Методическая разработка Сборник конспектов и мастер-классов
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Волжского муниципального района.
Согласовано: Утверждаю:
Методический совет МБУДО Директор МБУДО
«Дом детского творчества» «Дом детского творчества»
Волжского муниципального района Волжского муниципального района
Протокол № ____от ___________ ____________Яндимирова А.М «_______»_________________20___г
СБОРНИК
конспектов открытых занятий
и мастер - классов
Автор –составитель:
Павлова З.И
педагог дополнительного образования при МБУ
ДО ДДТ
с.Сотнур2015
СБОРНИК конспектов открытых занятий и мастер - классов. В сборнике представлены конспекты открытых занятий художественной направленности и мастер - классы по современным техникам в прикладном творчестве. Сборник адресован педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, учителям технологии.
План-конспект занятия введения в программу «Бумажная фантазия» на тему: «Солнечный букет»
Республиканский конкурс «Сердце отдаю детям»
Тема занятия: Панно «Солнечный букет»
Цель : формирование познавательного интереса у обучающихся к программе детского объединения «Бумажная фантазия» .Задачи:
Ознакомить детей с направлением деятельности объединения и показать им перспективы получения знаний, умений и навыков в процессе занятий по программе;
Сформировать у детей интерес к творческому объединению;
познакомить детей с технологией изготовления цветка «подсолнух» в технике аппликации – симметричное вырезание, торцевание
развивать творческие способности, воображение, образное мышление, фантазию.
воспитывать аккуратности при выполнении творческой работы
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма организация занятия: групповая, коллективная.
Методы и приемы обучения:
словесный метод: беседа, объяснение технологии изготовления цветка «подсолнух»;
наглядный метод: работа с иллюстрациями, образцами готовых изделий, просмотр компьютерной презентации по этапам выполнения работы;
практический метод: самостоятельная практическая работа по изготовлению цветка ; проверка, анализ и оценка работ.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
развитие эстетических чувств,
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности,
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней,
вырабатывать способность различать способ и результат действия,
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие задачи,
развивать внимание и наблюдательность;
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия,
осуществлять анализ объектов,
умение рассматривать, сравнивать;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Образовательные технологий используемые на занятий:
-проблемное обучение;
-групповая технология;
-технология коллективной творческой деятельности;
Обеспечение занятия:
Техническое: ноутбук, проектор, экран.
Электронное: презентация объединения «Бумажная фантазия».
Документальное: фотоальбомы объединения, наглядные материалы по направлению деятельности объединения, материалы для первого учебного занятия.
Характеристика воспитанников:
1-й год обучения;
возраст детей;
уровень усвоения материала - начальный.
План занятия:
I.Орг. момент
II.Основной этап
1)Сообщение темы.
2)Правила техники безопасности
3)Практическая работа
4)Физкультминутка
III Итог занятия оформление изделия (рефлексия)
Ход занятия:
I.Организационный момент
Педагог: -Здравствуйте ребятки!
Все ли у вас в порядке?
Готовы ли вы трудится?
Ну что ж не будем лениться.
Проверим, все ли на месте.
И друг дружке улыбнемся вместе!
Введение в программу: Меня зовут Павлова З.И, я занимаюсь с такими же замечательными детьми как и вы только в Сотнурской школе. С ребятами я работаю по программе «Бумажная фантазия», где мы знакомимся с аппликацией, торцеванием, оригами, квиллинг ) .А один из разделов называется «Аппликация». Сегодня я познакомлю вас с одним из приемов симметричного вырезания и торцевания.
А теперь внимание сюда! Сегодня я вас приглашаю в волшебный мир сказки. Я расскажу вам о «Кофейных зернышках»….
В некотором царстве, в некотором государстве жил был король .У него в сказочном саду росло кофейное деревце не простое а волшебное, а на этом деревце жили крохотные кофейные зернышки. Своими добрыми глазками они смотрели на мир, любовались природой, как распускаются цветочки, как на них садятся бабочки и пьют волшебный нектар. И им ребята тоже захотелось жить, среди чудесных цветков и это было их заветным желанием.Они спустились с деревца и отправились в путешествие по миру, на пути им встретилась добрая фея. Она собрала эти чудесные зернышки в волшебный мешочек.
Педагог. - Я даже ребята представить не могла . Сегодня ночью ко мне прилетела фея и прислала волшебный мешочек .Наверное фея знала, что я сегодня приеду к вам на занятие.
- А что там в нем?
-О так это наши зернышки малыши?
Я раздам вам эти зернышки ,чтобы исполнить их заветные желания- жить в чудесном цветке!
