;
тема “Натюрморт” (раскрашивание наброска)
22 21.11 Рисование восковыми карандашами с натуры; тема “Двухцветный мяч”
23 26.11 Рисование гуашью; тема “Зимний фон для аппликации”
24 28.11 Рисование восковыми карандашами; тема “Деревья”
25 03.12 Рисование карандашами; тема “Орнамент из квадратов”
26 05.12 Рисование восковыми карандашами; тема “Детская площадка”
27 10.12 Рисование акварелью; тема “Елка в лесу”
28 17.12 Рисование карандашами; тема “Снежинка”
29 19.12 Рисование симметричного узора в полосе по образцу карандашами
30 24.12 Рисование акварелью методом тычка; тема “Новогодняя елка”
31 26.12 Рисование восковыми карандашами; тема “Новогодние подарки”
32 14.01 Рисование карандашами с натуры; тема “Стаканчик”
33 16.01 Рисование акварелью приемом монотипии; тема “Снежный пейзаж”
34 21.01 Рисование с натуры карандашами; тема “Грузовик”
35 23.01 Рисование акварелью приемом кляксографии; тема “Снежинка”
36 28.01 Рисование красками; тема “Элементы городецкой росписи”
37 30.01 Рисование карандашами (набросок);
тема “Городецкая игрушка”
38 04.02 Рисование акварелью;
тема “Раскрашивание городецкой игрушки”
39 06.02 Рисование акварелью; тема “Зима”.
Беседа по картинам
40 11.02 Рисование с натуры карандашами;
тема “Комнатный цветок”
41 13.02 Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)
42 18.02 Рисование карандашами;
тема “Игрушка - лошадка”
43 20.02 Рисование красками; тема “Палитра”
44 25.02 Рисование карандашами;
тема “Геометрический узор в квадрате”
45 27.02 Рисование карандашами с натуры;
тема “Самолет”
46 04.03 Рисование красками; тема “Открытка ко Дню защитника Отечества”
47 06.03 Рисование красками; тема “Элементы дымковской игрушки”
48 13.03 Рисование акварелью; тема “Дымковская игрушка”.
49 18.03 Рисование карандашами (пошаговое);
тема “Птица”
50 20.03 Рисование акварелью; тема “Открытка маме”
51 01.04 Рисование с натуры акварелью приемом тычка; тема “Ветка мимозы”
52 03.04 Рисование карандашами с натуры;
тема “Скворечник”
53 08.04 Рисование акварелью; тема “Весна пришла”. Беседа по картинкам
54 10.04 Рисование карандашами с натуры;
тема “Чашка с блюдцем”
55 15.04 Декоративное рисование; тема “Элементы филимоновской росписи”
56 17.04 Декоративное рисование; тема “Роспись филимоновской игрушки”
57 22.04 Рисование акварелью;
тема “Пасхальный сувенир”
58 24.04 Рисование карандашами с натуры;
тема “Пенал”
59 29.04 Рисование красками; тема “Открытка ко дню Весны и труда”
60 06.05 Рисование карандашами с натуры;
тема “Ветка березы”
61 08.05 Рисование акварелью открытки; тема “День победы”
62 13.05 Рисование карандашами с натуры;
тема “Цветок мать – и - мачеха”
63 15.05 Коллективное рисование акварелью; тема “Дорожные знаки”
64 20.05 Рисование акварелью тема “Моя любимая сказка”
65 22.05 Рисование акварелью тема “Скоро лето”. Беседа по картинам
66 27.05 Рисование карандашами на свободную тему
Список учебно - методической литературы.
1.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта . Программно- методические материалы ». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Гуманитарный издательский центр, 2007
2.Программы специальных (коррекционных )образовательных учреждений VIIIвида (0- 4 классы). Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Просвещение, 2011
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Год издания: Москва, «Академия», 2003г.