-Поможем им ребята?
Дети.- Да!
И поэтому я вам предлагаю, сделать волшебный цветочек.
Удивительное солнце (слайд)
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат. (подсолнух)
Правильно, это цветок подсолнуха. Он символизирует величие, достаток, прочность и теплое южное солнце. Но этот цветок одинокий, эффективнее будет смотреться в букете и оформленное в панно (Устное описание хода работы) Показ образца цветка, сообщение темы и целей занятия;
Педагог. -Ребята из каких деталей состоит цветок? ( лепестков, зернышек).
объяснение технологии изготовления цветка: (рассмотреть образец )отработка приемов симметричного вырезания, складывания лепестков и приклеивание на основу;
торцевание;
декоративное оформление панно
2) Правила техники безопасности (Слайд)
Педагог.- Предварительно вспомним правила работы с ножницами:
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу ручками вперёд.
Будь внимателен! Во время работы не отвлекайся!
При работе с клеем соблюдай осторожность
3).Практическая часть занятия(слайд)
Технология выполнения:
1.Возьмем квадратный лист зеленого цвета, сгибаем его пополам прикладываем шаблон листка и вырезаем (симметричное вырезание)
2.Полоску желтого цвета складываем несколько раз, прикладываем шаблон лепестка и вырезаем
3.Берем шаблон - основу круга
4.Склеиваем желтые лепесточки по кругу, первый ряд, второй ряд между ними
5.На середину круга намазываем клей и раскладываем зернышки.
6.Из квадратиков желтого цвета выполняем торцевание и приклеиваем вокруг зерен.
7.Цветок готов!
4) Физкультминутка « Бабочка»
Оформление изделия на общей основе.
Педагог. Ваши цветки получились замечательными, аккуратными ,но они прекрасно смотрятся в композиции, поэтому предлагаю оформить панно(дети приклеивают цветки, и каждый свой зеленый листик)
III.Итог занятия
Педагог. Сегодня мы с вами выполнили панно «Солнечный букет», который нам напоминает солнечное жаркое лето, где мама –солнышко, а сынок –подсолнушек ее. Зернышки так и шепчут мне, что им очень приятно находиться в этих замечательных цветках. Спасибо ребята , что помогли исполнить желание кофейных зернышек!
Рефлексивный этап: определение результативности и полезности занятия, применение метода «вопрос-ответ»
Мне очень было приятно с вами работать.
Обучающимся вручаются визитки объединения «Бумажная фантазия»
Источники
http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования
http://masterclassy.ru – мастер-классы своими руками
http://scrap-info.ru – единый информационный портал
http://www.by-hand.ru - все для тебя своими руками
Используемая литература:
1.Верхола А. «Чудеса из природных материалов».-М.; 2014
2.«Коллекция идей» журнал для умелых рук №17, 2013
3.Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М.;2014
4.Ким Е.В. «Волшебная бумага».-М.; 2013
5.Лопатина А.И, Скребцова М.В.«Сказочный справочник здоровья» -М.; 2012.
6.Смирнов А.В.«Цветок солнца» -М.; 2014
Конспект
мастер - класса
«ОТКРЫТКА В ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГ»
Паспорт
мастер – класса
Тема - ОТКРЫТКА В ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГ
Цель - представление опыта работы по обучению детей в технике скрапбукинг
Задачи:
познакомить с материалами и инструментами, необходимыми для работы в технике скрапбукинг и их особенностями;
познакомить с этапами работы в технике скрапбукинг.
Форма проведения - мастер-класс
Оборудование - декоративные дыроколы, штампы, фигурные ножницы, поролоновые подушечки, бумага (бумажные полоски для квиллинга писчая, цветная, альбомная, гофрированная, клеящаяся, обои), картон (тонкий, толстый, гофрированный, цветной), декоративные украшения для скрапбукинга, клей Титан, двойной скотч, декоративный скотч.Источники для сегодняшнего мастер – класса
http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования
http://masterclassy.ru – мастер-классы своими руками
http://scrap-info.ru – единый информационный портал
http://www.by-hand.ru - все для тебя своими руками
План
мастер - класса
1. Материалы и инструменты для работы в технике скрапбукинг1.1 Вступительное слово педагога
1.2 Краткий рассказ о технике скрапбукинг и стилях в нем
1.3 Знакомство с материалами и инструментами для работы в технике скрапбукинг2. Демонстрация техники скрапбукинг при выполнении открытки
2.1 Предварительная работа, знакомство с цветовым кругом
2.2 Поэтапное выполнение работы
3. Рефлексия. Краткий анализ работы мастера
Конспект
мастер - класса
. Материалы и инструменты для работы в технике скрапбукинг1.1 Вступительное слово педагога
Добрый день уважаемые коллеги! Я педагог дополнительного образования . Тема сегодняшнего мастер - класса «Открытка в технике скрапбукинг».
Я работаю по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «МАСТЕРИЦА». В течении обучения по программе дети узнают несколько техник: «скапбукинг», «квилинг», «валяние», «полимерная глина».
Технику скрапбукинг дети начинают осваивать уже с первого класса, и выполняют свои первою работу – закладка для книги, открытку, страничку альбома.
1.2 Краткий рассказ о технике скрапбукинг и стилях в нем
Что такое «скрапбукинг».;. Скрапбукинг (или скрэпбукинг, англ. Scrapbooking: scrap — вырезка и book — книга, букв. вид хобби, ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, открыток, коробочек.
Искусство оформления альбомов существует очень давно. Впервые упоминание о скрапбукинге встречается в 16 веке. В эти времена в Англии были популярны тетради для записи любимых стихов, памятных афоризмов и цитат. Свою современную форму скрапбукинг принимает в 17 веке. В Германии тогда начали активно собирать вырезки из альбомов, поскольку стали печататься альбомы с изображениями, гравюрами и литографиями и красиво их оформлять.
Важным этапом для развития скрапбукинга стало появления фотографии.. В России широко распространены так называемые «дембельские альбомы», которые состоят из фотографий, коллажей, рисунков, карикатур, календариков с зачеркнутыми днями, адресов и пожеланий сослуживцев и изготавливают их демобилизованные солдаты — это ярчайший пример русского скрапбукинга.
В скрапбукенге существует множество стилей: винтажный, наследие (Херитаж), европейский стиль, американский стиль, потертый шик (шеби шик), чисто и просто, смешанный стиль, свободный стиль.
Винтажный (Ложностаринный стиль). Для этого стиля характерно использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов: старых открыток, марок, украшений, актуальных в период, по которому формируется страничка. Цветовую гамму обычно подбирают под стать времени, которое отражает страничка в стиле винтажа.
Американский стиль (American). Американский стиль является классическим в скрапбукинге, его главное отличие — большое количество самых различных украшений, которое тем не менее является сбалансированным для текущей странички, не доминирует над фотографией.
Потертый шик (Шеби шик). Эффект продолжительного использования, элементов: ленточек с разлохмаченными краями, надорванных фонов, с различными потертостями, примятые. В качестве фонов чаще всего используются умеренные цвета (нежно-розовые, салатовые, пастельные).
Смешанный стиль. Смешение стилей, материалов и различных техник. Самое главное и самое сложное - не перегрузить страничку изобилием стилей, а также не пытаться сочетать несочетаемое.
1.3 Знакомство с материалами и инструментами для работы в технике скрапбукингСегодня я вас познакомлю с основными приемами и способами работы в технике скрапбукинг .
Для работы в технике скрапбукинг нам потребуются всевозможные виды бумаги: цветная, бархатная, гофрированная, оберточная, пергаментная, различные веревочки, ленточки, бечевки, кусочки кружева, ткань, картон, карандаши, фломастеры, акриловые краски, блестки, бусенки, декоративные пуговицы, клей Титан, двойной скотч.А так же инструменты: фигурные дыроколы, ножницы - обычные и фигурные, штампы, подушечки для штампов.
Знакомя детей с новыми специальными инструментами, я применяю метод группового обучения, где дети группами знакомятся и выполняют мини задания. Так же дети и знакомятся с со способами склеивания и приклеивания.
Техника СКРАПБУКИНГ сегодня – модное, современное, актуальное и интересной для детей занятие. В тоже время скрапбукинг - способствует развитию в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Демонстрация техники скрапбукинг при выполнении открытки
2.1 Предварительная работа, знакомство с цветовым кругом
Перед тем как самостоятельно начинать творить скрап-открытку я знакомлю детей с правилами сочетания цветов — цветовой круг. Проще всего увидеть цветовую гармонию, если посмотреть на цветовой круг или спектр.
Цветовой круг - это, своего рода, карта местности. Но также, как карта местности не является самой этой местностью, так и цвет не может быть просто схемой, которая используется в прикладных целях.
Мы рассматриваем цветовой круг, состоящий из 12-ти сегментов. Три основных цвета (синий, красный, желтый) называются. Составные цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). И цвета третьего ряда.
2.2 Поэтапное выполнение работы
Первый этап: Выбор цветового решения скрап – открытки. Выбираем два цвета для своей открытки: сочетания в одном цвете или в противоположном сочетании в цветовом круге. Так как цвет основы открытки - белый
Второй этап: Выбираем дополнительный фон – бумагу с рисункам В качестве дополнительного фона можно выбрать яркую бумагу, которая хорошо сочетается с основным цветом фоновой бумаги. Эту бумагу используют для создания небольших аксессуаров. Многослойность делает композицию более выразительной.
Третий этап: Выбираем декоративные элементы для украшения страницы в своей цветовой гамме. Это могут быть заклепки, наклейки, стразы, бусы, тесьма, шнуры и ленты.
Четвёртый этап: Планируем расположение. Расположение всей композиции напрямую зависит от количества компонентов которые вы будете использовать. Так же зависит расположить – горизонтально или вертикально, а также от количества и размера. Экспериментируйте, пока не добьётесь самого удачного расположения. Вполне допустимо, если Ваши снимки будут расположены под уклоном или находить один на другой. Это придаст Вашей странице особую визуальную выразительность, эффект глубины.
Пятый этап: Делаем паспарту для заметки. Нанесите клей на уголки заметки с обратной стороны, приклейте её на бумагу, выбранную Вами для паспарту, а затем вырежьте паспарту, оставляя поля нужного Вам размера. Также хорошо смотрятся многослойные паспарту. Например, первый слой – бумага без рисунка, второй слой – бумага с рисунком (та же, что и для основного фона), третий слой – снова бумага без рисунка. Это помогает привлечь максимум внимания к заметке.
Шестой этап: Приклеиваем. Убедитесь в точности расположения вашей композиции на странице согласно Вашему плану и начинайте приклеивать.
Поздравляю! Работа завершена.
Рефлексия. Краткий анализ работы мастера
Таким образом, сегодня вы познакомились с техникой скрапбукинга, она интересна, доступна, проста в исполнении и может применяться на занятиях, а так же как вид хобби. Данная техника способствует формированию навыков творческой деятельности: умение подбирать цвета, использовать в своей работе разнообразные материалы, через творчество выражать своё «Я».
Спасибо за внимание! Я готова ответить на появившиеся вопросы по мастер классу.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам заполнить анкету-отзыв “А напоследок я скажу…”, где нужно ответить на несколько вопросов. Спасибо.
КОНСПЕКТ
занятия в объединении «Мастерица»
с детьми 1-го года обучения
Тема: «СТРАНИЧКА ДЛЯ ФОТОАЛЬБОМА В ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГ»
Цель: Оформление странички альбома в соответствии с эскизом
Задачи:
продолжать учить детей работать с новыми инструментами и материалом: дырокол, штамп, подушечки, двойной скотч, клей «Титан»;
учить детей собирать композицию и выполнять ее по задумке;
развивать творчество и фантазию;
формировать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: выставка работ детей, эскиз, основа для работы, фотография, цветная бумага, дыроколы, штампы, подушечки, клей «Титан», заготовки для композиции, стразы, тесьма, двойной скотч, заготовки с высказываниями об объединении, заготовки с фамилией и имеем ребенка.Ход занятия
Организационное начало занятия
Добрый день, ребята! Мы продолжаем делать альбом «Наши работы». Сегодня мы с вами заканчиваем оформление своей странички в этом альбоме.
2. Подготовительный момент
Прежде чем приступить , давайте вспомним, какую предварительную работу мы с вами выполнили. (Ответы детей)
Сфотографировались,
записали свои высказывания о работе в объединении,
составили эскиз,
подготовили детали для выполнения оформления странички
А теперь дайте вспомним, какими инструментами мы с вами работали при выполнении заготовок для композиции? (Ответы детей)
Дыроколы.
Штампы.
Подушечки.
3. Вступительная беседа о выполнении сюжетной аппликации
У вас на столах лежат коробочки с деталями вашей работы, давайте подумаем и составим дальнейший план. И так, с чего начнем? (Ответы детей)
Достать эскиз и заготовки для работы.
Разложить по эскизу все детали композиции и убедиться, что у вас все детали на месте.
Если нет достающих деталей, нужно их сделать из того материала из которого было задумано, весь материал лежит на столах.
После того, когда вы убедитесь что у вас все детали на месте, начинаем приклеивать все детальки по очереди от крупных к мелким.
Начинаем с крупных деталей (основных) – это у нас фотография и рамочка из цветной бумаги. Фотографию склеиваем с рамочкой. Все это приклеиваем на основу.
Дальше раскладываем мелкие детальки своей композиции и начинаем аккуратно приклеивать.
Детальки с надписями приклеиваем в последнюю очередь на двойной скотч.
Сейчас я вам напомню несколько правил работы с клеем Титан.
Аккуратно, стараться не запачкать одежду и стол.
Контролировать нажим на пузырек с клеем чтобы клей бежал не сильно.
Делаем несколько капель по уголкам, чтобы приклеит детали или проводим линию по краям заготовки.
С клеем работаем на столе, а не на весу.
Если нужно приклеить маленькую деталь на работу нужно на предварительно намеченном месте аккуратно капнуть не большую капельку клея и положить осторожно деталь на это место.
Если клей случайно попал на руку или стол нужно быстро потереть руками в этом месте, чтобы клей скатался и его можно было спокойно удалить.
Основные правила при работе с двойным скотчем (показ):
Берем кусочек двойного скотча, приклеиваем его на заднюю сторону детальки
Прикладываем на то место, где эта деталька должна быть, запоминаем
Берем детальку, отклеиваем со скотча вспомогательную пленку и приклеиваем детальку4. Основной этап
И так, план выполнения мы с вами разобрали, технику безопасности вспомнили, можем приступать к работе.
(По ходу работы педагог подходит индивидуально к каждому ребенку и помогает составлять композицию по эскизу, приклеивать детальки, контролирует правильность выполнения работы. Поощряет. )В ходе работы предлагаю детям выполнить физкультминутку.
Заканчиваем выполнение работы. Приберите свое рабочее место.
5. Итоговый момент
А теперь, ребята, покажите свои работы другим, посмотрите на работы своих друзей и скажите мне пожалуйста:
Чья работа самая красивая по оформлению?
Чья работа самая аккуратная по выполнению?
Чья работа самая интересная и не повторяющаяся? Почему?
В чьей работе больше всего было использовано новых инструментов? Какие?
Что было трудного при выполнении этой работы?
У вас получились очень интересные, аккуратные и разные работы, которые достойны вставки в нашем Центре детского творчества. Молодцы! Спасибо.
Предварительная работа педагога:
Собрать и напечатать мнения детей о работе в объединении в соответствии с цветом выбранным ребенком.
Напечатать фамилии и имена детей по списку в соответствии с цветом выбранным ребенком.
Купить альбом.
Сфотографировать детей и распечатать фотографии.
Оформить и подписать выставку детских работ выполненных ранее.
Приготовить основы для страничек в альбом.
Подобрать материал для оформления страничек (бумага для эскизов сочетающиеся разные по рисунку цветной бумаги (одна бумага с рисунком, другая однотонная), паетки, бусинки, тесьма, ленточка атласная, и д.р.)
Приготовить клей «Титан», нарезать двойной скотч и наклеить его на досочки.
Проверить наличие инструментов: ножницы, карандаши, резинки, дыроколы, штампы, подушечки (влажная губка для смывания краски от подушечки и сухая тряпочка).
Прибраться в кабинете.
Приготовить схематичный план выполнения работы.
КОНСПЕКТ
занятия в объединении «Бумажная фантазия»
Тема: АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЛИСТЬЕВ
Цель занятия: учить детей выполнять аппликацию из засушенных листьев.
Задачи: 1. Учить работать с природным материалом.
2. Учить составлять эскиз, учитывая качества природного материала.
3. Развивать эстетический вкус детей.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Формировать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: Ножницы, клей, бумага, картон, карандаши.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сегодня мы приступаем к работе по разделу «Чудесные листья». Тема - нашего сегодняшнего занятия «Аппликация из листьев». Мы должны с вами выполнить аппликационную работу из засушенных листьев. А на сегодняшнем нам необходимо составить эскиз аппликации из листьев.
II. Вступительная беседа об аппликации.
- Какие виды аппликации мы с вами проходили? (предметная, сюжетная, декоративная)
- Какой материал используется в аппликации? (бумага, картон, фольга и т.д.)
- Сегодня мы будем выполнять аппликацию из природного материала. Возьмите в руки по кленовому листочку и попробуйте вырезать круг, а теперь возьмите обыкновенный лист бумаги и тоже вырежьте круг.
- Каким качеством обладает природный материал? (хрупкость)
- Конечно же хрупкость материала только если вы будете внимательны, аккуратны, точны, ваша работа будет выполнена отлично.
- В чем особенности природного материала? Чем отличается природный материал от традиционных материалов, которые мы используем в аппликации? (хрупкость, цветовая гамма, сходство с реальными предметами).
(Дети предлагают работы из природного материала)
- Посмотрите и скажите:
Какие виды аппликации используются в этих работах?
(декоративные, сюжетные, предметные)
Как подобраны цвета в работе?
(с учетом цветной природной гаммы)
Как выполнены эти работы?
(аккуратно, эстетично, со вкусом, оригинально)
Использована ли природная форма листа и детали вырезались по шаблону?
(и природная форма и шаблоны)
Как вы считаете, почему можно использовать природную форму листьев?
(листья похожи на реальные предметы)
Целый лист клена на что похож?
(на крылья бабочки, дерево и т.д.)
А часть листья клена?
(на спинку, крылья дракона и т.д.)
А целый лист березы?
(дерево, сладкая вата, шапочка, одуванчик)
Часть листа березы?
(руки клоуна, холмы и т.д.)
Целый лист дуба?
(дерево, ваза и т.д.)
Часть листа дуба?
(ежик, крылья бабочки и т.д.)
Целый лист рябины?
(дерево, лесенка и т.д.)
Часть листа рябины?
(часть корзинки, листочки из цветов и т.д.)
Осина?
(дерево, холмы снега)
Часть листа осины?
(зайчик, снеговик и т.д.)
- Продолжаем наше занятие, сейчас вам нужно самостоятельно выбрать вид аппликаций и нарисовать эскиз вашей работы исходя из возможностей природного материала.
III. Практическая работа детей
(по ходу выбора работы и составления эскизов педагог подходит индивидуально к каждому ребенку и обсуждает вид аппликации выбранный ребенком, уточняет и помогает составить эскиз).
- Заканчиваем выполнение работ. Приберите свое рабочее место.
IV. Подведение итогов занятия.
Анализ работ детей
- Посмотрите, пожалуйста, на эскизы друзей и определите, какая форма природного материала была использована.
(природные формы и шаблоны).
- Назовите наиболее интересные эскизы (дети обосновывают).
- На сегодняшнем занятии получилось . . . сюжетных аппликации, . . . декоративных и . . . предметных.
- На следующем занятии нам нужно подготовить основу для работы, подобрать природный материал и начать выполнять наши задумки.
КОНСПЕКТ
занятия в объединении «Бумажная фантазия»
с детьми1 года обучения
Тема: ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ИЗ КАРТОННОЙ КОРОБКИ.
Цель занятия: Учить использовать бросовый материал для изготовления игрушек
Задачи занятия:
учить составлять чертеж по размерам коробки;
воспитывать аккуратность при выполнении работы;
развивать творческие способности;
развивать пространственное мышление детей.
Оборудование: картонные коробки, ножницы, карандаши,
клеящаяся бумага, пенопласт, скотч.
Ход занятия
Организационное начало занятия
Цель нашего занятия – подготовить коробку из под сока к работе и сделать разметку из клеящейся бумаги.
Основная часть занятия
Вступительная беседа о коробочках и их сходства с предметами.
- В течении года мы с вами работали с бросовым материалом, сегодня будем работать с картонными коробками. Какой формы коробок бывают?
( квадратная, прямоугольная, круглая, треугольная и т.д.)
- Давайте же подумаем, и в каждой коробке можно найти реальный предмет из нашей жизни. Например, прямоугольная – дом, плита, шифоньер и т.д.
- А если пофантазировать, то прямоугольная коробка, это – собака, лягушка, человек.
- Квадратная коробка – телевизор, аквариум, стол и т.д.
(цыпленок, робот и т.д.)
- Круглая – кастрюля, шкатулка и т.д.
(ежик, колобок, акробат).
- Молодцы, как же много предметов можно сделать из пустых картонных коробок. Сегодня мы начинаем делать из коробки из-под сока куклу. Вот такую фантастическую куклу
(показ образца).
- Посмотрите и назовите, чем отличается эта кукла от всех других кукол?
(формой и тем, что она сделана нами).
Подготовка основы
Конечно же, у этой куклы есть и голова, волосы, лицо, платье, руки, ноги, но форма у нее необычная – прямоугольная.- С чего начнем ее делать?
(с платья, головы и т.д.)
- Начнем ее делать с основы, нам нужно подготовить коробку из под сока к работе. Сейчас каждый из вас будет набивать коробку кусочками пенопласта, чтобы она была твердая, упругая и держала форму. (набивание детьми основы для куклы и заклеивание скотчем отверстия)
Физкультминутка.
Разметка на бумаге
- Следующий этап нашей работы это чертеж, разметка на клеющей бумаге головы куклы.
- Берем клеющую бумагу и делаем чертеж. Вымеряем размер верхней части головы, т.к. коробки у всех разные. Размеры снимаем самостоятельно. Вам нужно измерить высоту и ширину верхней части, получается прямоугольник.
Практическая самостоятельная работа детей
- Теперь отметьте с каждой стороны еще 1 см. В каждом углу вырежьте маленький квадратик размером 1см на 1 см. Это у вас получилась верхняя часть головы.
(дети вырезают, примеряют, педагог контролирует разметку).
- Дальше вам нужно сложить все стороны прямоугольника, который вы уже начертили, но без приступа 1 см. Это у вас получилась длина полоски для лица куклы. Высоту головы измеряли самостоятельно, разделите коробку визуально на 3 части, одна из частей – голова, измерьте ее. Это и будет высота головы. Чертим полоску, возьмите вашу длину и прибавьте с одной стороны 1 см и высоту. Получился прямоугольник. Вырезаем.
(педагог контролирует и помогает).
- Наше занятие подходит к концу, заканчиваем ваши работы, прибираем свое рабочее место.
III. Подведение итогов занятия- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Коробки из-под сока мы подготовили к дальнейшей работе и сделали чертеж, вырезали детали для головы из клеящей бумаги.
-На следующем занятии мы с вами продолжим работу,займемся оформлением головы куклы. На этом наше занятие окончено.
КОНСПЕКТ
занятия в объединении «РУКОДЕЛЬНИЦА»
с детьми 2-го года обучения
Тема: ОФОРМЛЕНИЕ ШКАТУЛКИ
Цель занятия: учить детей оформлять шкатулку природным материалом.
Задачи занятия:
учить детей составлять эскиз оформления шкатулки с учетом особенностей природного материала;
закреплять знания детей о способах расположени деталей, используемых в декоративной аппликации;
развивать пространственное мышление и творческое воображение детей;
воспитывать самостоятельность при выполнении работы.
Оборудование: оформленная шкатулка (образец педагога), шкатулки-заготовки детей, ножницы, клей, бумага, карандаши, ластик, срезы дерева.Ход занятия
1. Организационное начало занятия
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работу по теме «Лесное царство», тема сегодняшнего занятия «Оформление шкатулки».
2. Вступительная беседа о возможных способах оформления
- В прошлом году мы с вами выполняли различные работы из природного материала. Давайте вспомним, что мы делали? (Аппликации из засушенных листьев, плоских и объемных цветов, композиции из овощей, берестяные карандашницы, мозаику из крупы и др.)
- На прошлом занятии мы с вами подготовили шкатулки для оформления. Какие будут предложения по оформлению ее?
- А хотите сделать оформление из материала, который мы ни разу еще не использовали? Этот материал – дерево, а точнее, срез тонкой веточки дерева.
- Обратите внимание – срезы дерева все разные по размеру и цвету. Как мы можем использовать это в своей работе? (Поочередно выкладывать по цветам, использовать размеры среза в рисунке с увеличением или с уменьшением, составление рисунка способом подбора цветов и др.)
- Также мы можем выполнить мозаику контурную или сплошную. Кто помнит, чем отличаются эти виды мозаики?
3. Показ образца
- Посмотрите на мою шкатулку и скажите какой вид аппликации я использовала? (декоративный)
- А какие еще виды аппликации вы знаете? (сюжетные, предметные)
- Какие виды аппликации можно использовать в нашей работе, почему?
- Какой вид аппликации для нашей работы наиболее оптимальный? Почему?
4. Составление эскиза
- Что нужно сделать обязательно, чтобы разместить на шкатулке все то, что вы хотите? Правильно, нужно составить эскиз.
- Возьмите листочки и карандаши, подумайте и решите, какой вы составите рисунок для шкатулки? Можно составить несколько рисунков и выбрать лучший. Каждый придумывает свой вариант.
5. Практическая работа детей
Педагог индивидуально работает с каждым, помогает, советует, рекомендует. В случае, если дети быстро справятся с составлением эскиза, то тогда детям предлагается перенести эскиз на шкатулку.
6.Подведение итогов работы
- Рассмотрите свои эскизы, сравните с эскизами товарищей, выберите лучший, наиболее удачный, на ваш взгляд.- На мой взгляд, ваши решения объективны. Я думаю, что из этих эскизов получатся интересные варианты оформления шкатулочек.
- Убираем свое рабочее место, инструменты ставим на место.
КОНСПЕКТ
занятия в объединении «Бумажная фантазия»
с детьми1 года обучения
Тема занятия: «Салфеточное чудо».
Класс: 4класс
Тип занятия: комбинированный с применением личностно- ориентированного обучения.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Цель занятия: Создание коллективной композиции – букета цветов в технике объемная аппликация
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с технологией создания «букета цветов» из цветных салфеток;
- расширять представление детей о новых приёмах работы с бумагой;
- учить детей анализировать образец работы, планировать, контролировать выполнение своей работы;
Развивающие:
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности;
- совершенствовать образно – логическое, конструктивное и творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, точность, обязательность, бережное отношение к материалам и инструментам,;- воспитывать любовь к родному языку и культуре, к природе, трудолюбие, добросовестность, эстетический вкус;
- формировать умение работать в коллективе и для коллектива.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- развитие эстетических чувств,
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности,
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы,
- научиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней,
- вырабатывать способность различать способ и результат действия,
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие задачи,
- развивать внимание и наблюдательность;
Познавательные УУД:
- развивать способность смыслового восприятия,
- осуществлять анализ объектов,
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков,
- умение рассматривать, сравнивать;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук, ватман - основа коллективной композиции, шаблоны различных цветов из цветного картона, пластилин
Зрительный ряд: компьютерная презентация по теме, образец работы, рисунки детей, стихи о маме на русском и марийском языках.
Оборудование и материалы:
Для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, шаблоны различных цветов из цветного картона, пластиковая чаша, небольшая выставка цветов, готовые изделия, раздаточный материал (схема выполнения корзинки, цветка).
Для учащегося: ножницы, степлер, клей, салфетки, ленты, бусы ,креповая бумага, для декорирования корзинки джутовая нить.
Материалы к занятию: технологические карты.
План занятия:
1 .Орг. момент
2.Постановка вопроса темы.
3.Правила техники безопасности
4.Практическая работа
5.Физкультминутка
6. Оформление изделия
7.Рефлексия
Ход занятия:
А занятие я хочу начать со стихотворения С.Я. Маршака.
Нет в мире ничего нежней и краше,Чем этот сверток лепестков,Раскрывшейся благоуханной чашей,Как он прекрасен, миленьки цветок.
Цветы – странные создания природы. Они распускались на нашей планете, задолго до появления самых отдаленных предков человека.
Разве не удивительно, что через полторы сотни миллионов лет цветы оказались воплощением изящества и красоты для людей?
– Наверно вы догадались, о чем пойдет речь на занятии? ( ваши предположения)
2.Сообщение темы.
Сегодня на занятии мы будем с вами выполнять корзинку с цветами ведь скоро у нас праздник 8 марта и соберем их в коллективную композицию из цветов!
– Скажите, а какую роль цветы играют в жизни человека? (ответы ребят)
Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.
С их помощью мы выражаем добрые чувства и движения души – любовь, признательность, верность. И сейчас я хочу показать вам цветы,
В руках человека цветы оказались неиссякаемым источником новых необычных форм и неожиданных сочетаний красок. В мире выведены десятки тысяч сортов и разновидностей цветов. Примерно также дело обстоит и с декоративными цветами, вернее с конструкциями, которые нередко напоминают формы настоящих живых цветов. Назначение их, впрочем, совершенно такое же – они призваны радовать наш глаз, вызывать добрые чувства.
–Скажите, а для чего могут быть использованы букетики цветов? (ответы ребят)
3.Правила техники безопасности
Что нам нужно для выполнения работы?( ответы детей
Предварительно давайте вспомним правила работы:
При работе с ножницами:
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу ручками вперёд.
Будь внимателен! Во время работы не отвлекайся! Не режь ножницами на весу.
Как работаем с клеем ?При работе со степлером необходимо соблюдать осторожность!
Я думаю, что в нашей работе вам потребуется ваше терпение и ваша усидчивость. И если вы запасетесь этими качествами, то с работой справитесь обязательно.
4.Практическая работа (слайды)
Я думаю, у вас все получится. Если у вас возникнут вопросы или затруднения вы можете обратиться ко мне. Ребята самостоятельно начинают
выполнять работу.
5.Физкультминутка
Раз, два, три,четыре,пять,
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик самый сильный
Этот пальчик для того - чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный – и стоит он в середине
Этот пальчик безымянный- он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
6. Оформление изделия
Демонстрация готовых изделий. Склейвание в общую корзинку.
-Давайте попробуем оценить ваши работы. Какие чувства вызывают у вас ваши цветки?
Каждый из вас вложил частичку своего творчества в коллективную работу. А какой букет у нас получился замечательный.( цветы и белые и синие и красные)
7.Итог занятия
Наше занятие подходит к концу.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
-Что нового вы сегодня для себя узнали?
-Какие возникли трудности при выполнении работы?
-Что больше всего вам понравилось?
Сегодня на занятии мы изучили технологию выполнения цветка.
Научились изготавливать цветок из салфеток и с заданием все справились. Букет из цветов мы подарим вашему классному рук.
Молодцы